Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Знакомься: другие части слов"
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
городского округа г.Урюпинск
Волгоградской области
Конспект урока по русскому языку
во 2 классе
«Знакомься: другие части слов!»
/УМК «Гармония»/
подготовила
учитель начальных классов
Мартынова Валентина Александровна
г. Урюпинск, 2012год
Открытый урок по русскому языку во 2 «В» классе по теме:
«Знакомься: другие части слов!»
/УМК «Гармония»/
Проведён: 01.04.2013 г.
Место проведения: МБОУ СОШ № 5, 2 «В» класс
Учитель начальных классов: Мартынова Валентина Александровна
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать понятие о приставках и суффиксах как о частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную функцию
Развивающие:
следить за развитием связной речи учащихся, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
воспитывать здоровых людей через физическую паузу, посадку, переключения с одного вида деятельности на другой, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
Компьютер, проектор, экран, доска с заданиями, учебник для 2 класса “К тайнам нашего языка”, дополнительный материал по уроку.
Методы обучения:
Частично – поисковый.
Объяснительно – иллюстративный.
Проблемный.
Формы организации познавательной деятельности:
Фронтальная.
Групповая.
Индивидуальная.
Средства обучения:
1. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы. Ч.2, тетрадь на печатной основе №3.
2. Оборудование: цветные карточки, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.
(Слайд 1).
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слайд 2)
Здравствуйте, ребята! Сегодня в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся, теперь улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость и много полезной информации.
-Откройте тетради. Запишите число:
1 апреля.
Классная работа.
- Ребята, над какой темой мы с вами работаем?
( Как устроены слова.)
- Что значит строение слова?
(В слове мы можем выделить корень, окончание)
(Слайд 3) II. Минутка чистописания и словарная работа.
-Мы продолжим с вами путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству.
-Вы любите разгадывать тайны?
- Тогда отгадайте загадку:
То под горку, то полого,
Нас с тобой ведёт …….(дорога) (Слайд 4)
(Слова заранее записаны на доске и закрыты)
- Какая орфограмма есть в этом слове? (Безударная гласная в корне слова)
- Можно ли подобрать проверочное слово? (Нет, это словарное слово, поэтому его нужно запомнить)
- Запишем это слово, поставим ударение, подчеркнём безударную гласную.
( Открываю запись на доске) ДОРОГА
- Как это слово назовём ласково? (дорожка, дороженька, дорожечка)
(Слайд 4)
- Проверим. Да, действительно, ваши ответы верны.
- А вот ещё одна загадка:
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его серёжки.
Нам он как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук.
(Подорожник)
- А что такое подорожник? ( Растение) (Слайд 5)
- Давайте послушаем краткую информацию об этом растении ученицы нашего класса.)
(Это растение чаще всего можно встретить около дорог и тропинок, по обочинам.
Семена подорожника имеют свойство набухать после росы или дождя и становятся липкими. Из-за этого они прикрепляются к подошвам обуви и таким образом разносятся людьми. Это растение обладает ранозаживляющим, противовоспалительным свойствами.
(Открываю запись на доске) (дорожка дорожечка дороженька подорожник)
- Запишем эти слова, продолжая строку. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную, непроверяемую ударением.
( Прохожу, смотрю соединения)
- Ребята, в этих словах есть сочетание –оро-, правописание которого не у всех получается.
- Пропишем это сочетание на новой строке.
- Посмотрите на доску и постарайтесь написать это сочетание красиво до конца строки.
(Дети пишут в тетрадях)
III. Актуализация знаний.
- Прочитаем полученные слова: (дорожка дорожечка дороженька подорожник)
- Как их можно назвать одним словом? (родственные, однокоренные)
- Почему мы их так называем?
(Однокоренными называются слова, которые имеют общую часть и общее значение)
- Как называют общую часть однокоренных слов? (Общую часть однокоренных слов называют корнем)
- Выделим корень в словах. (1 ученик у доски работает) – Что заметили?
( Некоторые согласные буквы в корне могут заменять друг друга)
- То есть чередоваться. Подчеркните их.
- Какую ещё часть в слове мы можем выделить? ( Окончание)
- А что такое окончание? (Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении или в словосочетании)
- Выделим в каждом слове окончание.
- Какое окончание в слове подорожник? (Нулевое)
- Как мы его выделяем? ( )
(Слайд 6)
Пора немного отдохнуть,
Ведь мы ступили на тропу здоровья.
Чтобы продолжить наш нелёгкий путь,
Потребуются силы и здоровье.
Медвежата в чаще жили, головой своей кружили,
Вот так, вот так.
Медвежата мёд искали, дружно дерево качали.
Вот так, вот так.
Медвежата вниз ходили и из речки воду пили.
Вот так, вот так.
А потом они плясали, выше лапы поднимали,
Вот так, вот так.
(Слайд 7) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Мы погуляли с вами по лесу, подышали свежим воздухом, набрались сил и продолжаем нашу работу. (Слайд 8).
IV. Постановка проблемной ситуации.
-Посмотрите на слова в минутке чистописания и скажите: все ли части слова обозначены?
-Почему же мы их не можем обозначить? (Мы не знаем, как их обозначать, потому что не изучали их.)
- Хотите узнать? (Да)
-Какую проблему мы с вами поставим на уроке?
(Слайд 9)
Узнать, какие части ещё есть в слове?
Как они называются?
Как обозначаются новые части в словах?
- Какие цели поставим перед собой?
1.Познакомиться с новыми частями слова.
2.Знать названия новых частей слов.
3.Научиться обозначать новые части в словах.
- Какая часть слова главная? (корень)
- Предположите, где могут находиться другие части слов?
( Предположение: до корня или после корня)
V. Решение проблемной ситуации.
(Слайд 10)
-Сейчас поработаем в парах. У вас на столе лежит конверт, в котором находятся части слова. Составьте из этих частей слово. (Дети работают в парах).
- Какое слово получилось?
(Слайд 11) (ПОДСНЕЖНИКИ)
-А что это такое? (Цветы)
-Давайте откроем страницу учебника 105 и прочитаем о них интересную информацию в упр. 509.
- А что это за цветок, мы ещё узнаем от ученика нашего класса.
Подснежник – лесной цветок. Подснежники расцветают первыми. Вот и рвут их люди не жалея, кто для себя, а кто и на продажу. Срывают охапками, выдёргивая вместе с луковицами, затаптывая густо растущие цветы. Поэтому их занесли в Красную книгу.
-Это редкие растения, поэтому мы должны их беречь и охранять.
- Запишем это слово на доске и в тетради с большой буквы.
- От какого слова оно образовалось? (от слова снег)
-Запишем через чёрточку: Подснежники – снег.
- Какие части мы умеем выделять? (Корень, окончание)
- Какую часть вы приставили к корню? (под-)
- Где она находится? (перед корнем)
-ЕСЛИ МЫ ЭТУ ЧАСТЬ ПРИСТАВИЛИ К КОРНЮ, ТО И НАЗОВЁМ ПРИСТАВКОЙ И В СЛОВЕ ВЫДЕЛИМ ВОТ ТАКИМ ЗНАЧКОМ:
- Какую часть вы поставили после корня? ( -ник-)
- ТУ ЧАСТЬ, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ, НАЗЫВАЕТСЯ СУФФИКС И ОБОЗНАЧАЕТСЯ ВОТ ТАКИМ ЗНАЧКОМ:
- Какие части слов вы сейчас узнали?
(Слайд 12)
-А сейчас вернёмся к нашим словам в минутке чистописания и выделим все части (1 ученик у доски)
-Какие части выделили в словах? (Приставку и суффикс)
- Скажите, а получили ли мы новые слова с помощью приставки и суффикса? (Да)
- Предположите, так для чего же нам будут служить приставки и суффиксы?
( Для образования новых слов)
- Давайте с вами прочитаем, что же такое приставка?
(Слайд 13) приставка
(Слайд 14) суффикс
VI. Первичное закрепление изученного материала.
(Слайд 15)
- А сейчас поиграем. Игра называется «Попробуй назвать новое слово».
1.От слова –учить, образуйте новые слова.
(Дети: научить, выучить, заучить.)
- С помощью какой части слова образовали новые слова?
( Новые слова образовали с помощью приставки)
2.Образуйте с помощью части слова – ок, новые слова.
(Слайд 16)
(Дети: дубок, сахарок, ветерок.)
- С помощью какой части слова образовали новые слова?
( Новые слова образовали с помощью суффикса)
3.Закрепление полученных знаний. Работа в печатной тетради №3.
- Сейчас мы продолжим эту работу в печатной тетради №3, стр.5, упр. 511.
(Эту работу выполняют по цепочке, комментируя с места, доказывая, с помощью какой части слова образовалось новое.)
VII. Итог урока.
(Слайд 17)
- Подведём итоги нашего урока.
- Что вы узнали на уроке?
(Узнали новые части слов, как они называются, где находятся в словах.)
- Чему учились?
(Учились выделять в словах новые части и с помощью приставки и суффикса образовывать новые слова.)
(Слайд 18)
VIII. Д/З (Слайд 19)
- Откройте дневники, запишите домашнее задание: упр.513, 514, с. 106 знать правило.
(Слайд 20) «Большое спасибо за работу».
IX. Рефлексия.
-Ребята, оцените свою работу:
* Мне всё понятно, с заданиями справляюсь легко: поднимите зелёную карточку.
* Мне кое-что непонятно: поднимите желтую карточку.
* Мне ничего не понятно: поднимите красную карточку.
- Свою работу мы с вами продолжим на следующих уроках, и, я думаю, у вас всё получится.
Список использованной литературы
1. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы, Ч.2.
2. Тетрадь на печатной основе №3.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://www.subscribe.ru/grou/zdor
2. http://www.subscribe.rodim.ru/conference
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ