Урок русского языка с применением ИКТ во 2 классе по теме "Разделительные Ь и Ъ знаки"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 36
п. Новый Уоян МО «Северо-Байкальский район» Республики Бурятии
Урок русского языка
во 2 классе (система РО Л.В. Занкова)
Разделительные
Ъ и Ь знаки
Подготовила
учитель начальных классов
Мартыненко Нина Васильевна
Новый Уоян 2010
Информационная карта урока
Урок русского языка, 2 класс.
Учебное пособие: УМК Л.В. Занкова. Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. – Самара; издательство «Учебная литература». - Издательский дом «Фёдоров», 2009
Яковлева С.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь № 2 (под редакцией Неча-
евой Н.В.) – для 2 класса. Самара; издательство «Учебная литература». - Издательский дом «Фёдоров», 2010
Тема урока: «Разделительные Ъ и Ь знаки».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Задачи урока.
Обучающий аспект:
наблюдать за позицией написания Ъ и Ь знаков;
сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь знаков;
повторить понятия словообразования: состав слова, родственные слова, чередующиеся согласные в корне слова.
Развивающий аспект:
уметь осуществлять мыслительные операции - анализировать содержание, сравнивать, выделять главное, делать вывод;
развивать коммуникативные навыки.
Воспитательный аспект: воспитывать культуру общения, формировать чувство взаимопомощи, товарищества.
Методы и приёмы, используемые на уроке: наблюдение, сравнение, анализ.
Структура урока.
1. Подготовительный.
Усвоение нового.
Физминутка.
Первичное закрепление.
Итоговая рефлексия.
Единица содержания образования: алгоритм способа действия для решения орфографических задач в написании Ъ и Ь разделительных знаков.
Граница знания-незнания:
дети знают: состав слова; родственные слова; умеют выделять в слове корень, приставку, суффикс, окончание; роль Ь знака в слове (смягчает согласный звук и показывает, что согласный звук не сливается с гласным); Ъ знак пишется после приставки на согласный перед е, ё, ю, я;
не знают: что общего в правилах правописания разделительных Ъ и Ь знаков и что их различает.
Техническое обеспечение урока:
мультимедийная установка;
авторская презентация, подготовленная с помощью Microsoft Power Point.
Эпиграф к уроку.
Известное правило подсказывает новое
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Подготовительный этап.
- Ребята, как прошла перемена?
- Нормально! Весело! Мы играли!
- А как наши первоклассники? Привыкли? Никто не плакал?
- Если вы увидите на перемене плачущего первоклассника, как вы поступите?
- Какие у него могут быть причины для плача?
- При вашем таком отношении первоклассники в нашей школе никогда не будут плакать. А вот Даша сказала: «Андрюшенька». Как образовалось это слово?
- Какие это слова: Андрей – Андрюшенька?
- Назовите друг друга уменьшительными и ласкательными именами.
- Как мы получаем родственные слова?
- Откройте рабочую тетрадь № 2 на странице 15. Прочитайте текст задания 26.
- Что должен знать автор, чтобы написать поэтический текст?
- Впишите подходящие слова.
- Кто хочет прочитать свой вариант? Читай, Юля!
- Почему же не могут дружить волк и баран? Как в жизни выбирают себе друга? Посоветуйте.
- Напишите однокоренные слова к слову друг. Выделите общую часть.
- Что мы с вами наблюдаем?
- А сейчас внимание! Творческое задание. Мальчики составляют предложение со словом друг, а девочки – со словом подруга. (Работаем устно)
- Что же изменялось в словах друг и подруга?
- Нет, кажется. Не заметили.
- Он мог заблудиться и не найти своих одноклассников. Я его доведу до класса.
- Его могли обидеть. Я его успокою.
- А я спрошу его имя и назову ласково: «Андрюшенька, не переживай!»
- При помощи суффикса.
- Это родственные слова. Они близки по смыслу и имеют общую часть.
- Нам в этом помогают приставка и суффикс.
- Рифму, созвучие слов в строчках.
- Чтобы складно было.
- Чтобы они подходили по смыслу.
Самостоятельная работа учащихся.
- Говорит барану волк:
- Ну, какой от дружбы толк?
Если мы с тобой друзья,
Значит, съесть тебя нельзя!
- Лучше выбирать себе друга своего возраста.
- С теми, кто дерётся, грубит, поступает нечестно, лучше не дружить.
Дети записывают: друг, подруга, дружный, друзья, дружба.
- Наблюдаем в корне однокоренных слов чередование звуков г//ж, г//з.
Ответы детей.
- Мы с другом ходили на рыбалку.
- Я поздравил друга с днём рождения.
- Я ходила к подруге в гости.
- Изменялась форма слова.
II этап. Усвоение нового
- А сейчас я предлагаю обратиться ещё раз к тексту. Выразительно хором прочитаем монолог волка.
- Обратите внимание на слова друзья, нельзя. Что вы заметили? Что можете сообщить?
- Когда же пишется разделительный Ь?
- Какое правило русского языка нам надо знать, чтобы написать слово съесть?
Слайд № 1.
Слайд 2.
- Исследуйте данные слова, распределите в две группы, выбрав обоснование.
- Обоснуйте предложенные варианты.
- Проанализируйте и сравните группы слов. Что общего в правилах правописания Ь и Ъ знаков наблюдаете? Что их различает?
Слайд 3.
- А теперь прочитаем вывод в учебнике и сравним со своими наблюдениями.
Слайд 4. Алгоритм написания разделительных Ъ и Ь знаков.
Сообщение учителя.
Эти знаки – буквы две –
Верно служат при письме.
Им почёт и уваженье
За примерное служенье.
Вот, как видишь, не пустяк
В алфавите каждый знак.
Хоть мягкий и твёрдый знаки родные братья, но характеры у них разные. Мягкий знак – добрый, ласковый, всё время старается смягчить. А твёрдый знак отличается молчаливостью и твёрдостью.
Читают хором (текст из рабочей тетради № 2, задание 26).
- В этих словах работает орфограмма «мягкий знак».
- В слове нельзя ь знак указывает на мягкость согласного звука.
- В слове друзья ь знак разделяет согласный и гласный.
- После согласного перед и, я, ё, ю, е.
- Перед буквами гласными, которые дают два звука, когда они в начале слова или слога.
- Здесь появляется Ъ. Он пишется после приставки на согласный перед буквами гласного, которые произносится со звуком [й'].
- И ещё Ь здесь – показатель мягкости согласного.
Вьюга, подъезд, объём, семья, ружьё, разъезд.
Дети предлагают и записывают в тетрадь, выделяют в словах приставку, корень.
вьюга подъезд
семья объём
ружьё разъезд
(Проверка на слайде № 2)
- В одну группу поместили слова с разделительным Ь знаком, во вторую группу – с разделительным Ъ знаком.
- Они выполняют одну работу – показывают, что согласный звук не сливается с гласным.
- А я наблюдаю, что пишутся они перед буквами е, ё, ю, я.
- А различие в том, что Ь разделительный пишется в корне слова, а Ъ знак пишется после приставки на согласный.
Вывод на стр. 46 учебника. Читают и отвечают на вопросы:
а) когда пишется разделительный ь;
б) когда пишется разделительный ъ.
Ученики работают с алгоритмом.
III. Физминутка (Слайд 5)
IV. Первичное закрепление
Задание № 102 в учебнике.
- Прочитайте, что бывает, когда не пишут Ь и Ъ знаки.
- Перепишите в соответствии с правилами русского языка. В словах с Ъ выделите приставку. Чтобы не было ошибок, опирайтесь на алгоритм.
(Слайд 4).
(Оценки)
Дети читают цепочкой и комментируют, какие правила русского языка не соблюдены.
Самостоятельная работа учащихся.
Итоговая рефлексия
- Какая учебная задача была поставлена?
- Как действовали, решая задачу?
- Какие знания применяли?
- Что общего в правилах правописания разделительных Ь и Ъ знаков? И что их различает?
Рабочая тетрадь № 2, стр. 19, задание 35.
____ пишется после приставки на согласный перед буквами ___________________.
____ пишется в корне слова после __________ перед буквами __________.
- Определить, что общего в правилах правописания разделительных Ь и Ь знаков и что их различает.
- Вспомнили правила, когда пишутся разделительные Ъ и Ь. Наблюдали, выделяли корень слова, приставку.
1. Ъ пишется после приставки на согласный, а Ь пишется в корне слова – в этом различие.
2. Сходство в том, что разделительные Ь и Ъ знаки показывают, что следующая буква гласного произносится со звуком [й'].
3. Надо слушать и определять, в какой части слова находятся разделительные Ъ и Ь.
Дописывают высказывания.
Слайд 6.
Использованная литература: Нечаева Н.В. Методические рекомендации к курсу «Русский язык. 2 класс». - Самара; издательство «Учебная литература». - Издательский дом «Фёдоров», 2007
Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. – Самара; издательство «Учебная литература». - Издательский дом «Фёдоров», 2009
Яковлева С.Г. Русский язык. Рабочая тетрадь № 2 (под редакцией Неча-
евой Н.В.) – для 2 класса. Самара; издательство «Учебная литература». - Издательский дом «Фёдоров», 2010
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ