Конспект урока по развитию речи для 3 класса "Почувствуйте вкус слова Доброта"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10
Городского округа Кинель
Самарской области
Конспект урока по развитию речи в 3 классе
на тему «Почувствуйте вкус слова Доброта!»
Подготовила учитель начальных классов
Пожарова Ольга Владимировна
Г.О. Кинель 2010 г.
Тема урока: Почувствуйте вкус слова Доброта!
Пожарова Ольга Владимировна
учитель начальных классов высшей категории
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №10
Городского округа Кинель Самарской области
Цели урока: (задача учителя)
разговорить детей, растревожить, взволновать словом, вызвать на заинтересованный, доверительный разговор;
обогатить лексику учащихся новыми словами;
дать понятие «доброта»; расширить представление об этом слове с позиций формально-грамматических и с точки зрения нравственного смысла;
развивать детское речевое творчество.
Оборудование урока: музыкальная запись «Музыка дождя», сердечко,
вырезанное из листа белой бумаги.
Ход урока:
1.Вводная беседа-экспромт.
Позиция: говорящий - слушающий, слушающий - говорящий.
- Поговорим? О чём? О разном и о прочем. О том, что хорошо и что не очень. Чего — то ты знаешь, а что — то мне известно. Поговорим? Нам будет интересно.
Мои уважаемые собеседники, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди в самые первые минуты своей встречи? (Как твоё настроение?)
Что же это за такой интересный, удивительно важный предмет, который нельзя потрогать руками, но можно ощутить, почувствовать.
Задание: попытайтесь раскрыть секрет, тайну, смысл, лексическое значение всем знакомого и одновременно очень загадочного слова «настроение».
(Внутреннее, душевное состояние, настрой духа.)
А если бы вас попросили поразмышлять о характере, душе слова «настроение»,что бы вы на это ответили?
( Характер непонятный, изменчивый, слово - «хамелеон»)
Как вы считаете, почему так важно, учитывать настроение своего собеседника?
(Важно не обидеть человека, когда он не расположен к разговору, чтобы не навредить ему и самому себе).
Задание: Сейчас я вас попрошу выразить оттенок своего настроения в данные минуты. Ответьте одним словом, используя словарик настроений: приподнятое, бодрое, радостное, шутливое, грустное, светлое, уютное, плохое, непонятное.
2.Приближение к теме урока.
Для серьёзного, важного разговора умные собеседники всегда определяют формулируют тему, которая может быть широкой и узкой.
Марк Шехтер.
Немало встречается злого
В любой человеческой судьбе,
А скажут лишь доброе слово
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, всё же
Мы вслух произносим его. [1 ]
Эти стихи и помогли мне определить тему нашего дальнейшего разговора, общения. Тема записана на доске : «Почувствуйте вкус слова Доброта!» Прочитайте тему и выберите из неё самые ценные слова (доброта)
(Звучит музыка.)
В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда спросишь ты,
В доме столько доброты?
(Л.Николаенко «Доброта» отрывок) [1]
- Постараемся вникнуть в смысл слова «доброта».
3.Работа по таблице «Душа слова» (Сердечко из бумаги.)
Запишите слово доброта орфографически правильно (доброта).
Запишите транскрипцию этого слова [дабрата]
Укажите количество слогов, букв, звуков.(3 слога,7 букв,7 звуков)
Тайна-смысл-значение:
-все хорошее, полезное;
-отзывчивость, душевное состояние,
-стремление делать хорошее, сочувствие;
-доброта (устаревшее.)
-ценность, качество товара.
Слово многозначное.
Происхождение - исконно-русское, общеславянское.
По употреблению - активное.
Морфемы: корень (добр-),суффикс(-от-),окончание(-а).
Родственные слова: добро, добрый, одобрить, доброжелатель, добродушный, добрососедство, добросовестный.
Характер - слова: (душа)
нечто светлое, солнечное, радостное, приятное, сладкое.
Слово и образ: нарисовать символ доброты, его знак (волшебный цветок, сказочная фея, улыбка, красивое пятно на темном фоне, огонёк, солнышко, руки мамы).Нарисовать на обратной стороне таблицы (сердечка).
4.Построение вывода.
-Почему человек должен стремиться к доброте? (Доброта она как лекарство, лечит от плохого. Доброта приносит радость людям, поднимает настроение.)
-Надо ли учиться доброте? (Да, надо научиться быть добрым ко всему окружающему.)
Вывод. Научиться быть добрым - трудно. Путь к доброте -нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, чередование добра и зла. Поэтому человек должен чаще размышлять о своих поступках. У каждого человека, большого или маленького, свой путь к Доброте.
(Звучит музыка).
Добрые сердца - сады. Добрые слова - корни. Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.
Так заботьтесь о своем саде-душе и не позволяйте ему зарастать сорняками - плохими словами, делами, наполняйте его солнечным светом - добрыми делами и добрыми словами.
Список литературы:
В. Синицын «Путь к слову» пособие по развитию речи. АО Столетие, Москва, 1997г.
Музыкальная запись «Музыка дождя» автор и источник неизвестен.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ