Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Большая буква в именах собственных"

Учитель начальных классов Федорова Валентина Анатольевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»









Урок

русского языка в 1 классе

по системе Л. В Занкова

«Большая буква в именах собственных »












Подготовила

Фёдорова Валентина Анатольевна

учитель начальных классов

высшей категории

МОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»






2010г.

Подготовила :

Фёдорова Валентина Анатольевна

учитель начальных классов

высшей категории

МОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»


Тема: Большая буква в именах собственных

Цель: создать условия для закрепления понятия «большая буква» в именах собственных, развития устной речи, активизации словарного запаса, формирования мышления, памяти, грамматической зоркости, привитие интереса к предмету.

Оборудование: плакат «Русская азбука», картина « Три богатыря», стихи русских авторов

Ход урока:

  1. Организационный момент

- Сегодня мы отправимся в страну Больших букв. Вспомним, когда познакомились с большой буквой и, что о ней узнали.

II. Минутка чистописания.

На доске СТРАНАБОЛЬШИХБУКВ

- Как изменить запись, чтобы получилась понятная фраза?

-Разделить на слова. Их здесь- три.

-Запишите. О чем надо помнить?

-Начало предложения пишу с большой буквы. Если предложение повествовательное, то в конце ставлю точку.

Страна Больших букв.

-Почему слово «Большая» написано с прописной буквы?

- Это название страны.

III. Зрительно-слуховой диктант.

- Прочитайте стихотворение И. Измайлова и подумайте, в каких строчках заключена главная мысль.

На доске.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв - подруг.

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.

Буква большая - совсем не пустяк!

В букве большой уважения знак!

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.


- Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

- Запишите это предложение.


- Вот сегодня на уроке и подведем итог тому, какие слова пишутся с большой буквы и почему.

ЗАДАНИЕ 1.

-Запишите текст, определяя границы предложений. Подчеркните имя собственное.

Очень любит Галочка быструю скакалочку серый волк в густом лесу встретил рыжую лису волки там по лесу рыщут, пищу ищут.

Очень любит Галочка быструю скакалочку. Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису волки там по лесу рыщут, пищу ищут.

ЗАДАНИЕ 2.

густом лесу встретил рыжую лису. Волки там по лесу рыщут, пищу ищут. ищут.

Прочитайте имена. Запиши их.

пищу ищут.










Доска




ЗАДАНИЕ 2.

Образуйте от имени фамилию и запишите ее. (Работа по рядам.)

МИХАИЛ, ДЕНИС, СЕРГЕЙ.

Михаил – Михайлов, Денис – Денисов, Сергей – Сергеев.

- Объясните написание данных слов.

- Имена и фамилии людей пишутся с большой буквы.

ЗАДАНИЕ 3.

Образуйте от имени Николай отчество и фамилию и запишите.

-Николай - Николаевич, Николаев.

- Какие ещё слова нужно писать с большой буквы ?

-Отчества людей пишутся с большой буквы.

- Кому доводилось слышать о богатыре Илье Муромце?

- Муромец - это фамилия или отчество? (свободные высказывания детей)

- Он из города Мурома, это фамилия.

В чистом поле пыль поднимается,

Илья Муромец, сын Иванович,

Ко гнезду Соловьеву приближается...

- Как же звать героя по имени - отчеству?

Запишите. (Илья Иванович Муромец)

- Подчеркните начальную букву в словах, это орфограмма.

Учитель читает:

Жили - были дед да баба

С маленькою внучкой.

Кошку рыжую свою

Называли Жучкой.

А Хохлаткою они

Звали жеребенка.

А еще у них была

Курица Буренка,

А еще у них была

Собачонка Мурка,

А еще - два козла -

Сивка да Бурка.

- Что заставило вас смеяться?

- Смешные названия животных. Поэт перепутал клички.

- Давайте наведем порядок и запишем клички животных правильно.

- Кошка Мурка, курица Хохлатка, собака Жучка, корова Бурёнка, жеребята Сивка да Бурка.

- С какой буквы нужно писать клички животных?

-Клички животных всегда пишутся с большой буквы.

  • Почему только кошку можно назвать Мурка?

  • Она мурлычет.

  • Кого называют Буренкой? Почему?

  • Корову назвали так , потому что она бурая.

  • Прочитайте названия животных и объясните их написание.

  • Кошка, курица, собака, корова, жеребёнок, козлы – названия животных. Будем писать с маленькой буквы.

IV. СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

- Прочитайте и назовите только те слова, которые можно писать как с маленькой, так и с большой буквы .

Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Белгород. Кот.

- Пенал, собака, ученик, море, кот - слова, которые пишутся с маленькой буквы. А с большой, если они – первое слово в предложении .

-Что можно сказать об остальных словах?

- Ваня, Петров, Барсик, Сосновка, Белгород - имена собственные. Они всегда пишутся с большой буквы.

V. КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО.

Дядя Федор и Матроскин жили в деревне Простоквашино. Кот Рыжик вытащил из корзины рыжик.

VI. ВЫБОРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ. (по вариантам)

1в.- выписывают предложения с именами собственными.

2в.- выписывают предложения без имён собственных.

Город (Оо)рел - родина моей мамы.

(Оо)рел - хищная птица.

(Чч)ерное море омывает берега разных стран.

(Чч)ерное поле зазеленеет весной.

1в.- Город Орёл – родина моей мамы. Чёрное море омывает берега разных стран.

2 в. – Орёл – хищная птица. Чёрное поле зазеленеет весной.

VII. РЕФЛЕКСИЯ

- Какую цель ставили?

- Вспомнить написание слов, которые всегда пишутся с большой буквы.

- Где и почему встречается большая буква?

- Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия пишутся с большой буквы.

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Придумать сказку о большой букве.





ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Полякова А.В. Особенности учебника для начальных классов в условиях развивающего обучения. - М.: ФНМЦ им. Л.В.Занкова, 1977.

  2. Зверева М.В. Изучение результативности обучения в начальных классах (система Л.В. Занкова). – М.: ЦОР, 2001.

  3. Чутко Н.Я. Проблема обучения и развития и учебная деятельность младших школьников . Самара: Корпорация «Федоров», 2001.

  4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Самара: Корпорация «Федоров», 2004.


6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ