Опыт работы по теме "Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка"
Учитель начальных классов Федорова Валентина Анатольевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пятницкая средняя общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородской области»
Развитие орфографической зоркости
на уроках русского языка как средство повышения грамотности учащихся
Федорова Валентина Анатольевна
учитель начальных классов
МОУ «Пятницкая средняя
общеобразовательная школа
Волоконовского района
Белгородской области»
п. Пятницкое
2010 г.
Содержание
I. Информация об опыте……………………………………………………
II. Технология опыта………………………………………………………..
III. Результативность опыта………………………………………………….
IV. Библиографический список……………………………………………..
Информация об опыте
Проблема формирования орфографического навыка в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.
Я работаю над проблемой «Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка как средство повышения грамотности учащихся». Проблема эта очень актуальна, так как начальная школа закладывает основы грамотного письма. И от того, насколько полно будут сформированы орфографические навыки ученика в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка, его способность усваивать программный материал в последующих классах.
Обратиться к этой проблеме меня побудили следующие противоречия:
- между знаниями учащихся теоретического материала и неумением применять эти знания в процессе письма;
- между требованиями педагога и неспособностью ряда учеников соответствовать этим требованиям;
- между стремлением личности к гуманным общественным ориентирам и отсутствием их в современном обществе.
Работая над этой проблемой, я для себя сделала выводы, что главным в обучении правописанию считается орфографическое правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Но ее решение возможно лишь при условии, что ученик видит объект применения правила – орфограмму. Только сумев найти орфограмму, ученик сможет решить вопрос о ее конкретном написании. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка (Это видно из таблицы, приведенной ниже).
Сравнительная характеристика
качества знаний
Количество учащихся в классе
Качество знаний учащихся
за год
Качество
устных
ответов
Качество письменных ответов
20 человек
68 %
80 %
40 %
Изучая теорию развивающего обучения Л.В.Занкова, теорию проблемного обучения И.Я.Лернера, учения поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, выделила следующие цели и задачи в работе по формированию орфографической зоркости:
Начинать работу надо уже в период обучения грамоте на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
Ввести понятие «опасное» место, чтобы насторожить детей появления возможной ошибки.
Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.
Развивать фонематический слух.
Обучать правильному списыванию текста.
Прививать интерес к чтению.
Интегрировать уроки русского языка и чтения.
Развивать словарный запас детей.
Развивать логическое мышление и аналитико-синтетические способности.
Анализ психолого – педагогической готовности детей к обучению в школе.
Диагностика готовности проводилась по трем составляющим: физическая, психологическая, социальная.
В 2009 году было обследовано 20 школьников. 12 из них были не готовы к принятию новой роли школьника, усвоению нового (учебной деятельности), т.е. у этих детей не был сформирован психологический компонент.
Мотивы учения:
- положительный учебный – 3 человека;
позиционный – 15 человек;
- отрицательный – 2 человека.
Зрительный анализ
Способность принимать учебную задачу:
Обладает способностью – 9 человек;
Не обладает способностью – 11 человек.
Уровень обобщения:
Владеют – 4 человека;
Не владеют – 16 человек.
Память зрительная – 15 человек;
Память аудиальная – 5 человек.
Восприятие зрительное – 13 человек
Восприятие слуховое – 7 человек.
Физиологическая готовность определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Это состояние отражено в медицинских картах.
Год
Всего учащихся
Дети с хроническими заболеваниями
Дети с ослабленным зрением
Подвержены простудным и инфекционным заболеваниям
2009 - 2010
20
3
4
6
Физиологическая готовность предполагает готовность детей к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе.
По результатам анкетирования родителей выявлено, что у 70 % учащихся данной группы остро протекает кризис до 7 лет, что говорит о формировании в детском сознании социальной позиции.
50 % опрошенных из группы детей представляют собой эмоционально – благополучную категорию. Это дети, у которых «я» реальное и «я» идеальное совпадают. Качество знаний, умений и навыков учащихся, результаты их учебной деятельности находятся в зависимости от состояния их здоровья. Анализ данных о состоянии здоровья свидетельствует о необходимости решения целого комплекса мер: от наиболее оптимального распределения учебной нагрузки до создания в классе наиболее благоприятной социально-психологической атмосферы.
В качестве причин неуспеваемости ребенка можно назвать множество разных обстоятельств (часто болеет, поменялась школа или учитель), черт личности и характера (застенчивость, агрессивность, чрезмерная активность), ситуации (конфликт в семье, неприязненные отношения с учителем и одноклассниками) и т.д.
Все это можно объединить в три группы факторов: психологические, педагогические, патологические.
Психологические факторы:
- не развита саморегуляция;
- не сформированы умения самостоятельно управлять своей умственной деятельностью;
- недостаточность или нарушение мотивации;
Социальная незрелость, чаще всего это безнадзорность.
Педагогические факторы:
- количество и состав учеников в классе;
- первая или вторая смена обучения;
-квалификация и стиль обучения первой учительницы;
- программа, по которой ведется обучение.
Патологические факторы:
- нарушения в познавательной сфере;
- нарушения в развитии личности;
- нарушения в сфере межличностных отношений.
Массовые проверки качества знаний учащихся свидетельствуют о том, что знания многих учащихся по русскому языку поверхностны, формальны.
Существует ряд узкопредметных проблем:
чрезвычайно беден словарный запас школьников;
не развито умение связывать теорию с практикой;
снижен интерес к учебе;
не усваивается то главное, что определяет культурный уровень человека;
невысокий процент числа учащихся, обладающих прочными знаниями.
Исследование учебной деятельности младших школьников, выявленные противоречия и проблемы, позволяют выделить следующие цели в работе по формированию орфографической зоркости:
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие мышления и формирование школьника как личности: воспитание его гражданских качеств, развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности, трудолюбия, ответственности за выполняемую работу, способности преодолевать трудности;
знакомство с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, со всеми частями речи, с простейшими видами предложений, с членами предложения и рядом орфографических правил;
знакомство с лексическим значением слова, его многозначностью;
развитие умения анализировать, сопоставлять, группировать и обобщать языковой материал, находить главное;
формирование умений и навыков литературной речи;
выработка осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка слова, предложения.
Одним из важнейших условий, обеспечивающих усвоение знаний, является их систематическая проверка и оценка. Основными видами письменных работ по русскому языку являются списывание, диктанты, обучающие изложения и сочинения.
В целях повышения познавательной активности использую различного рода учебные задачи с привлечением дидактических игр и игр занимательного характера (кроссворды, шарады, ребусы, игры в «путешествия» слов и др.).
Ведущей педагогической идеей является идея педагогического сотрудничества, в основу которого положен «принцип положительного эмоционального фона обучения».
Исходя из этого, мною определены основные принципы педагогической деятельности:
- уровневая дифференциация (принцип индивидуального подхода к каждому ученику с целью его максимального развития);
- организация совместной работы учителя и учащегося (принцип сотрудничества);
- актуализация результатов обучения (применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков).
Сущность опыта работы заключается в целенаправленной работе по формированию орфографической зоркости.
Новизна опыта заключается в выработке системы работы по формированию орфографической зоркости.
Трудоемкость опыта заключается в его переосмыслении, в отборе методов и приемов работы, средств организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей и особенностей учащихся.
Технология опыта
Известно, что орфографическая зоркость развивается постепенно в процессе выполнения различных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Первый этап – выяснительно – организационный.
Цель: проанализировать ошибки в работах, установить «группу риска» и наметить пути устранения наиболее типичных ошибок.
Разработка «Экрана грамотности» для учителя.
Разработка памятки «Работа над ошибками для учащихся».
Второй этап – методико – отборочный.
Ставит задачу: «С чего следует начинать работу по формированию орфографической зоркости, так необходимой для выработки грамотного письма».
Часто учителя, работая над формированием орфографической зоркости учащихся, в первую очередь стремятся быстрее познакомить их с правилом и приступить к их практическому применению. Это не рационально, так как ученики, выяснив какую букву надо вставить в слово, самостоятельно не могут использовать на практике изученные правила.
Почему так? Легко ответить: пропуски в словах уже есть, орфографическая задача поставлена, ученики успешно справляются с заданием.
Поэтому–то в диктантах и творческих работах бывает много ошибок.
При написании диктанта учащиеся не применяют правила, так как не находят «опасные» места в слове, где нужно его применить. Таким образом, одной из важнейших причин низкой грамотности является неумение видеть орфограммы.
Одним из важнейших условий формирования орфографической зоркости учащихся является развитый фонематический слух.
Работая много лет в начальной школе, я поняла, что прежде всего необходимо учеников научить слышать звуки, определять их количество в словах, различать гласные и согласные звуки, находить ударные и безударные гласные. Необходимо научить детей видеть и узнавать орфограммы в слове, приучить к самоконтролю. В пособии «Как преодолеть трудности в обучении чтению» авторы С.Н. Костромина и Л.Г.Нагаева утверждают, что без сформированного фонематического слуха невозможно научиться читать. Поэтому важно на уроке решать орфографические задачи.
При их решении важно спрашивать у учеников: «Какую букву нужно проверять при письме и почему?», «Как вы это будете делать?», «Что нужно сделать, чтобы написать верно?».
Предупреждение орфографических ошибок – одно из главных условий успешного обучения учащихся грамотному письму. Так, уже в период обучения грамоте, требую, чтобы ученики, прежде чем записать слово, сделали его звуковой анализ и, записывая, проговаривали по слогам.
При изучении любой орфографической темы в целях предупреждения ошибок широко использую такие виды упражнений, как объяснительный и предупредительный диктанты, письмо по памяти с предварительным орфографическим разбором, комментированное письмо и запись текста под диктовку с последующей сверкой с записью на доске или в учебнике, выборочное списывание и выборочный диктант.
Особенно часто использую на уроках комментирование, которое помогает учащимся избежать возможных ошибок и содействует наиболее прочному усвоения материала. Предложения для комментирования часто придумывают сами дети с опорой на иллюстрацию, на конкретный предмет. Большое значение придаю словообразовательным упражнениям – составлению гнезд родственных слов.
Систематическая работа над словом способствует развитию умственной деятельности. При постоянном ориентировании учащихся на обнаружение орфограммы орфографическая зоркость уже к концу первого года обучения составляет около 65 %.
На всех уроках изучения нового материала, закрепления, повторения, обобщения, мы выполняем тренировочные упражнения на основе алгоритма. Усвоив алгоритм, мы выходим на более высокий уровень работы. Орфографические минутки, включая работу над ошибками, письмо по памяти, работу с деформированным текстом, работу с текстом «Исправь ошибки», выбор из окружающих предметов тех, в названии которых есть изученные орфограммы – вот далеко не полный перечень тех заданий, которые делают орфографическую работу увлекательной и творческой. Следует давать детям трудные случаи написания, сложные литературные тексты для орфографического анализа.
Эффективным средством развития познавательной деятельности на уроке является индивидуальная работа с перфокартами, работа в парах, в группах. Именно она, на мой взгляд, создает психологический комфорт, особенно для детей со слабой подготовкой.
Так же на этом этапе я использую некоторые приемы:
«Волшебный» квадрат (5×5). Используется для проверки написанного: накладывается на первое слово предложения и постепенно двигается вправо, открывая сначала первый слог, потом второй. Таким образом, он легко обнаружит пропуски, если ученики будут внимательны.
«Жужжащее» чтение (3-5 мин) на уроках чтения, орфографическое проговаривание на уроках русского языка.
Письмо с проговариванием.
Повторение изученных орфограмм в виде ежедневной орфографической зарядки.
Формулировка правил с порой на ключевые слова, но чтобы ребенок умел применить правило, необходимо владение приемами умственной работы. Если ребенок смог «открыть» для себя прием умственной работы, соответствующий правилу или группе правил, он сможет применять это правило успешно. Однако открыть эти приемы самостоятельно могут не все, надо помочь детям. Рекомендую предложить игру в «составление инструкций» из двух или трех действий для объяснения орфограммы. Такая работа помогает ученику усваивать правила более осознанно и прочно, а применять их более уверенно.
Алгоритмы – памятки. Они помогают учащимся развивать навыки самоконтроля.
Игровые моменты, которые привлекают внимание детей к данной орфограмме и создают условия для мотивации обучения.
а) Игра «третий лишний»
- Вычеркните лишние слова:
Лес, лестница, лесничий.
Смешной, смешивать, смешать.
б) Игра «Назови ошибку».
- Выдели слова, обозначающие предметы:
Парта, школа, ученик, играет, куклу.
Солнце, море, синее, песок, место.
в) Найди «Опасное место».
- Учитель называет слово, если в нем есть «опасное» место, дети хлопают в ладоши.
г) Использование жестов.
- Учитель называет слово. Если в слове безударная гласная «а» - руки в стороны, если «о» - приседают.
Третий этап – тренировочно – технологический.
Целью данного этапа состоит в том, чтобы ученики писали слова с предложенными орфограммами и обосновывали свой выбор.
Упражнения подбираются разнообразные, чтобы они не наскучивали детям, и интерес к ним возрастал. Для этого предлагаются слова с орфограммами в более занимательной форме:
- списывание с доски с пропуском букв;
- использование различных группировок;
- работа в паре с последующей проверкой;
- использование ребусов, кроссвордов, загадок;
- диктанты закрепительные, с комментированием, объяснительные, выборочные, распределительные, предупредительные, картинные;
- диктант «Проверяю себя». При этой работе необходима доброжелательная обстановка, особый такт учителя, чтобы ученик чувствовал, что учитель его помощник;
- творческие работы, цель которых расширять словарный запас и развивать связную речь;
- свободные диктанты, изложения, сочинения, мини-диктанты;
- опорные таблицы, памятки.
По ходу изучения орфографических тем даю срезовые работы, тесты, диктанты.
Если на начало года орфографическая зоркость составляла примерно 40 %, то после тренировочных упражнений на основе алгоритма – 65 %.
С усложнением материала познавательный интерес к орфографической работе не уменьшается. Это показывают результаты анкетирования. Из 25 учеников 17 назвали «Русский язык» в тройке любимых.
Эффективным видом работы на уроке считаю самостоятельную работу, так как она формирует навыки учебной работы, активизирует мышление, создает условия для развития интереса. Работу дифференцирую по уровням. Для проверки привлекаю консультантов, использую самопроверку, взаимопроверку. При фронтальной работе использую средства обратной связи – «светофоры», «сигнальные карточки».
Четвертый этап – итогово – диагностический.
Цель: умение правильно писать слова с отработанными орфограммами. Для этого проводятся разные виды слуховых диктантов: словарные, диагностические (до 10 слов) на 3 – 4 диагностируемые орфограммы, что позволяет сравнивать их усвоение; слова даются вперемешку.
При анализе работы определяется навык письма, слова, в которых были допущены ошибки, включаются в разнообразные упражнения и задания.
Первую страницу тетради оставляю чистой. Вверху крупными буквами пишу: «Запомнить». Сюда учащиеся записывают слова, в которых допускают ошибки. Учащиеся запоминают их, составляют с ними предложения.
При проверке любой работы ошибки в словах на пройденные правила лучше не исправлять, а за полями ставить палочку, для того чтобы ученик сам ее исправил. Если он затрудняется, то обращается за помощью к соседу по парте, если оба не справляются, зовут к помощи учителя или консультанта из сильных учеников.
Заключительным этапом всякой работы является проверка знаний. Различные виды проверочных работ, предупредительные диктанты, диктанты с обоснованием, диктанты с простукиванием.
Это примерная схема контроля, по результатам которого я сужу о формировании навыка грамотного письма.
Важно понимать, что быстрота и прочность усвоения орфографических навыков зависит как от общего развития детей, так и от развития их отдельных способностей: наблюдательности, внимания, памяти, воли, способности анализировать, а успех всей работы зависит от ряда условий, главным из которых являются:
четкое планирование всей работы;
тренировочные упражнения, опирающиеся на слухоартикуляцион-ные, зрительные, рукодвигательные восприятия;
систематический и разносторонний характер работы по орфографии;
постоянный контроль за усвоением изученных орфограмм.
Такая система работы дает хорошие результаты. Главным достижением, ее оправдывающим, является то, что в 5-м классе уровень грамотности не падает. На итоговом контрольном диктанте ученики показывают хорошие результаты: справляются на «4» и «5» около 80 % учащихся.
III. Результативность опыта
В первом классе после проведенной диагностики, я разделяю учащихся по отношению курсу русского языка на три группы:
I группа – учащиеся с низким темпом усвоения материала;
II группа – учащиеся со средним темпом усвоения материала;
III группа – учащиеся с высоким темпом усвоения материала.
Итогом разработки системы по формированию орфографической зоркости является то, что дети из первой группы постепенно переходят во вторую, а из второй – в третью
-
год
группа
2008 – 2009 уч. год
2009 – 2010 уч. год
I
12
8
II
9
11
III
4
6
Библиографический список
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1985 г.
Желек П.С., Репкин В.В. Из опыта обучения закономерностям русской орфографии.// Обучение орфографии в восьмилетней школе. М.1974 г.
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. Санкт – Петербург, 2002 г.
Львов М.Р. Перспективы методики правописания в начальных классах. // Начальная школа. – 1989 №8
Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990 г.
Репкин В.В. Формирование орфографического навыка как умственного действия. // Вопросы психологии. – 1960 г.
Розенталь Д.Э. Вопросы русского правописания. Практическое руководство. Изд. 3-е. Изд. МГУ, 1970 г.
Чистякова Л.Н. Приемы работы по предупреждению орфографических ошибок. // Начальная школа. – 1997 г. №2
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ