Конспект урока на тему «Главный секрет Демосфена»

Конспект урока на тему «Главный секрет Демосфена»


Дать понятие «виды дыхания»;

  1. Вспомнить и повторить несловесные средства общения;

  2. Показать зависимость выбора тех или иных средств от содержания и основной мысли высказывания;

  3. Помочь учащимся осознать роль голоса в озвучивании и восприятии речи;

  4. Учить пользоваться голосом; научить управлять им в зависимости от речевой ситуации.

  5. Развивать умение анализировать и оценивать чужое высказывание



Этапы урока

Содержание

Содержание

Орг. момент, нацеливание, мотивация


Повторение









Работа по теме «Твой голос»




























Работа по теме «Подышим? Подышим!»

























Тренировочные упражнения.









Тема «Скороговорки и докучные сказки, кричалки»










Итоги урока




Д /задание

- Добрый день, ребята. На прошлом уроке мы с вами много говорили об общении, о том, что люди общаются между собой не только при помощи слов. Очень часто понять друг друга помогают и другие средства.

- Давайте вспомним, какие это средства.

- А как вы думаете, что ещё является важным во время общения? Вспомните, чему учит РИТОРИКА?

- «Риторика учит говорить и писать успешно, удачно, искусно, то есть эффективно».

- Значит, очень важен голос?

Действительно, от того, в каком состоянии голос говорящего, как он звучит во многом зависит и наше общение друг с другом.

И тема нашего урока сегодня «Твой голос».

- Проведём «речевую разминку», чтобы разбудить наш организм, настроить речевой аппарат на активную работу в течение урока.

      1. Подышим, подышим.

«Вдох - выдох»

«Посчитаем Егорок»

      1. Разомнём язычок.

«Колечко»

«Хоботок


      1. «Не запутайтесь в звуках»

Голова - к голове;

Мех уже – мех хуже;

Пыль летит – полетит.

      1. «Не сломайте язычок»

Сачок зацепился за сучок.

Где щи, там и нас ищи.


- Итак, все готовы услышать свой голос, оценить его качества и учиться управлять им?

Из истории науки о красноречии известно, какое значение придавали звучанию (произнесению) речи выдающиеся риторы древности. Существовали целые своды правил, как работать над голосом.

- Упр.45.

Вывод: голос человека даёт о нём множество сведений. Это и эмоциональное состояние, и отношение к собеседнику, к тому, о чём говорит, о привычках говорящего и многое другое. Прислушиваясь к звучанию голоса, мы учимся лучше понимать собеседника, а значит, и общаться. Умелое владение голосом делает нашу речь более эффективной и удачной.

- Запишите, какой бывает голос человека.

- Упр. 47. Опишите свой голос, начните так «Мой голос …»

- Упр. 49.

Вывод: звучание голоса зависит от:

  1. Дыхания

  2. Дикции

  3. Плавности речи

  4. Жестов, позы, мимики

-Упр.51.

Итак, на что нужно обращать внимание во время общения?

Мы уже знаем, что звучание голоса во многом зависит от правильного дыхания.

- Что делал Демосфен, чтобы добиться своей мечты – стать оратором?

-Существует несколько видов дыхания:

  1. Поверхностное, ключичное

  2. Грудное

  3. Смешанное (диафрагматичное), речевое

Поверхностное, ключичное дыхание – главный враг ритора: воздух плохо поступает в органы дыхания, быстро заканчивается, а значит, не обеспечивает хорошего звучания голоса.

Смешанное (диафрагматичное), речевое дыхание начинается с глубокого вдоха через нос и контролирования типа дыхания. Представьте, как воздух проходит через органы дыхания: расправляет лёгкие, бронхи, переполняет грудную клетку и давит на диафрагму, словно струя воды в шланге.

Помните, что секрет хорошего речевого дыхания – в правильном вдохе и умелом выдохе, который называют порционным. Такой выдох не сразу расходует весь воздух, а распределяет его по небольшим отрезкам речи, то есть порциям.

- Сейчас мы с вами будем выполнять дыхательные упражнения. Помните, что их нельзя выполнять более 3-х раз.

- Упр.54 – 58.

- А сейчас мы с вами поработаем над произношением, темпом, интонацией голоса, потренируемся в порционном выдохе с помощью таких речевых жанров, как скороговорки и докучные сказки и кричалки. Кто – нибудь знает, что это такое?

Скороговорки и докучные сказки – известные с давних пор развлекательные и поучительные жанры. Скороговорки на Руси ещё называли тараторками.

Докучные сказки – особые произведения УНТ: они использовались в том случае, когда слушатель докучает просьбами, советами, отнимает у собеседника время по пустякам, т.е. надоедает.

Кричалки - весёлые громкие песенки, стихи.

- Упр.59 – 61.

Подведём итоги. Продолжите фразу «Сегодня на уроке я узнал…, понял..», «Оказывается….»


Домашнее задание.

  1. Стр. 38 – 51

  2. Т/ задание подобрать скороговорки, докучные сказки, кричалки (оформить на ½ Альб.листа)


Таблица на доске

Мимика Жест Выражение лица Ддвижение Мим Телодвижение











Выполняем Речевую разминку № 1.


1-дыхательные упр. вырабатывают и закрепляют навыки правильного речевого дыхания.

2- артикуляционные упражнения помогают разогреть мышцы губ, языка, щёк. Повышают подвижность при говорении.

3 – помогают слышать недочёты своей и чужой речи. Развивают отчётливое произношение слов, звуков.

4- дикционные упражнения. Развивают правильное проговаривание, понимание смысла.









Работа в тетради















Работа в парах


























Помогаем избавиться от нечленораздельной речи, артикуляционных дефектов. Учим управлять силой звучания голоса







При наличии резерва во времени



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ