Конспект урока на тему «Главный секрет Демосфена»
Конспект урока на тему «Главный секрет Демосфена»
Дать понятие «виды дыхания»;
Вспомнить и повторить несловесные средства общения;
Показать зависимость выбора тех или иных средств от содержания и основной мысли высказывания;
Помочь учащимся осознать роль голоса в озвучивании и восприятии речи;
Учить пользоваться голосом; научить управлять им в зависимости от речевой ситуации.
Развивать умение анализировать и оценивать чужое высказывание
Этапы урока
Содержание
Содержание
Орг. момент, нацеливание, мотивация
Повторение
Работа по теме «Твой голос»
Работа по теме «Подышим? Подышим!»
Тренировочные упражнения.
Тема «Скороговорки и докучные сказки, кричалки»
Итоги урока
Д /задание
- Добрый день, ребята. На прошлом уроке мы с вами много говорили об общении, о том, что люди общаются между собой не только при помощи слов. Очень часто понять друг друга помогают и другие средства.
- Давайте вспомним, какие это средства.
- А как вы думаете, что ещё является важным во время общения? Вспомните, чему учит РИТОРИКА?
- «Риторика учит говорить и писать успешно, удачно, искусно, то есть эффективно».
- Значит, очень важен голос?
Действительно, от того, в каком состоянии голос говорящего, как он звучит во многом зависит и наше общение друг с другом.
И тема нашего урока сегодня «Твой голос».
- Проведём «речевую разминку», чтобы разбудить наш организм, настроить речевой аппарат на активную работу в течение урока.
Подышим, подышим.
«Вдох - выдох»
«Посчитаем Егорок»
Разомнём язычок.
«Колечко»
«Хоботок
«Не запутайтесь в звуках»
Голова - к голове;
Мех уже – мех хуже;
Пыль летит – полетит.
«Не сломайте язычок»
Сачок зацепился за сучок.
Где щи, там и нас ищи.
- Итак, все готовы услышать свой голос, оценить его качества и учиться управлять им?
Из истории науки о красноречии известно, какое значение придавали звучанию (произнесению) речи выдающиеся риторы древности. Существовали целые своды правил, как работать над голосом.
- Упр.45.
Вывод: голос человека даёт о нём множество сведений. Это и эмоциональное состояние, и отношение к собеседнику, к тому, о чём говорит, о привычках говорящего и многое другое. Прислушиваясь к звучанию голоса, мы учимся лучше понимать собеседника, а значит, и общаться. Умелое владение голосом делает нашу речь более эффективной и удачной.
- Запишите, какой бывает голос человека.
- Упр. 47. Опишите свой голос, начните так «Мой голос …»
- Упр. 49.
Вывод: звучание голоса зависит от:
Дыхания
Дикции
Плавности речи
Жестов, позы, мимики
-Упр.51.
Итак, на что нужно обращать внимание во время общения?
Мы уже знаем, что звучание голоса во многом зависит от правильного дыхания.
- Что делал Демосфен, чтобы добиться своей мечты – стать оратором?
-Существует несколько видов дыхания:
Поверхностное, ключичное
Грудное
Смешанное (диафрагматичное), речевое
Поверхностное, ключичное дыхание – главный враг ритора: воздух плохо поступает в органы дыхания, быстро заканчивается, а значит, не обеспечивает хорошего звучания голоса.
Смешанное (диафрагматичное), речевое дыхание начинается с глубокого вдоха через нос и контролирования типа дыхания. Представьте, как воздух проходит через органы дыхания: расправляет лёгкие, бронхи, переполняет грудную клетку и давит на диафрагму, словно струя воды в шланге.
Помните, что секрет хорошего речевого дыхания – в правильном вдохе и умелом выдохе, который называют порционным. Такой выдох не сразу расходует весь воздух, а распределяет его по небольшим отрезкам речи, то есть порциям.
- Сейчас мы с вами будем выполнять дыхательные упражнения. Помните, что их нельзя выполнять более 3-х раз.
- Упр.54 – 58.
- А сейчас мы с вами поработаем над произношением, темпом, интонацией голоса, потренируемся в порционном выдохе с помощью таких речевых жанров, как скороговорки и докучные сказки и кричалки. Кто – нибудь знает, что это такое?
Скороговорки и докучные сказки – известные с давних пор развлекательные и поучительные жанры. Скороговорки на Руси ещё называли тараторками.
Докучные сказки – особые произведения УНТ: они использовались в том случае, когда слушатель докучает просьбами, советами, отнимает у собеседника время по пустякам, т.е. надоедает.
Кричалки - весёлые громкие песенки, стихи.
- Упр.59 – 61.
Подведём итоги. Продолжите фразу «Сегодня на уроке я узнал…, понял..», «Оказывается….»
Домашнее задание.
Стр. 38 – 51
Т/ задание подобрать скороговорки, докучные сказки, кричалки (оформить на ½ Альб.листа)
Таблица на доске
Мимика Жест Выражение лица Ддвижение Мим Телодвижение
Выполняем Речевую разминку № 1.
1-дыхательные упр. вырабатывают и закрепляют навыки правильного речевого дыхания.
2- артикуляционные упражнения помогают разогреть мышцы губ, языка, щёк. Повышают подвижность при говорении.
3 – помогают слышать недочёты своей и чужой речи. Развивают отчётливое произношение слов, звуков.
4- дикционные упражнения. Развивают правильное проговаривание, понимание смысла.
Работа в тетради
Работа в парах
Помогаем избавиться от нечленораздельной речи, артикуляционных дефектов. Учим управлять силой звучания голоса
При наличии резерва во времени
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ