Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Знакомься: другие части слов"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

городского округа г.Урюпинск

Волгоградской области







Конспект урока по русскому языку
во 2 классе

«Знакомься: другие части слов!»

/УМК «Гармония»/







подготовила

учитель начальных классов

Мартынова Валентина Александровна







г. Урюпинск, 2012год

Открытый урок по русскому языку во 2 «В» классе по теме:

«Знакомься: другие части слов!»

/УМК «Гармония»/

Проведён: 01.04.2013 г.

Место проведения: МБОУ СОШ № 5, 2 «В» класс

Учитель начальных классов: Мартынова Валентина Александровна


Цели урока:

Образовательные:

  • Сформировать понятие о приставках и суффиксах как о частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную функцию

Развивающие:

  • следить за развитием связной речи учащихся, обогащать словарный запас.

Воспитательные:

  • воспитывать здоровых людей через физическую паузу, посадку, переключения с одного вида деятельности на другой, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран, доска с заданиями, учебник для 2 класса “К тайнам нашего языка”, дополнительный материал по уроку.

Методы обучения:

  • Частично – поисковый.

  • Объяснительно – иллюстративный.

  • Проблемный.

Формы организации познавательной деятельности:

  • Фронтальная.

  • Групповая.

  • Индивидуальная.


Средства обучения:

1. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы. Ч.2, тетрадь на печатной основе №3.

2. Оборудование: цветные карточки, компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

(Слайд 1).


Ход урока

I. Организационный момент.

(Слайд 2)

Здравствуйте, ребята! Сегодня в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся, теперь улыбнитесь друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость и много полезной информации.

-Откройте тетради. Запишите число:

1 апреля.

Классная работа.

- Ребята, над какой темой мы с вами работаем?

( Как устроены слова.)

- Что значит строение слова?

(В слове мы можем выделить корень, окончание)

(Слайд 3) II. Минутка чистописания и словарная работа.

-Мы продолжим с вами путешествие по грамматическому царству, орфографическому государству.

-Вы любите разгадывать тайны?

- Тогда отгадайте загадку:

То под горку, то полого,

Нас с тобой ведёт …….(дорога) (Слайд 4)

(Слова заранее записаны на доске и закрыты)

- Какая орфограмма есть в этом слове? (Безударная гласная в корне слова)

- Можно ли подобрать проверочное слово? (Нет, это словарное слово, поэтому его нужно запомнить)

- Запишем это слово, поставим ударение, подчеркнём безударную гласную.

( Открываю запись на доске) ДОРОГА

- Как это слово назовём ласково? (дорожка, дороженька, дорожечка)

(Слайд 4)

- Проверим. Да, действительно, ваши ответы верны.

- А вот ещё одна загадка:

Тонкий стебель у дорожки,

На конце его серёжки.

Нам он как хороший друг,

Лечит ранки ног и рук.

(Подорожник)

- А что такое подорожник? ( Растение) (Слайд 5)

- Давайте послушаем краткую информацию об этом растении ученицы нашего класса.)

(Это растение чаще всего можно встретить около дорог и тропинок, по обочинам.

Семена подорожника имеют свойство набухать после росы или дождя и становятся липкими. Из-за этого они прикрепляются к подошвам обуви и таким образом разносятся людьми. Это растение обладает ранозаживляющим, противовоспалительным свойствами.

(Открываю запись на доске) (дорожка дорожечка дороженька подорожник)

- Запишем эти слова, продолжая строку. Не забудьте поставить ударение и подчеркнуть безударную гласную, непроверяемую ударением.

( Прохожу, смотрю соединения)

- Ребята, в этих словах есть сочетание –оро-, правописание которого не у всех получается.

- Пропишем это сочетание на новой строке.

- Посмотрите на доску и постарайтесь написать это сочетание красиво до конца строки.

(Дети пишут в тетрадях)

III. Актуализация знаний.

- Прочитаем полученные слова: (дорожка дорожечка дороженька подорожник)

- Как их можно назвать одним словом? (родственные, однокоренные)

- Почему мы их так называем?

(Однокоренными называются слова, которые имеют общую часть и общее значение)

- Как называют общую часть однокоренных слов? (Общую часть однокоренных слов называют корнем)

- Выделим корень в словах. (1 ученик у доски работает) – Что заметили?

( Некоторые согласные буквы в корне могут заменять друг друга)

- То есть чередоваться. Подчеркните их.

- Какую ещё часть в слове мы можем выделить? ( Окончание)

- А что такое окончание? (Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении или в словосочетании)

- Выделим в каждом слове окончание.

- Какое окончание в слове подорожник? (Нулевое)

- Как мы его выделяем? ( )

(Слайд 6)

Пора немного отдохнуть,

Ведь мы ступили на тропу здоровья.

Чтобы продолжить наш нелёгкий путь,

Потребуются силы и здоровье.

Медвежата в чаще жили, головой своей кружили,

Вот так, вот так.

Медвежата мёд искали, дружно дерево качали.

Вот так, вот так.

Медвежата вниз ходили и из речки воду пили.

Вот так, вот так.

А потом они плясали, выше лапы поднимали,

Вот так, вот так.

(Слайд 7) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Мы погуляли с вами по лесу, подышали свежим воздухом, набрались сил и продолжаем нашу работу. (Слайд 8).

IV. Постановка проблемной ситуации.

-Посмотрите на слова в минутке чистописания и скажите: все ли части слова обозначены?

-Почему же мы их не можем обозначить? (Мы не знаем, как их обозначать, потому что не изучали их.)

- Хотите узнать? (Да)

-Какую проблему мы с вами поставим на уроке?

(Слайд 9)

  • Узнать, какие части ещё есть в слове?

  • Как они называются?

  • Как обозначаются новые части в словах?

- Какие цели поставим перед собой?

1.Познакомиться с новыми частями слова.

2.Знать названия новых частей слов.

3.Научиться обозначать новые части в словах.

- Какая часть слова главная? (корень)

- Предположите, где могут находиться другие части слов?

( Предположение: до корня или после корня)

V. Решение проблемной ситуации.

(Слайд 10)

-Сейчас поработаем в парах. У вас на столе лежит конверт, в котором находятся части слова. Составьте из этих частей слово. (Дети работают в парах).

- Какое слово получилось?

(Слайд 11) (ПОДСНЕЖНИКИ)

-А что это такое? (Цветы)

-Давайте откроем страницу учебника 105 и прочитаем о них интересную информацию в упр. 509.

- А что это за цветок, мы ещё узнаем от ученика нашего класса.

Подснежник – лесной цветок. Подснежники расцветают первыми. Вот и рвут их люди не жалея, кто для себя, а кто и на продажу. Срывают охапками, выдёргивая вместе с луковицами, затаптывая густо растущие цветы. Поэтому их занесли в Красную книгу.

-Это редкие растения, поэтому мы должны их беречь и охранять.

- Запишем это слово на доске и в тетради с большой буквы.

- От какого слова оно образовалось? (от слова снег)

-Запишем через чёрточку: Подснежники – снег.

- Какие части мы умеем выделять? (Корень, окончание)

- Какую часть вы приставили к корню? (под-)

- Где она находится? (перед корнем)

-ЕСЛИ МЫ ЭТУ ЧАСТЬ ПРИСТАВИЛИ К КОРНЮ, ТО И НАЗОВЁМ ПРИСТАВКОЙ И В СЛОВЕ ВЫДЕЛИМ ВОТ ТАКИМ ЗНАЧКОМ:

- Какую часть вы поставили после корня? ( -ник-)

- ТУ ЧАСТЬ, КОТОРАЯ СТОИТ ПОСЛЕ КОРНЯ, НАЗЫВАЕТСЯ СУФФИКС И ОБОЗНАЧАЕТСЯ ВОТ ТАКИМ ЗНАЧКОМ:

- Какие части слов вы сейчас узнали?

(Слайд 12)

-А сейчас вернёмся к нашим словам в минутке чистописания и выделим все части (1 ученик у доски)

-Какие части выделили в словах? (Приставку и суффикс)

- Скажите, а получили ли мы новые слова с помощью приставки и суффикса? (Да)

- Предположите, так для чего же нам будут служить приставки и суффиксы?

( Для образования новых слов)

- Давайте с вами прочитаем, что же такое приставка?

(Слайд 13) приставка

(Слайд 14) суффикс

VI. Первичное закрепление изученного материала.

(Слайд 15)

- А сейчас поиграем. Игра называется «Попробуй назвать новое слово».

1.От слова –учить, образуйте новые слова.

(Дети: научить, выучить, заучить.)

- С помощью какой части слова образовали новые слова?

( Новые слова образовали с помощью приставки)

2.Образуйте с помощью части слова – ок, новые слова.

(Слайд 16)

(Дети: дубок, сахарок, ветерок.)

- С помощью какой части слова образовали новые слова?

( Новые слова образовали с помощью суффикса)

3.Закрепление полученных знаний. Работа в печатной тетради №3.

- Сейчас мы продолжим эту работу в печатной тетради №3, стр.5, упр. 511.

(Эту работу выполняют по цепочке, комментируя с места, доказывая, с помощью какой части слова образовалось новое.)

VII. Итог урока.

(Слайд 17)

- Подведём итоги нашего урока.

- Что вы узнали на уроке?

(Узнали новые части слов, как они называются, где находятся в словах.)

- Чему учились?

(Учились выделять в словах новые части и с помощью приставки и суффикса образовывать новые слова.)

(Слайд 18)


VIII. Д/З (Слайд 19)

- Откройте дневники, запишите домашнее задание: упр.513, 514, с. 106 знать правило.

(Слайд 20) «Большое спасибо за работу».

IX. Рефлексия.

-Ребята, оцените свою работу:

* Мне всё понятно, с заданиями справляюсь легко: поднимите зелёную карточку.

* Мне кое-что непонятно: поднимите желтую карточку.

* Мне ничего не понятно: поднимите красную карточку.

- Свою работу мы с вами продолжим на следующих уроках, и, я думаю, у вас всё получится.



















Список использованной литературы


1. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. К тайнам нашего языка: 2 класс: Учебник русского языка для четырёхлетней начальной школы, Ч.2.

2. Тетрадь на печатной основе №3.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы


1. http://www.subscribe.ru/grou/zdor
2. http://www.subscribe.rodim.ru/conference




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ