Конспект урока на тему "Сложение чисел с одинаковыми знаками"

Республиканский семинар учителей математики

Сложение чисел с одинаковыми знаками (конспект урока).

Математика. 6 класс. УМК под ред. Н.Я. Виленкина.

Разработчик: Исаева Татьяна Николаевна, учитель математики второй квалификационной категории МБОУ СОШ №32

Консультант-аналитик: Родионова Людмила Николаевна, заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №32, учитель математики высшей квалификационной категории

Тема

Сложение чисел с одинаковыми знаками.

Тип урока, его место в системе уроков

Урок усвоения новых знаний, 1й урок в теме.

Цели


1). Формировать умение складывать рациональные числа с одинаковыми знаками;

2). Повторить и закрепить совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями, понятие модуля, решение задач.

Основное содержание темы


Сложение чисел с одинаковыми знаками.

Планируемые результаты

Личностные:

  • проявлять интерес к изучению математики:

  • воспринимать речь учителя и одноклассников;

  • выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать;

  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

  • применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

  • проявлять устойчивый познавательный интерес к изучению математики.

Метапредметные:

Познавательные:

  • формировать способность создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

  • учить давать определение понятиям;

  • формировать способность устанавливать причинно-следственные связи;

  • формировать способность строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Регулятивные:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;

  • соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

  • самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей и устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Коммуникативные:

  • формулировать высказывание, мнение, в рамках учебного диалога;

  • согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.


Предметные:

  • изображать числа на координатной прямой;

  • использовать понятие противоположных чисел;

  • использовать понятие модуля;

  • умение складывать числа с одинаковыми знаками;

  • умение формулировать правила, алгоритмы сложения рациональных чисел с одинаковыми знаками.




Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литература.

История.

Расширение кругозора.


Информационный материал

  1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования (Министерство образования и науки Российской Федерации. М. Просвещение. 2011 – 48с (Стандарты второго поколения)

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Серия: Стандарты второго поколения М: Просвещение. 2011 – 352с.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Математика 5-9 классы - 3-е издание, переработанное – М. Просвещение. 2011 – 64с (Стандарты второго поколения)

  4. «Математика». Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Т.А.Бурмистрова]. – М.: Просвещение, 2013. – 64с.

  5. Рабочая программа по математике 6 класс./сост. Фардиева Н.А., МБОУ СОШ №32, 2013;

  6. Учебник Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд (М.: Мнемозина.)

  7. Конспект урока по теме «Сложение рациональных чисел» Н.С. Лотова, Л.А. Грушевская.

  8. Учебник Л. Г. Петерсон, С. А. Дорофеев (М.: Ювента)

фронтальная

индивидуальная

парная

групповая

Формы контроля

самоконтроль

самоконтроль по образцу

взаимоконтроль

парный контроль по образцу

Технологическая карта урока

Этапы урока

Форма работы

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап.

фронтальная







самостоятельная работа в тетради


Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.


Здравствуйте, дети! Здравствуйте, гости! Я рада вас видеть в хорошем настроении! Желаю активной работы на нашем уроке.


Откроем тетради, запишем число, классная работа. Пропустим шесть клеток вниз для записи темы урока на седьмой ставим точку.

Создает эмоциональный настрой на учебную деятельность.





Организует обучающихся на начало работы.

Включаются в учебную деятельность.






Оформляют начало работы.

2. Мотивация к учебной деятельности.


фронтальная

У Вас сегодня необычный урок, так как к вам пришли гости, но придет еще один гость. Для того, чтобы понять, кто это, вам необходимо выполнить задания, которые вы найдете на желтых листочках у вас на столе. Данные задания выполняете в парах.

Организует диалог.





Вступают в диалог.






3. Актуализация знаний.







































4.Фиксация затруднения в пробном учебном действии.


работа в парах







фронтальная проверка






беседа




















фронтальная















































индивидуальная




фронтальная проверка








Заполните таблицу (слайд 1).

a

- 2

5,4

1,5

3,4

3,75

b

- 6

1,2

0,3

0

1,25

|a| + |b|

8

6,6

1,8

3,4

5


- 8

- 6,6

- 1,8

- 3,4

- 5


С

М

Х

О

Л

Проверьте себя. (Каждая пара проверяет себя.)

Запишите в таблице числа, противоположные данным. (Проверка) Сравните их модули (модули равны)

А теперь расставьте последний ряд чисел в порядке убывания и у вас получится фамилия человека, который является еще одним нашим гостем. (Холмс).

Кого вы знаете с такой фамилией? (слайд 2) (Ше́рлок Холмс (англ. Sherlock Holmes) — литературный персонаж, созданный Артуром Конан Дойлем. Знаменитый лондонский частный сыщик.)

- Ребята а профессия сыщика в наше время существует? (Да, она называется следователь)

Какие уменья необходимы сыщику?

Так вот он хочет проверить вас, обладаете ли вы уменьями, чтобы помочь ему в одном загадочном деле.

- Однажды к Шерлоку Холмсу пришел бедный крестьянин и рассказал ему такую историю: «Что он взял в долг у своего богатого соседа два мешка пшеницы для весенней посадки. Однако лето было засушливое. И бедный крестьянин ничего осенью со своего поля не собрал. А впереди зима. Пришлось идти бедняку снова к соседу. Богатый сосед не отказал и дал в долг еще шесть мешков пшеницы. И чтоб об этом не забыть богатый сосед сделал в своей книге запись, аналогичную он дал крестьянину» Крестьянин просить помочь ему разобраться в записи.

+2 + (+6); (– 2) + (– 6) (слайд 3) Помогите Шерлоку Холмсу.

Приведите жизненные ситуации, которые описывают данные математические модели

(Доход-расход, выигрыш-проигрыш, температура.)

- Молодцы! Вы проявили одно из самых важных качеств сыщика – сообразительность.

А теперь попробуйте обосновать вашу догадку с помощью координатной прямой. (Один у доски остальные по карточкам)

- Какие числа вы получили? (противоположные)

- Какие числа называются противоположными? (которые отличаются только знаком)

- Что у них одинаковое? (модули)

- Молодцы! С этим заданием вы тоже успешно справились.

- Ребята, а чем мы занимались, выполняя все предыдущие задания? (повторение)

_ Для чего вам нужно повторение? (что бы открыть новые знания).

- Для этого сыщик предлагает вам выполнить более сложное задание.

Он хочет узнать, умеете ли вы добывать новые знания самостоятельно.


– На доске пробное задание, но это задание надо не только выполнить, но и доказать, что вы выполнили правильно. Что для этого надо сделать? (Знать правила.) (слайд 4)

1) 2,3 + 4; 2) ( 2,3) +

Проверим, как вы выполнили задание. Какие ответы получили в задании 1?

Каким правилом вы воспользовались? (Сложением дробей.)

Кто не нашел ответ в задании 2?

Почему не получилось?

(Не знаем правила.)

Какой ответ получили остальные ребята? Можете назвать эталон, которым вы пользовались? (Нет, у нас нет эталона.)








Организует диалог.














Сообщает дополнительные исторические и литературные сведения.























Актуализирует у обучающихся имеющие теоретические знаний для последующего использования их в усвоении нового знания.





Организует диалог










Подводит обучающихся к правильному выводу.



Мотивирует к выполнению пробного действия.



Организует самостоятельное выполнение пробного действия.



Записывает ответы на доске.

Организует коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

Вычисляют примеры в парах, ответы записывают на карточках.



Вступают в диалог.











































Приводят примеры, придумывают ситуации на использование практической жизни.

Выполняют задание на карточках, один ученик на доске.




Вступают в диалог










Проговаривают название следующего этапа.







Выполняют пробное задание.










Фиксируют затруднение в деятельности.

5. Построение проекта выхода из затруднения.


фронтальная

Какое задание вы должны были выполнить? (Найти сумму двух отрицательных чисел.)

Что надо знать, чтобы уметь решать такие примеры? (Правило, алгоритм, эталон.)

Какую цель вы поставите перед собой? (Вывести правила, алгоритмы сложения чисел с одинаковыми знаками.)

Сформулируйте тему урока. (Сложение чисел с одинаковыми знаками.)

Запишите тему урока в тетрадь.

Вот, что говорил Шерлок Холмс: «Наблюдатель, основательно изучивший одно звено в серии событий, должен быть в состоянии точно установить все остальные звенья, и предшествующие, и последующие…». Поэтому давайте, ещё раз восстановим все предшествующие знания.

Вы умеете находить сумму положительных чисел? (Умеем.)

Что общего имеют все положительные числа? (Знак.)

А отрицательные числа? (Знак.)

Значит, умения находить сумму положительных чисел может нам помочь в нахождении суммы отрицательных чисел?

Составьте план действия. (Проанализировать сложение положительных чисел, провести сложение отрицательных чисел, сделать вывод.)





Помогает сформулировать тему и цель урока.








Организует диалог.

Координирует мыслительную деятельность обучающихся.






Организует составление совместного плана действий.





Формулируют тему и цель урока.

Записывают тему урока в тетради.






Вступают в диалог.











Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.

6. Реализация построенного проекта.



групповая


фронтальная проверка



работа с учебником


-Каждый сыщик умеет работать в коллективе. Шерлок Холмс хочет посмотреть, умеете ли вы работать в группах?

Я вам предлагаю поработать в группах.


(5 минут. Одна группа объясняет свое решение, остальные дополняют и уточняют.)


Где мы можем убедиться в том, что правило сформулировано правильно? (В учебнике)

Откройте учебник Виленкина на стр. 176, прочитайте правило. Откройте учебник Петерсон на стр. 94, сравните правила. (У Виленкина только для отрицательных чисел, у Петерсон для всех чисел с одинаковыми знаками.)


Теперь вы сможете не только выполнить пробное задание, но и доказать, Шерлоку Холмсу, что выполнили правильно? (Да)

-Давайте докажем.


- Молодцы! Вы выработали еще одно качество, необходимое сыщику – смекалку.

Шерлок Холмс говорил: «Чтобы довести искусство мышления до высшей точки, необходимо, чтобы мыслитель мог использовать все установленные факты…»

Что теперь необходимо сделать?

Организует учебное исследование.

Организует работу в группах.

Организует фиксацию нового способа действий.

Организует работу с учебником.







Работают в группах.

Высказывают свои предположения в группе, формулируют гипотезы, объясняют свой выбор.


Работают с учебником.







Один работает у доски с проговариванием, остальные в тетрадях.



7. Первичное закрепление во внешней речи.



фронтальная





работа в паре, взаимопроверка тетрадей по образцу


Выполните задания от Шерлока Холмса. Запишите в тетради № 1045 (а, д).




Выполняем № 1045 (б, е) в парах.


Организует усвоение обучающимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Организует работу в парах.



Один работает у доски с проговариванием, остальные в тетрадях.



Работают в паре, выполняют взаимопроверку тетрадей по образцу.

8. Самостоятельная работа.

самостоятельная работа в тетради








самопроверка по образцу

Что надо сделать, чтобы убедиться, что вы поняли, как пользоваться новыми алгоритмом и правилом? (Надо выполнить самостоятельную работу.)

а) (+ 5) + (+ 4,3);

б) (– 0,04) + (– 0,2);

в) (– 3) + (– 0,9)+ (-7,2);



Оказывает индивидуальную помощь обучающимся во время самостоятельной работы.

Организует проверку по образцу.

Организует выявление места и причины затруднения.

Выполняют задание учебника самостоятельно, выполняют самопроверку тетрадей по образцу.



При необходимости исправляют ошибки.

9. Включение в систему знаний и повторение.



фронтальная






самостоятельная работа в тетради







фронтальная проверка




фронтальная







Хорошо. Теперь Шерлок Холмс хочет проверить, сможете ли вы применить свои знания в нестандартной ситуации.

1. Подбери неизвестные слагаемые в сумме:

а). (- 7) + … = (- 9);

б). (- 11) +… = (-14);

в). (- 13) + … = (- 17);

г). (- 3) + … = (-8).

Какую закономерность вы заметили? (Второе слагаемое уменьшается на 1, в сумме чередуются четные и нечетные числа.)

Продолжите ряд еще на два примера.

2. Проснувшись морозным утром, Шерлок Холмс посмотрел на уличный термометр, на котором было 160 С. К полудню температура понизилась на 20 С, а вечером – еще на 50 С. Какую температуру увидел вечером Шерлок Холмс на своем термометре?

3. Представьте число -16 в виде двух одинаковых слагаемых ; двух разных слагаемых; трёх слагаемых.





Организует выполнение обучающимися заданий на использование нового содержания совместно с ранее изученными.













Организует выполнение обучающимися задачи на использование нового содержания совместно с ранее изученными.

Организует диалог

Тренируют навыки использования нового содержания совместно с ранее изученными.















Один решает задачу у доски, остальные в тетрадях.



Вступают в диалог

10. Рефлексия деятельности на уроке.

фронтальная


Какие «открытия» вы совершили на уроке?

Что использовали для «открытия» нового знания?

Вы достигли поставленной цели?

Где вы сможете использовать открытое правило и алгоритм?

Молодцы! Вот, что сказал Шерлок Холмс: «Наша жизнь это огромная цепь причин и следствий, и природу ее мы можем познать по одному звену».

И вот вы сегодня смогли открыть ещё одно звено в огромной цепи знаний.

Проанализируйте свою работу на уроке, используя таблицу, ответьте на вопросы, оцените свою работу.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.



Организует коммуникативное взаимодействие для анализа своей деятельности.





Формулируют итоги своей работы на уроке.

Анализируют, как они усвоили новое знание.













Заполняют карточки для рефлексии.

11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

дифференциация

по уровню сложности

Запишем домашнее задание.

п. 32; №1056 (1, 4 строка); 1057(любой на выбор); 1059. (Виленкин).

п. 3.2.1; 463 (1 столбик); 468; 470 (любой на выбор); дополнительно по желанию: 475(1) (Петерсон).

Спасибо за урок!

Дает комментарии к домашнему заданию.

Анализируют задание учебника, выясняют возможные затруднения в ходе выполнения задания.


Выбирают уровень выполнения домашнего задания.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ