Урок русского языка во 2 классе по теме "Главные члены предложения"



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородской области»









Урок

русского языка во 2 классе

«Главные члены предложения»












Подготовила

Фёдорова Валентина Анатольевна

учитель начальных классов

высшей категории

МОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа

Волоконовского района Белгородского района»






2010г.


Тема урока: Главные члены предложения.

Цель урока: создать условия для знакомства с существенными признаками главных членов предложения, способствовать развитию умения определять главные члены в предложении, развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи, формированию навыков грамотного письма, привитию аккуратности, любви к природе.

Оборудование: картины «В лесной школе», «На лесной полянке», картинка «Медвежонок ест мед» и предложение из отдельных слов; буквы из магнитной азбуки - м, е, д, в, е, д, ь, наборное полотно со словарными словами. Буквы, которые надо запомнить, закрыты грибками, учебник Русского языка 2 класс. В 2 ч. Ч. 1/ А. В. Полякова. – 5-е изд.- М. Просвещение, 2009.

Ход урока:


1. Оргмомент.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли на месте, все ли в порядке:

Книги, ручки и тетрадки?

II. Сообщение цели урока.

- Ребята! Сегодня почтальон принес нам необычное письмо. Послушайте, я его прочитаю.

Дорогие ребята! Я приглашаю вас в лесную школу. Помогите мне объяснить зверятам новую тему. Я самый сильный в лесу, а потому и главный. А они-то, почему главные? С уважением….

- К сожалению, третий листочек разлетелся на мелкие кусочки. Чтобы его собрать, мы должны ответить на вопросы.

III. Актуализация знаний о предложении.

  1. Что такое предложение?( Предложенме-единица речи, выражающая законченную мысль)

  2. Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? ( В устной речи одно предложение от другого отделяет пауза)

  3. А как в письменной речи? (В письменной речи предложения отделяются знаками препинания.)

  4. Когда в конце предложения ставится точка? ( Точка ставится, когда предложение сообщает о чём-то.)

  5. Когда в конце предложения ставится вопросительный знак? (Вопросительный знак – когда содержит вопрос.)

  6. Когда в конце предложения ставится восклицательный знак?( Восклицательный знак ставится, когда предложение произносится с особым чувством)

  1. Что такое подлежащее и сказуемое? ( Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения.)

(После каждого ответа появляется буква)

- Посмотрите, что у нас получилось

- Кто учитель в лесной школе? (Учитель - медведь)

- А кто же ученики? Давайте отгадаем.

Серый зверюшка

Длинные ушки,

А хвостик клубком

Спит под кустком.

Там его дом.

Зима наступает

Шубку меняет

Кто его знает?

(заяц)


Рыжая плутовка

Хитрая да ловкая,

В сарай попала, Кур пересчитала,

И горлана петуха

Унесла с собой в леса.

(лисица)

По чаще идет

Таежный хозяин

Валежник ломает,

Пчел разоряет

Что за зверь?

Кто угадает?

(медведь)


Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

(сорока)



  1. Словарная работа.

(слова на наборном полотне, буквы закрыты грибками)

Учитель, медведь, ученики, заяц, лисица, сорока, медведица.

Мишка косолапый

В школу к нам пришел.

Объяснить зверятам

Тему просит он.

  1. А тема урока такая: Главные члены предложения

- А почему же они главные?

- Давайте разберемся сами и поможем разобраться ученикам лесной школы. (Открывается картина «В лесной школе».)

Вот так чудо из чудес

Мы попали с вами в лес.

У зверят идет урок

Медведь учитель очень строг.

- Ребята, вспомните, почему медведя назвали медведь? (Он мёдом ведает.).

- Посмотрите на картинку. Кого вы видите? (медвежонка).

- Что он делает?

- Составьте предложение.

Медвежонок ест мед.

- А теперь представьте, что из предложения выпало первое слово. (Убираю). Что получилось? (Ест мед). Это предложение? Про кого мы не узнали? (Про того, кто ест).

- А теперь из предложения выпало второе слово. Что получилось? (Медведь мед). Это предложение? (Нет). О чем мы не узнали? (О том, что делает медведь).

- Из предложения выпадает третье слово? Что получилось? (Медведь ест).

- Можно назвать это предложением? (Да)

- Верно, это предложение.

- Из чего оно состоит? (Из главных членов предложения).

- Без них, как вы убедились, предложение не получается.

- Вот мы и добрались до сути. Давайте объясним медведю, что главные члены предложения потому и главные, что без них смысл предложения непонятен.

- Ребята, медведь и ученики лесной школы очень рады, что поняли новую тему. И мы с вами тоже очень довольны.

Отдохнем.

Физминутка. Танец «Мишка с куклой».

Три медведя шли домой:

Папа был большой-большой

Мама с ним, поменьше ростом,

А сынок - малютка просто.

Очень маленький он был,

С погремушками ходил

Дзинь-дзинь, дзынь-дзынь.

VI. Творческая работа.

- Мы с вами отдохнули. А теперь давайте посмотрим, как отдыхают зверята. (Рассматривают картину «На лесной полянке») Составим предложения.

Медвежата кувыркаются. Ежи носят грибы. Медведь несет корзину малины.

- Давайте запишем эти предложения и выделим в каждом главные члены. (Выполнение работы.)

- Скажите, ребята, а в какое время года это все происходило? Докажите. (Летом, потому что в лесу есть малина и грибы; ранней осенью, потому что малина и грибы бывают и ранней осенью.)

- Поэтому письмо немножко запоздало.

- А какое время года по календарю сейчас? А в природе? (Еще поздняя осень). А какие изменения происходят в жизни животных поздней осенью? (Они впадают в спячку.)

VII. Выборочный диктант.

- А теперь послушайте стихотворение.

Собрались и полетели

утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

- Давайте выделим в каждом предложении только главные члены.

Утки собрались и полетели.

- Что интересного заметили в этом предложении. (Подлежащее - 1, а сказуемых - 2).

Медведь мастерит.

Заяц оделся. Белка носит.

- Зачем медведь мастерит себе берлогу? (Он будет в ней зимовать.)

- Послушайте стихотворение.

Бродит мишка у берлоги

В желтых листьях вязнут ноги.

  • Ты чего вздыхаешь, мишка?-

Прошуршала тихо мышка.

Отвечает косолапый,

Промокнув глазенки лапой:

  • Матушка медведица

На меня все сердится...

Я прошу: «Дай, мама, меда!»

А она: «Поспи полгода!»

- Что же делает медведь зимой? (Впадает в спячку.)

VIII. Письмо по памяти.

На дворе мороз трещит.

А в берлоге мишка спит.

- Запишите и подчеркните главные члены предложения.

В лесной школе закончились занятия. Медведь крепко спит в берлоге. Пора и нам подвести итог урока.

IX. Рефлексия

- Какую цель ставили в начале урока? Достигли?

- Что нового вы узнали на этом уроке о главных членах предложения?

- Почему они главные? (Они указывают, о ком или о чём говорится в предложении и, что говорится. Без них смысл предложения непонятен.)

- Спасибо! Молодцы! Вы и сами это поняли и смогли объяснить ученикам лесной школы.

Прозвени-ка дружок!

Голосистый звонок.

Перемену ждут ребята

Поиграть, попрыгать надо.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ