Конспект урока на тему "Развитие орфографической грамотности младших школьников методом этимологического анализа"

Развитие орфографической грамотности младших школьников методом этимологического анализа


Бекназарова Марина Юрьевна,

преподаватель коррекционно-развивающих дисциплин высшей категории

ГБОУ СПО «Белгородский педагогический колледж», г. Белгорода

Гридина Ирина Валентиновна,

воспитатель МДОУ ДС № 51 г. Белгорода


Словарно-орфографическая работа занимает одно из видных мест в общей системе обучения русскому языку. Орфографическая грамотность школьников во многом зависит от умения учителя правильно организовать занятия по изучению новых слов и словосочетаний. При объяснении трудных слов необходимо учитывать те закономерности, исторические процессы, которые обусловили происхождение слова. Ещё в дореволюционной школе в начальных классах при объяснении орфограмм, которые представляли трудность для учащихся, учителя обращались к сведениям по этимологии. В своё время К.Д. Ушинский считал, что уже на третьем году обучения дети должны хорошо знать, что слово "прозрачный" - от зреть, "вчера" - от вечер, вечерний и т.д. [8].

Применение этимологического анализа необходимо в современной школе. "Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им родственные формы" [6].

В научном обосновании нуждается, например, правило о правописании гласных, не проверяемых ударением. Школьный учебник не разъясняет их правописание, ограничивается лишь советом запомнить предлагаемый перечень слов, что вызывает значительные трудности у учащихся, во-первых, ввиду их многочисленности, а этимологический анализ позволяет сузить круг слов для заучивания, во-вторых, известно, что механическое запоминание без понимания и осмысления является самой трудной формой получения знаний. Такое обучение не является интересным.

Для того, чтобы обучение, в том числе русскому языку, было успешным, нужно учитывать при обучении особенности психологического развития детей младшего школьного возраста: мышления, воображения, памяти, внимания, особенности развития речи.

Этимологический анализ позволяет развить языковое чутье, расширять кругозор, сделать запоминание более легким, расширить словарный запас ученика. Ребенок будет легче и уверенней употреблять слово в устной и письменной речи, если происхождение слова дойдет до его сознания. С работы над словом начинается формирование связной речи. От качества работы учителя на данном этапе будет зависеть дальнейшая судьба слова: войдет ли оно в активный словарь учащегося или останется в пассивном запасе [5].

Есть у использования этимологии на уроках русского языка еще один плюс: эта работа существенно повышает интерес учащихся непосредственно к предмету русский язык. Так, исследование Н.А. Подшибякиной, проведенное в 80-е годы XX века под руководством известного методиста З.А. Потихи в 4–6-х классах (ныне это 5–7-е классы), показало, что регулярное сообщение учащимся этимологических сведений даже без связи с правописанием увеличило в течение одного учебного года количество школьников, которые считают уроки русского языка интересными, с 8 до 52,7%.

И это закономерно, ведь этимология сообщает массу удивительных фактов об обычных на первый взгляд словах. Уместно и умеренно доводя эти факты до сведения школьников, мы можем делать уроки русского языка не менее интересными, чем уроки истории.

Приведем примеры использования этимологического анализа на уроках русского языка в работе по развитию орфографической грамотности обучающихся.

Татьяна Владимировна Литвинова (место работы: МОУ "Лицей № 1 им. А.П. Гужвина, г. Камызяк) так говорит об использовании сведений по этимологии на уроках русского языка:

«Элементы этимологического анализа слов должны быть использованы прежде всего в работе над словами с непроверяемым написанием, которые даются в программе по русскому языку на каждом году обучения. За четыре года обучения школьник младшего возраста должен усвоить правописание от 190 до 250 слов: с непроверяемыми безударными гласными; с удвоенными согласными; сложные слова с соединительной гласной; слова с непроизносимыми согласными и т. д.

Большая часть этих слов имеет беспроверочные, с точки зрения современного русского языка, орфограммы. Традиционные формы работы по усвоению такого типа слов (списывание с пропуском орфограмм, запись слов по слуху и др.) оказываются не всегда эффективными. К тому же, преобладание контролирующих видов работ над тренировочно–обучающими приводит к большому количеству ошибок. Правописание таких слов остается у многих детей неосвоенным, если в их обучении исключалась активная мыслительная деятельность. Известно, что учащихся начальных классов привлекает все новое, неожиданное. Неожиданность, необычность в работе со словами становится тем раздражителем, который рождает осмысленный интерес у ребенка к явлениям языка.

Используя в работе над словами с непроверяемым написанием “Краткий этимологический словарь русского языка” Н.М.Шанского, книги Л. Успенского и др., учитель собрала свой “Этимологический словарик” для учеников начальной школы.

Словарные статьи состоят из нескольких частей. В первой части дается толкование современного лексического значения слова. У многозначного слова объясняется одно из значений, в котором оно чаще всего употребляется младшими школьниками.

Вторую часть составляет этимологическая справка, в которой сообщается язык–источник происхождения слова, толкуется первоначальное значение слова, выделяется слово или морфема с опорным написанием. Далее приводится образец краткой записи этимологической справки в словарики или тетради школьников.

В четвертой части (по возможности) представлена этимология слова с помощью цветных рисунков. На одной стороне листа, сложенного вдвое, изображение того предмета, название которого закреплено в звуковом облике изучаемого слова, на другой – рисунок, передающий первоначальное значение данного слова. Завершают словарные статьи тексты, иллюстрирующие значения анализируемых слов.

Например:

Баскетбол – заимствовано в 20-е годы из англ. Языка.

Сложение – баскет – “корзинка”, болл – “мяч”.

Баскетбол – баскет + болл = “мяч в корзину”.

Надежна дружба и прочна

В семье веселой школьной

А старт порой берет она

С площадки баскетбольной.

(М. Пляцковский) [3].

Анисимова Вера Владимировна (учитель начальных классов школы №76 г. Москвы) предлагает следующий фрагмент урока: Знакомство со словом «медведь».

- «Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Угадайте, о ком идет речь:

Летом бродит без дороги

между сосен и берез,

а зимой он спит в берлоге,

от мороза прячет нос.

(Вывешивается картинка с изображением медведя, карточка с представленным словом «медведь»).

-Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение? Назовите безударную гласную.

-Что вы знаете о медведе? Где он живет? Чем питается? Почему медведя считают лакомкой?

-Как вы думаете, почему же это животное назвали медведем?

Сообщение этимологической справки.

- Действительно, медведь- это крупное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами назвали так потому, что он знает, в е д а е т, где найти в лесу мёд.

Медведь – мёд, ведающий, «знающий, где есть мёд». Вот почему слово медведь (учитель обращает внимание на написание слова) пишется с буквой е, потому что он любит ведать, где находится мёд.

-Теперь нам понятно, почему медведь пишется с гласной е в первом слоге. По слову мёд.

-Давайте напишем это слово в тетради правильно и запомним его написание. Поставим ударение. На какой слог оно падает? Назовите первый слог? Какая в нем безударная гласная? Почему?» [9].

Итак, использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. При этом оказывается задействованным сознание ребёнка, благодаря чему словарно-орфографическая работа становится более эффективной .

О тесной связи орфографии и этимологии слова очень образно сказал знаменитый русский педагог В. П. Шереметевский: "Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его". Действительно, с течением времени могут происходить удивительные и разнообразные изменения с русским словом: меняется его звучание, иногда и морфемный состав и даже лексическое значение. Но буквенное обличье слова обычно сохраняется почти неизменным. Такая стабильность графического облика свойственна подавляющему большинству слов, фонетическая сторона которых подвергалась историческим изменениям [7].

Этимологический анализ в начальной школе должен применяться как вспомогательный приём как для орфографических, так и для лексических и других практических целей и проводиться учителем с учётом возрастных особенностей учащихся. В этом случае этимологические справки доступны младшим школьникам, воспринимаются ими с большим интересом. При этом объясняемые слова усваиваются школьниками и по значению и со стороны правописания [4].

К сожалению, этот интересный и эффективный приём обучения довольно редко используется даже в массовой начальной школе. Учебники по русскому языку для начальных классов не нацелены на проведение словарно-орфографической работы с использованием этимологии "трудных" слов. Мы считаем, что применение сведений по этимологии особенно необходимо при обучении детей с ЗПР, поскольку в результате такого обучения учащиеся окажутся подготовленными к осмыслению орфографического правила, для них использование этимологии станет актуальным способом решения орфографической задачи.


Список используемой литературы


  1. Волина, В.В. Весёлая грамматика. [Текст] /В.Волина. - М.:Дрофа,2002.-64 с.

  2. Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемыми написаниями//Начальная школа. –2004. -№11/- 45с.

  3. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. –М.:Просвещение, 1982.- 89с.

  4. Лебединская К.С. Учащиеся вспомогательной школы: (Клинико–психологическое изучение) / – М., 1979. – С.135

  5. Лубовский В.И. Обучение детей с ЗПР/пособие для учителей/ Смоленск, 1994. – 43с.

  6. Павлюк В.К. Научим ребенка писать грамотно. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2005. – 112с.

  7. Подшибякина Н.А. Этимологический анализ как средство повышения интереса учащихся 4 - 6 классов к урокам русского языка: Дис… канд. пед. наук. - Волгоград, 1985.-.134с.

  8. Коррекционная педагогика: основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: учебное пособие для студентов. Под ред.Б.П. Пузанова.- М., 1998.-67с.

  9. Савинова З.А. Виды работ по формированию орфографической зоркости//Начальная школа. –2001. №1-65с.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ