Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Упражнение в подборе проверочных слов для названий предметов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная татарско – русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов»

Московского района города Казани















Урок по русскому языку на тему:

«Упражнение в подборе проверочных слов для названий предметов»

2 класс



















Подготовила

учитель начальных классов

2 кв.категории

Самаркина Н.В.


Казань-2009

Задачи: упражнять учащихся в подборе проверочных слов для названий предметов, совершенствовать умения изменять слова, находить однокоренные слова, выделять корень; обобщить представление о берёзе, акцентировать внимание на её эстетическом значении, формировать потребность заботливого отношения к природе.



Оборудование: карточки с заданиями, рисунки детей, красная книга, выставка книг «Берегите мир, в котором вы живёте!», орфографические словари, картина с изображением берёзы.


Ход урока

  1. Организационный момент.

-Мы начинаем урок русского языка. Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что – то новое, сделать своё маленькое открытие.

(Нужно быть внимательными и наблюдательными)

  1. Словарная работа.

- Отгадайте загадку.

Стоит красавица на полянке:

В белом сарафане,

В зелёном полушалке. (Берёза)

(Показываю картину с изображением берёзы)

- С кем сравнивают берёзу в загадке?

(С красавицей в белом сарафане)

- О каких признаках берёзы говорится в загадке?

(Белая кора, лиственное дерево)

-Почему кора белая?

(В коре находится красящее вещество, которое называется бетулин)

(На доску прикрепляю карточку со словом БЕТУЛИН)

- Как называют кору берёзы?

(Береста)

(На доску прикрепляю карточку со словом БЕРЕСТА)

-Посмотрите на слово Б_РЁЗА. Как называется эта орфограмма?

(Непроверяемая безударная гласная )

- Как решить эту орфографическую задачу?

( С помощью словарика)

-Откройте словари, найдите слово берёза, вставьте пропущенную букву и запишите это слово в тетрадь.

- Разделите слово на слоги дугами и определите ударный слог.

-К слову подберите слова, которые называют признаки предмета.

(Вспоминают правило)

(Высокая, молодая, старая, тонкая, ветвистая)

- Подберите слова, названия действия предмета.

(Вспоминают правило)

(Растёт, стоит, склонилась, плачет)

-Придумайте предложение со словом берёза.

(Под моим окном растёт высокая берёза.)

-Найдите грамматическую основу в этом предложении.

3. Фонетический анализ.

-Выполните фонетический разбор слова берёза. (БИР*ОЗА)

4.Физкультминутка.

5.Работа по теме урока.

-Когда так говорят: «Дать берёзовой каши»

(Когда очень сильно хотят наказать кого –то)

-Посмотрите какие ветви у берёзы?

-Как называют такую веточку? (Прутик)

-Как вы понимаете пословицу «И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут» .

(Выделяется сок из повреждённой коры, дерево плачет)

-Запишите пословицу в тетрадь.

-Какое значение имеет это дерево?

(Источник красоты; еда для животных; символ России; дом для насекомых и птиц; лечит людей)

(Сообщения учащихся 2 класса)

-От корня дерева идут новые ростки, а от корня слова образуются новые слова.

-Подберите однокоренные слова к слову берёза и запишите их.

(Берёзка- берёзонька, берёзовый, подберёзовик)

-Почему гриб называют подберёзовик?

-Выполните морфемный разбор этих слов.

-Прочитайте текст выразительно.

………

Илья и Алла гуляли по лесу. Сели они на п-нёк отдыхать. Вдруг на лоб Илье упала капелька. Мальчик поднял гл-за. Откуда дождь? Это плакала б-рёза. Из ранки на ств-ле капал сок. Злые люди ранили дер-во. Дети присыпали ранку з-млёй.

- О чём этот текст?

-Как можем озаглавить текст? (Берёза плачет)

К какому типу речи относится данный текст? (Повествование)

-Найдите слова в которых пропущены буквы. К какой части речи относятся данные слова? (Существительное)

(Вспоминают правило)

-Как называется это орфограмма?

(Безударные гласные в корне)

-Как проверить безударные гласные в корне?

(Вспоминают правило)

-Выпишите слова вставляя пропущенные буквы. Сначала записываете проверочные слова, а потом проверяемые слова.

(Работают у доски)

-В каком слове безударная гласная не проверяется? Почему?

(Берёза)

-Предлагаю прочитать предложение: Срубили деревья – прощай птицы.

-Почему так говорят?

-Чтобы берёза больше не плакала и птицам было где строить гнёзда, нужно беречь природу.

-А как будем беречь природу?

-Вспоминая о берёзе, мы не должны забывать и о других растениях и животных. Ведь многие из них занесены в красную книгу.

(Обращаю внимание на выставку книг)


6. Итог урока.

-Что нового узнали о берёзе?

-С какими новыми словами познакомились?

-Что было трудно?

7. Домашнее задание.

-Какое домашнее задание вы хотели бы получить сегодня?

(Карточки с заданиями)































Список использованной литературы

  1. Русский язык 2 класс. С.В.Иванов, М.И.Кузнецова и др.-М.:Вентана-Граф,2006.

  2. С любовью к природе. Б.Б.Запартович, Э.Н.Криворучко.-М.:Педагогика,1976.

  3. Детская домашняя энциклопедия. Т.В.Нилова.-М.1995.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ