Конспект урока по русскому языку для 2 класса «Упражнение в подборе проверочных слов для названий предметов»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная татарско – русская школа №65 с углубленным изучением отдельных предметов»
Московского района города Казани
Урок по русскому языку на тему:
«Упражнение в подборе проверочных слов для названий предметов»
2 класс
Подготовила
учитель начальных классов
2 кв.категории
Самаркина Н.В.
Казань-2009
Задачи: упражнять учащихся в подборе проверочных слов для названий предметов, совершенствовать умения изменять слова, находить однокоренные слова, выделять корень; обобщить представление о берёзе, акцентировать внимание на её эстетическом значении, формировать потребность заботливого отношения к природе.
Оборудование: карточки с заданиями, рисунки детей, красная книга, выставка книг «Берегите мир, в котором вы живёте!», орфографические словари, картина с изображением берёзы.
Ход урока
Организационный момент.
-Мы начинаем урок русского языка. Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке узнать что – то новое, сделать своё маленькое открытие.
(Нужно быть внимательными и наблюдательными)
Словарная работа.
- Отгадайте загадку.
Стоит красавица на полянке:
В белом сарафане,
В зелёном полушалке. (Берёза)
(Показываю картину с изображением берёзы)
- С кем сравнивают берёзу в загадке?
(С красавицей в белом сарафане)
- О каких признаках берёзы говорится в загадке?
(Белая кора, лиственное дерево)
-Почему кора белая?
(В коре находится красящее вещество, которое называется бетулин)
(На доску прикрепляю карточку со словом БЕТУЛИН)
- Как называют кору берёзы?
(Береста)
(На доску прикрепляю карточку со словом БЕРЕСТА)
-Посмотрите на слово Б_РЁЗА. Как называется эта орфограмма?
(Непроверяемая безударная гласная )
- Как решить эту орфографическую задачу?
( С помощью словарика)
-Откройте словари, найдите слово берёза, вставьте пропущенную букву и запишите это слово в тетрадь.
- Разделите слово на слоги дугами и определите ударный слог.
-К слову подберите слова, которые называют признаки предмета.
(Вспоминают правило)
(Высокая, молодая, старая, тонкая, ветвистая)
- Подберите слова, названия действия предмета.
(Вспоминают правило)
(Растёт, стоит, склонилась, плачет)
-Придумайте предложение со словом берёза.
(Под моим окном растёт высокая берёза.)
-Найдите грамматическую основу в этом предложении.
3. Фонетический анализ.
-Выполните фонетический разбор слова берёза. (БИР*ОЗА)
4.Физкультминутка.
5.Работа по теме урока.
-Когда так говорят: «Дать берёзовой каши»
(Когда очень сильно хотят наказать кого –то)
-Посмотрите какие ветви у берёзы?
-Как называют такую веточку? (Прутик)
-Как вы понимаете пословицу «И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут» .
(Выделяется сок из повреждённой коры, дерево плачет)
-Запишите пословицу в тетрадь.
-Какое значение имеет это дерево?
(Источник красоты; еда для животных; символ России; дом для насекомых и птиц; лечит людей)
(Сообщения учащихся 2 класса)
-От корня дерева идут новые ростки, а от корня слова образуются новые слова.
-Подберите однокоренные слова к слову берёза и запишите их.
(Берёзка- берёзонька, берёзовый, подберёзовик)
-Почему гриб называют подберёзовик?
-Выполните морфемный разбор этих слов.
-Прочитайте текст выразительно.
………
Илья и Алла гуляли по лесу. Сели они на п-нёк отдыхать. Вдруг на лоб Илье упала капелька. Мальчик поднял гл-за. Откуда дождь? Это плакала б-рёза. Из ранки на ств-ле капал сок. Злые люди ранили дер-во. Дети присыпали ранку з-млёй.
- О чём этот текст?
-Как можем озаглавить текст? (Берёза плачет)
К какому типу речи относится данный текст? (Повествование)
-Найдите слова в которых пропущены буквы. К какой части речи относятся данные слова? (Существительное)
(Вспоминают правило)
-Как называется это орфограмма?
(Безударные гласные в корне)
-Как проверить безударные гласные в корне?
(Вспоминают правило)
-Выпишите слова вставляя пропущенные буквы. Сначала записываете проверочные слова, а потом проверяемые слова.
(Работают у доски)
-В каком слове безударная гласная не проверяется? Почему?
(Берёза)
-Предлагаю прочитать предложение: Срубили деревья – прощай птицы.
-Почему так говорят?
-Чтобы берёза больше не плакала и птицам было где строить гнёзда, нужно беречь природу.
-А как будем беречь природу?
-Вспоминая о берёзе, мы не должны забывать и о других растениях и животных. Ведь многие из них занесены в красную книгу.
(Обращаю внимание на выставку книг)
6. Итог урока.
-Что нового узнали о берёзе?
-С какими новыми словами познакомились?
-Что было трудно?
7. Домашнее задание.
-Какое домашнее задание вы хотели бы получить сегодня?
(Карточки с заданиями)
Список использованной литературы
Русский язык 2 класс. С.В.Иванов, М.И.Кузнецова и др.-М.:Вентана-Граф,2006.
С любовью к природе. Б.Б.Запартович, Э.Н.Криворучко.-М.:Педагогика,1976.
Детская домашняя энциклопедия. Т.В.Нилова.-М.1995.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ