Урок на тему "Формирование этнокультурной идентификации младших школьников в процессе лексической работы на уроках русского языка"
Управление образования администрации Волоконовского района Белгородской области
Формирование этнокультурной идентификации младших школьников в процессе лексической работы на уроках русского языка
Автор опыта:
Паромова Алла Александровна,
учитель начальных классов
муниципального общеобразовательного
учреждения «Пятницкая средняя
общеобразовательная школа
Волоконовского района
Белгородской области»
п.Пятницкое
2009 год
Содержание
Информация об опыте 3
Технология опыта 5
Результативность опыта 11
Заключение 14
Библиографический список 15
Приложение к опыту 16
I. Информация об опыте
Новая концепция образования, современные требования к преподаванию русского языка ставят перед школой задачу формирования через систему предметов филологического цикла духовно богатой, нравственно ориентированной личности, человека, любящего свой народ, свою культуру.
Родной язык, родная речь являются носителями национальной жизни, имеют многовековую историю, составляют предмет гордости носителей языка. Поэтому в современных условиях радикальных перемен в области образования особое внимание уделяется проблеме этнокультуроведческой направленности обучения русскому языку, которая является важнейшим средством развития духовно – ориентационной культуры, языковой личности.
Использование элементов народной культуры в воспитании и обучении подрастающего поколения – это древняя традиция. Она важна в современном социуме, когда состояние нестабильности вызывает потребность в проверенных веками народных традициях, которые содержат гуманистические основы воспитания, созидания нравственных отношений между поколениями. Стало очевидным, что современное подрастающее поколение остро нуждается в изучении и воссоздании утраченных корней русской культуры. В языке каждого народа сохраняется и через язык передается его история, характер и духовность, система нравственных ценностей и др. Языковая личность формируется в стихии национального языка и под влиянием его традиций и обычаев.
Тексты этнокультурологической направленности, вводимые в уроки русского языка, предусматривают решение следующих задач:
систематизация сведений о традициях и обычаях русского народа, знакомство с устным народным творчество нашей местности;
систематизация сведений о неживой и живой природе, труде людей данной местности, о взаимосвязи природных условий и труда людей;
формирование целостного представления об окружающем мире;
воспитание любви к родной земле через знакомство с историей малой родины, прошлого коренного населения, его традициями и обычаями;
развитие орфографической зоркости, формирование языковой личности.
Проблема формирования этнокультурной идентификации младшего школьника и отсутствие методических разработок по обогащению словаря учащихся лексикой этнокультурологического содержания является одной из ведущих в курсе русского языка.
Я работаю над проблемой «Формирование этнокультурной идентификации младших школьников в процессе лексической работы на уроках русского языка». Проблема эта очень актуальна, потому что использование этнокультурологического материала на уроках русского языка не только развивает речь учащихся, но и активизирует их мыслительную деятельность, обогащает нравственно, помогает открыть детям глаза на мир, формирует потребность в самосовершенствовании, самосознании, саморазвитии, повышает культуру речи, знакомит учащихся с народной мудростью, способствует расширению их лексического запаса.
Ведущей педагогической идеей данного опыта является воспитание через систему этнокультурологических понятий языковой личности, любящей свой Родину, язык и культуру, уважающей традиции и культуру других народов
Обратиться к этой проблеме меня побудило следующее противоречие: с одной стороны, необходимость возрождения культурно-исторического наследия прошлого, а с другой стороны, отсутствие в учебниках «Русский язык» автора А.В.Поляковой для 2, 3, 4 класса этнокультуроведческого материала.
Работая над этой проблемой, я для себя сделала выводы, что главным при изучении этнокультуроведческой лексики является использование этнокультуроведческих текстов для бесед, изложений при изучении различных разделов русского языка, а также включение таких текстов при изучении каждой темы или итоговых уроков по теме или разделу.
Опыт моей работы реализуется через систему уроков русского языка с включением в их структуру этнокультурологического материала.
Длительность работы над опытом составляет 3 года с 2006-2009 года.
Диапазон опыта представлен серией уроков, направленных на усвоение младшими школьниками этнокультурологической лексики.
Теоретической базой данного опыта работы являются исследования М.Р. Львова, Н.С. Рождественского, А.В. Текучева, М.С. Баранова, Н.И. Политова, В.В.Виноградов, Л.П.Демиденко, Н.П.Денисова, А.В.Калинина, Э.В.Кузнецова, М.И.Фомина, Д.Н. Шмелева, которые в своих исследованиях четко определили круг проблем, решающихся в рамках лексической работы.
Язык – это составная часть культуры. Будучи отражением национальной культуры народа, язык должен изучаться в неразрывной связи с усвоением культуры этноса. Одной из важных задач современной методики преподавания русского языка в начальной школе является формирование языковой компетентности, национальное воспитание средствами русского языка, включение этнокультурологического компонента в учебный процесс Использование материалов этнопедагогики в системе, способствует развитию интеллектуального фона учащихся, что создает творческий уровень освоения учебной информации.
Разработанная мною система изучения русского языка на этнокультурологическом материале позволяет уже на начальном этапе формировать языковую и этнокультурологическую компетентность младшего школьника.
Работа по данной теме проводится мною систематично, последовательно. Постоянно уточняю цели, задачи, конкретизирую план работы с учащимися. Я разработала и применила на практике серию уроков по русскому языку, используя этнокультуроведческий подход в обучении.
Новизна опыта проявляется в том, что я предлагаю свою систему работы по формированию этнокультурной идентификации младших школьников в процессе лексической работы.
II.Технология опыта
Цель данного опыта заключается в определении методических условий успешной организации лексической работы на этнокультурологическом материале в системе уроков русского языка.
Задачи опыта:
1) организовать лексическую работу на уроках русского языка на основе этнокультурологического материала;
2) разработать уроки русского языка с включением в их структуру этнокультурологического материала.
Слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря зависит качество речи и успешность общения.
Методические основы организации работы на лексическом уровне наиболее убедительно раскрыты М.Р.Львовым в учебном пособии «Методика преподавания русского языка в начальных классах». М.Р.Львов определяет две главные задачи, стоящие перед учеником и учителем:
- задача обогащения словаря учащихся;
- задача активизации словаря.
При организации работы над словарём на основе этнокультурологического материала следует исходить из следующих принципиальных положений:
Работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности.
Содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей.
Анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте.
Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка.
До начала опыта я провела диагностику младших школьников с целью:
1.Определить уровень сформированности этнокультурной идентификации учащихся.
2.Установить сформированность лексических умений учащихся.
Уровень сформированности лексических умений школьников на основе этнокультурологического материала показал следующее (рис. 1):
Рис.1. Сформированность лексических умений учащихся до проведения опыта
Таким образом, исследование сформированности лексических умений учащихся до проведения опыта показывало, что дети не умеют толковать лексическое значение устаревших слов, затрудняются в объяснении смысла пословиц и поговорок, испытывают трудности в подборе синонимов.
Я решила, что для того, чтобы добиться хороших результатов в сформированности лексических умений учащихся , необходимо работать над проблемой «Лексическая работа на уроках русского языка как средство формирования этнокультурной идентификации младших школьников».
С целью постижения русского языка как материальной и духовной ценности народа, как составной части национальной культуры мною была разработана программа и система уроков для начальной школы по формированию этнокультурной идентификации, подготовлены и адаптированы краеведческие тексты с грамматическими заданиями, материалом, для которого послужили современные издания по краеведению и культуре народного быта. Предлагаемая система может вписаться в любую из существующих программ по русскому языку, дополняя и обогащая её.
Лексическую работу на уроке я провожу в 4 этапа:
- выделение из текста слова, нуждающегося в толковании, исследование особенностей слова: так возникает познавательная задача, мотивация, цель работы;
- семантизация (объяснение значений слова) – одним или несколькими способами занесение слова в словарик;
- выполнение ряда упражнений со словами данной лексико-семантической группы: составление синонимических рядов, градация синонимов, замена слова синонимом и другие;
- введение новых слов в текст, свою речь, то есть их активизация, употребление в коммуникативных целях.
Например, я предлагаю детям такой текст:
В деревне Филимоново Тульской области мастера делали игрушки. Дети с удовольствием играли с ними. Умельцы делают игрушки из глины. Они расписывают их куриным перышком. Филимоновские игрушки делали со свистком. Они иногда называются свистульками.
Затем спрашиваю у детей, как они поняли данный текст.
Такие слова, как: свистулька, умелец, филимоновский предлагаю найти с помощью словаря и узнать их значение.
Далее предлагаю детям:
- К выделенным словам в тексте подберите синонимы.
-Какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными?
- Назови главные члены предложения в тексте.
-Придумайте предложения об игрушках и назовите в нем главные и второстепенные члены предложения.
Так, в структуру урока на различных этапах я включала этнокультуроведческий материал различного содержания: пословицы, поговорки, загадки, тексты о народных праздниках, русском доме и его традициях, художественных ремеслах, народных игрушках.(Смотри приложение 1) . Краеведческие тексты использовались на различных уроках русского языка, но в первую очередь на уроках развития речи, при проведении различного вида диктантов, изложений и в самостоятельной работе учащихся. (Смотри приложение 2 ). Включение в уроки русского языка краеведческого материала ставит задачу рассмотрения на этих уроках особенностей употребления языковых средств в произведениях художественной литературы, в печати, в фольклоре нашего региона. В соответствии с тематическим принципом отбора краеведческого материала мною были отобраны следующие темы:
Белгородчина – наша малая Родина.
Наши знаменитые земляки.
Историческое прошлое нашего края.
Символы земли Белгородской.
Приведу пример текста для проведения диктанта:
Текст №1
Древний человек примерно пять тысяч лет тому назад смог найти применение глины встроительстве жилища, попробывать обмазать снаружи жерди шалаша или хижин мокрой глиной и обжечь её с помощью огня, разложив вокруг костра.
Для контрольного списывания учащимся можно предложить следующий текст:
Наши обычаи
Из многих забытых праздников на Руси самыми шумными и раздольными были святки. По разнообразию увеселений, богатству игр и забав им не было равных.
А начинались они в канун Нового года. Молодёжь ходила по улицам и распевала под окнами песни. В песнях прославляли хозяина, желали ему и его семье счастья, обильного урожая. Утром улицы наполнялись криками ребят, весёлыми играми.
Каллиграфическая работа на уроке, например, включает следующие задания:
1 строка: Бб Ббб
1 строка: г..род Белгород
3 строка: Первоначально Белгород располагался на меловой горе. Это был город – крепость.
Задания для самостоятельной работы:
Разобрать слово меловой по составу.
В первом предложении указать части речи.
Составить предложение о современном городе.
На этапе введения нового материала каждая тема требует особого подхода к её объяснению. Рассмотрим такой вид работы на примере темы «Правописание предлогов и приставок» (3класс). Целью этого урока является научить школьников различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи. При изучении этой темы обязательно использование толковых словарей русского языка. Я предлагаю детям познакомиться с пословицей: «Всякому молодцу ремесло к лицу» и задаю вопросы:
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Найдите в словаре слово «ремесло» и объясните его значение.
Затем предлагаю списать пословицу и поставить ударение над словами.
При изучении новой темы учащимся предлагаю следующий фрагмент текста:
Многие области России славятся глиняными игрушками. Самые знаменитые, конечно, дымковские. Их изготавливают в слободе Дымково под Вяткой. Дымковские игрушки большие, сложные, с множеством деталей. В эти игрушках видны традиции старых мастеров.
Задания к тексту:
Чем знаменито Дымково?
Как выглядят дымковские игрушки?
Объясните значение слова «традиция» с использованием толковых словарей.
Назовите предлоги и приставки.
Какие вы знаете пословицы о труде, мастере, ремесле? Используйте для ответа «Пословицы русского народа»В. И. Даля.
Такой подход к изучению грамматического материала вызывает большой интерес у школьников, обогащает словарный запас ребёнка этнокультурной лексикой, формирует умение пользоваться словарями различных типов.
Овладение русским языком невозможно без усвоения его изобразительновыразительных средств. В формировании образности речи в процессе усвоения родного языка, значение которой подчеркивается педагогами и психологами, огромную роль может сыграть работа с фразеологизмами.
Фразеологизмы по выражению В.Г.Белинского составляют народную физиологию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство.
Я считаю, что познание фразеологии родного языка есть не только путь обогащения словаря учащихся, формирования образности речи, но и средство расширения их кругозора, накопления внеязыковой информации. Вот, например, шутливое название высокого человека «верста коломенская» связано с историческим фактом времен царя Алексея Михайловича. Верста – старинная мера длины, применявшаяся до введения метрической системы. Столбы, устанавливаемые на расстоянии версты друг от друга, назывались верстовыми и служили показаниями пройденного пути. Верста для пешего и конного – немалый отрезок пути, из сравнения с верстой и возникла столь характеризующее название высокого человека. А коломенская верста называлась потому, что первые верстовые столбы были установлены на дороге от Москвы до села Коломенское – летней резиденции царя.
Пословицы также дают огромный языковой материал для лексической работы.
Ищи добра на стороне, а дом люби по старине.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно.
Работая над пословицами я давала детям такие задания:
1.На минутке чистописания - (переписать пословицу, объяснить её смысл):
Знать волка и в овечьей шкуре
2.Найти в пословице антонимы, выписать их;
Знай больше, а говори меньше
3.К выделенному слову в пословице подобрать синонимы, выписать;
Скуден день до вечера, коли делать нечего
Также я использовала загадки для обогащения лексического запаса учащихся, например:
Согнута в дугу,
Летом - на лугу,
Зимой – на крюку. (Коса).
При такой работе я выясняла, знают ли учащиеся слова, обозначающие наименование предметов крестьянского быта, умеют ли давать этим словам лексическое значение.
- Какое значение имеет слово коса?
- Найдите этой загадке глагол, на какие вопросы отвечают глаголы?
Никогда не ест,
А только пьёт.
А как зашумит –
Всех приманит. (Самовар);
Учащиеся отвечали на такие вопросы как:
- Что такое самовар? Кто видел самовар?
Затем я объясняла, что самовар – это металлический сосуд для кипячения воды с краном и внутренней топкой – высокой трубкой, наполняемой древесными углями. За самоваром люди наслаждались душистым горячим чаем после работы.
К словам зашумит и приманит дети подбирали синонимы.
Загадки всесторонне показывают быт, хозяйственный уклад жизни, передают суждение людей об окружающей действительности. В них нашли свое отражение многие стороны трудовой деятельности простых людей, их миропонимание.
Для более прочного усвоения новых слов, их лексического значения, я использовала списывание мини-текстов, например на тему о посуде расписанной гжель:
Ты, наверное, видел посуду, которая завораживает красотой. Сочетаются в ней белый и синий цвет. Недалеко от Москвы есть деревня Гжель. Издавна здесь делают прекрасную посуду. Вначале глину обжигали, а потом расписывали яркими красками. Посуда была самая разнообразная: тарелки, сосуды, квасники, чайники.
На основе текста предлагала следующие упражнения:
- О чём этот текст?
- Видели ли вы как расписывают посуду?
- Объясните значения слова гжель. (Гжель – один из самых известных народных промыслов России. Он объединяет два десятка подмосковных сел и деревень. Гжельские мастера освоили производство майолики с многоцветной росписью по белому фону. С этого времени преобладает роспись синим кобальтом по белому.)
- Дайте лексическое значение слову квасник.
- К выделенным словам в тексте подберите синонимы.
- Составьте предложения, используя данные слова.
Кроме организации учебной работы мною проводились: внеклассная работа ( КВН «Фольклорный праздник», викторина «Русские пословицы», посиделки «Пасхальный благовест»). Данные внеклассные мероприятия позволяют раскрыть богатое культурное наследие русского народа, обогатить речь учащихся «крылатыми» словами, сформировать полноценное представление о праздниках, обычаях и традициях русского народа (Смотри приложение 3).
Таким образом, такая работа воспитывает в детях любовь к русскому языку, развивает интерес к изучению русских народных обычаев, традиций, праздников. Учащиеся с интересом на уроках русского языка знакомились с новыми словами, пытались подобрать какой-либо этнокультурологический материал, используя пословицы и поговорки в речи, объясняли их значение.
Для включение учащихся в эмоционально – творческую деятельность, им предоставлялось оформить «Этнокультурологический словарик» и написать сочинение – рассуждение по пословице. Работа в «Этнокультурологическом словарике» включала запись слов, которые употреблялись русским человеком в прошлые века, толкование их лексического значения, иллюстрация и лексический материал для введения данного слова в активный словарь ученика.
Так, этнокультурологический материал использовался мной для изучения и закрепления нового материала, на этапе словарной работы, при проведении каллиграфической минутки. К каждому тексту подбирались различные задания для лексической работы: объяснение значения устаревших слов, пословиц, подбор синонимов, антонимов, объяснения многозначности слов.
III.Результативность опыта
Уровень сформированности лексических умений школьников на основе этнокультурологического материала после проведения опыта показал следующее (рис.2):
Рис.2. Сформированность лексических умений учащихся после проведения опыта
Таким образом, разработанная мною система введения элементов этнокультурологического материала в процесс лексической работы на уроках русского языка дала существенный результат в повышении грамотности учащихся, а также в обогащении словаря учащихся новыми словами, расширении их кругозора в области русской народной культуры, формировании духовно-нравственной культуры учащихся.
Воспитанность является интегративной личностной характеристикой учащегося, представляющей собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека.
Мониторинг уровня воспитанности учащихся проводился на основе анкет по изучению уровня воспитанности (методика Щурковой Н.П.). Диагностика уровня воспитанности учащегося включает в себя комплексное изучение сформированных отношений ученика к учёбе, труду, природе, обществу, к другим и к себе (табл.1).
Таблица 1
Уровень воспитанности младших школьников до проведения опыта и после него
Уровень воспитанности
Учебный год
2005-2006
Учебный год
2008-2009
Оптимальный уровень
58%
75%
%
Допустимый уровень
%
25%
16%
Низкий уровень
%
17%
9%
Критический уровень
%
-
-
Данные таблицы показывают положительную динамику повышения уровня воспитанности младших школьников.
Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка с использованием этнокультурологического материала является одной из причин высокого качества знаний учащихся по русскому языку, о чем свидетельствуют данные таблицы 2.
Таблица 2
Уровень обученности и качества знаний учащихся по русскому языку
Учебный год
Класс
Качество знаний
Уровень обученности
2005-2006
3а
62 %
100%
2006-2007
4 а
64 %
100%
2008-2009
2 а
65 %
100%
Таким образом, наблюдается рост качества знаний по русскому языку.
Для определения уровня развития личности младших школьников использовала анкету для детей 6-8 лет А.А.Реана (развитие школьной мотивации). Познавательная мотивация к предмету «русский язык» измерялась с помощью методик Н.И.Дереклеевой, А.Е.Богоявленской, Е.М.Муравьева (табл.3).
Таблица 3
Уровень развития личности младших школьников до и после проведения опыта
Школьная мотивация
Познавательная активность
Уровни
% учащихся
Уровни
% учащихся
До опыта
После опыта
До опыта
После опыта
1.Высокая школьная мотивация, учебная активность
16%
25%
1.Высокий уровень познавательной активности
33%
50%
2.Познавательная школьная мотивация
50%
58%
2.Познавательная активность выражена умеренно
41%
38%
3.Межличностная мотивация, положительное отношение к школе
25%
17%
3.Низкий уровень познавательной активности
26%
12%
4.Низкая школьная мотивация
9%
-
-
-
Таким образом, включение в уроки русского языка этнокультурного материала, творческих заданий способствовало повышению школьной мотивации и познавательной активности.
Заключение
Обращение к материалам народной художественной культуры России, в рамках языкового образования дает возможность формировать творческие качества личности, ее высокий духовный потенциал способствует сохранению исторической памяти этноса и феномена этнокультуры.
Результатом данной работы является то, что у детей и их родителей повысился интерес к родному языку, обогатился и расширился словарный запас. Дети стали меньше допускать орфографических ошибок в самостоятельных и творческих работах. Ученикам нравится знакомиться с элементами фольклора, отражающего жизнь народа, его мудрость, опыт. Следовательно, необходимо донести до сознания учащихся, что они сами являются носителями русской национальной культуры.
Трехлетняя работа по теме опыта убедила меня, что этнокультурологическая направленность материала на уроках русского языка при изучении каждой темы помогает формированию этнического самосознания учащихся начальных классов.
Библиографический список
1. Александриков, Э.Г. Этническое самосознание или этническая идентичность / Э.Г. Александриков // Этнографическое обозрение. – 1996. - № 3 . – с. 45 – 56.
2. Аникин, В.П. Русское народное творчество / В.П. Аникин. – М.: Высшая школа, 2001. – 167 с.
3. Вежбицкая, А. Понимание культур через посредство ключевых слов / А. Вежбицкая.- М., 2001. - 33 с.
4.. Демичева В.В., Еременко О. И., Яковлева Т. В. Социокультурное образование младших школьников (на региональном материале) в процессе изучения русского языка: Программа для общеобразовательных учебных заведений Белгородской области. Начальное общее образование/ В. В Демичева, О. И. Еременко, Т. В. Яковлева. – Белгород: Политерра, 2007. – 73с.
5. Жилина, С.В. Использование фольклорных жанров на уроках русского языка / С.В. Жилина // Формирование личности дошкольника и мл. школьника в этнокультурном пространстве России и региона. Материалы Всероссийской научно – практической конференции. – Белгород: КОНСТАНТА, 2007. - 30 с.
6. Зимин, В.И. Национально – культурная специфика фразеологических единиц русского языка /В.И.Зимин // Язык образования и образование языка.- В. Новгород, 2000.- С.144.
7. Мандельштам, О. Слово и культура /О.Мандельштам. - М.: СПб, 1987.- 179 с.
8. Попова, Л.В. Идентификация как механизм общения и развития личности: методич. рекомендации / Л.В.Попова; под ред. В.С.Мухиной. – М.: МГПИ им. Ленина, 1988. – 5- 27 с.
9. Рождественская, Р.Л. Этнокультурная направленность современного начального образования / Р.Л.Рождественская // Формирование личности дошкольника и мл. школьника в этнокультурном пространстве России и региона. Материалы всероссийской научно – практической конференции. – Белгород: КОНСТАНТА, 2007. – 224 с.
10. Туранина, Н.А. Традиции и культура русского быта: учебн. пособие / Н.А.Туранина. – Белгород: Изд-во «Сигма», 2004.- 72 с.
11. Туранина Н.А. Этнокультурологические основы формирования языковой компетенции школьника//Н.А. Туранина.- Начальная школа.- № 7.- 2003.- С.54
12. Черепанова, О.А. Культурный аспект в историческом изучении лексики русского языка /О.А.Черепанова // Вестник МГУ. Серия 9.- Филология.- 1995. - № 5. - С. 136 - 146.
13. Этнокультурологические аспекты формирования личности в образовательном пространстве ДОУ и школы: сб. матер. областн. науч.- практич. конф. / БелРИПКППС. - Белгород, 2007. - 48 с.
Приложение
Приложение №1- Поурочные планы
Приложение №2 – Фрагменты уроков
Приложение №3 - Конспекты внеклассных мероприятий
Приложение №4 – Тематическое планирование уроков русского языка с использованием этнокультуроведческого материала
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ