Конспект урока по развитию речи для 3 класса "Почувствуйте вкус слова Доброта"

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

Городского округа Кинель

Самарской области











Конспект урока по развитию речи в 3 классе


на тему «Почувствуйте вкус слова Доброта!»















Подготовила учитель начальных классов

Пожарова Ольга Владимировна








Г.О. Кинель 2010 г.



Тема урока: Почувствуйте вкус слова Доброта!


Пожарова Ольга Владимировна

учитель начальных классов высшей категории

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №10

Городского округа Кинель Самарской области


Цели урока: (задача учителя)

  • разговорить детей, растревожить, взволновать словом, вызвать на заинтересованный, доверительный разговор;


  • обогатить лексику учащихся новыми словами;

  • дать понятие «доброта»; расширить представление об этом слове с позиций формально-грамматических и с точки зрения нравственного смысла;

  • развивать детское речевое творчество.

Оборудование урока: музыкальная запись «Музыка дождя», сердечко,

вырезанное из листа белой бумаги.

Ход урока:

1.Вводная беседа-экспромт.

Позиция: говорящий - слушающий, слушающий - говорящий.

- Поговорим? О чём? О разном и о прочем. О том, что хорошо и что не очень. Чего — то ты знаешь, а что — то мне известно. Поговорим? Нам будет интересно.

  • Мои уважаемые собеседники, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди в самые первые минуты своей встречи? (Как твоё настроение?)

  • Что же это за такой интересный, удивительно важный предмет, который нельзя потрогать руками, но можно ощутить, почувствовать.


Задание: попытайтесь раскрыть секрет, тайну, смысл, лексическое значение всем знакомого и одновременно очень загадочного слова «настроение».

(Внутреннее, душевное состояние, настрой духа.)

  • А если бы вас попросили поразмышлять о характере, душе слова «настроение»,что бы вы на это ответили?

( Характер непонятный, изменчивый, слово - «хамелеон»)

  • Как вы считаете, почему так важно, учитывать настроение своего собеседника?

(Важно не обидеть человека, когда он не расположен к разговору, чтобы не навредить ему и самому себе).

Задание: Сейчас я вас попрошу выразить оттенок своего настроения в данные минуты. Ответьте одним словом, используя словарик настроений: приподнятое, бодрое, радостное, шутливое, грустное, светлое, уютное, плохое, непонятное.

2.Приближение к теме урока.

  • Для серьёзного, важного разговора умные собеседники всегда определяют формулируют тему, которая может быть широкой и узкой.

Марк Шехтер.

Немало встречается злого

В любой человеческой судьбе,

А скажут лишь доброе слово

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, всё же

Мы вслух произносим его. [1 ]


Эти стихи и помогли мне определить тему нашего дальнейшего разговора, общения. Тема записана на доске : «Почувствуйте вкус слова Доброта!» Прочитайте тему и выберите из неё самые ценные слова (доброта)

(Звучит музыка.)

В доме добрыми делами занята,

Тихо ходит по квартире доброта.

Утро доброе у нас,

Добрый день и добрый час,

Добрый вечер, ночь добра,

Было доброе вчера.

И откуда спросишь ты,

В доме столько доброты?

(Л.Николаенко «Доброта» отрывок) [1]

- Постараемся вникнуть в смысл слова «доброта».

3.Работа по таблице «Душа слова» (Сердечко из бумаги.)

  • Запишите слово доброта орфографически правильно (доброта).

  • Запишите транскрипцию этого слова [дабрата]

  • Укажите количество слогов, букв, звуков.(3 слога,7 букв,7 звуков)

Тайна-смысл-значение:

-все хорошее, полезное;

-отзывчивость, душевное состояние,

-стремление делать хорошее, сочувствие;

-доброта (устаревшее.)

-ценность, качество товара.

  • Слово многозначное.

  • Происхождение - исконно-русское, общеславянское.

  • По употреблению - активное.

  • Морфемы: корень (добр-),суффикс(-от-),окончание(-а).

  • Родственные слова: добро, добрый, одобрить, доброжелатель, добродушный, добрососедство, добросовестный.

  • Характер - слова: (душа)

нечто светлое, солнечное, радостное, приятное, сладкое.


  • Слово и образ: нарисовать символ доброты, его знак (волшебный цветок, сказочная фея, улыбка, красивое пятно на темном фоне, огонёк, солнышко, руки мамы).Нарисовать на обратной стороне таблицы (сердечка).


4.Построение вывода.

-Почему человек должен стремиться к доброте? (Доброта она как лекарство, лечит от плохого. Доброта приносит радость людям, поднимает настроение.)

-Надо ли учиться доброте? (Да, надо научиться быть добрым ко всему окружающему.)

Вывод. Научиться быть добрым - трудно. Путь к доброте -нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, чередование добра и зла. Поэтому человек должен чаще размышлять о своих поступках. У каждого человека, большого или маленького, свой путь к Доброте.

(Звучит музыка).

Добрые сердца - сады. Добрые слова - корни. Добрые мысли - цветы.

Добрые дела - плоды.

Так заботьтесь о своем саде-душе и не позволяйте ему зарастать сорняками - плохими словами, делами, наполняйте его солнечным светом - добрыми делами и добрыми словами.









Список литературы:

  1. В. Синицын «Путь к слову» пособие по развитию речи. АО Столетие, Москва, 1997г.

  2. Музыкальная запись «Музыка дождя» автор и источник неизвестен.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ