Конспект урока на тему "Русский алфавит или азбука"

Раздел: Звуки и буквы

Тема : Русский алфавит или азбука

Цель:

личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

метапредметные:

Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные УУД: Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других

предметные:  Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами:

осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

 Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,.

Формировать представление учащихся об алфавите, его значение в жизни, систематизировать знания учащихся об алфавите, повторить написание ранее изученных букв, формировать понятие звук- буква

Воспитывать любовь к русскому языку, культуре общения


Виды деятельности:

высказываться о значимости алфавита.

Правильно называть буквы в алфавитном порядке. Работать с памяткой «Алфавит» в учебнике.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они называют.

Располагать заданные слова в алфавитном порядке.

Применять знания алфавита при пользовании словарями.

Работать со страничкой для любознательных.

Оценивать результаты выполненного задания


Предполагаемые результаты:

1) понимает, для чего нужен алфавит и его роль в жизни людей:

2) умеет использовать алфавит на практике, правильно расставляет слова по алфавиту;

3) понимает, как следует расставить слова, начинающиеся с одной и той же буквы.



Материально техническое обеспечение: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 1 класс -М.: Просвещение,2015.-144с



Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

1.Приветствие и представление учителя

II.Актуализация знаний

а) фронтальная беседа

Цель: вспомнить понятия «звук-буква»

-Чем отличаются звуки от букв? ( звуки мы слышим, произносим, буквы мы видим, пишем, называем)

- Как обозначаются звуки? ( скобками )

- В слове кот звук к какой? ( твёрдый согласный)

- В слове кит звук к какой? ( мягкий согласный)

- Для чего нужны буквы? (для письма, чтения и.т.д)

III. Изучение нового материала

а ) чтение и анализ букв русского алфавита

Цель: подвести к изучению нового материала

М/У: отгадать загадку, задачи урока дети ставят самостоятельно с помощью учителя

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.

(Алфавит)

-Кто догадался какая тема нашего урока? ( алфавит)

-Какие учебные задачи мы поставим?

* Что такое алфавит?

* Сколько букв в алфавите?

* Для чего нужен алфавит?

М/У: правильное чтение букв на странице 52, дети читают сами

б ) анализ алфавита

- Что такое алфавит? ( это все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке)

-Что такое буквы? ( знаки ,которые служат для обозначения речи на письме)

- Сколько всего букв в русском алфавите? ( 33)

-Сколько гласных букв- звуков? (10)

- Сколько согласных букв- звуков? ( 21)

-Какие буквы не обозначают звуков? ( Ъ,Ь)

- Для чего нужны буквы? ( для письма , чтения)

- Для чего нужно знать алфавит? ( для расположения слов, фамилий в классном журнале, фамилий авторов книг в библиотеки)

в) чтение определение

м/у: дети читают вывод самостоятельно на стр 52

-На сколько частей можно разделить определение? (2)

Обобщение: Алфавит- это все буквы русского языка, расположенные в определённом порядке. Каждая буква в алфавите имеет своё строго определённое место и своё название.

Слова алфавит и азбука обозначают одно и тоже

- Откуда пришли к нам эти слова?

-Слово алфавит пришло из греческого языка. Оно образовано от названия первых двух букв греческой азбуки « альфа» и «вита»

- Слово азбука пришло из старославянского языка. Оно образовано от названий первых двух букв старославянского алфавита « азъ» и «буки»

IV. Закрепление нового материала

Расположите слова в алфавитном порядке: собака, лисица, петух, ворона( ворона,лисица, петух, собака)

шмель,бабочка, муха,жук, кузнечик (бабочка, жук,кузнечик, муха, шмель)

Расшифровать слово:Поставить буквы в алфавитном порядке

( к,ё,ж,и), (И Л А С),(МЬДЕВЕД),( ЁЖИК, ЛИСА, МЕДВЕДЬ)

1. Письмо предложения с печатного образца

М/У: списать предложение, выделить орфограммы в словарном слове

Как хорошо уметь читать!

а ) анализ предложения

- Из скольких слов состоит предложение? (4)

-Какой знак стоит в конце предложения? (!)

- Как надо прочитать это предложение? ( с восхищением)

- Что обозначает слово «хорошо?»

- Слово хорошо имеет несколько значений

* слово хорошо близко по значению слову хороший, т.е такой который обладает положительными качествами

* слово хорошо употребляется тогда когда дают положительную оценку какой- либо деятельности

* хорошо чувство удовлетворения, удовольствия, радости

-Прочитай слово так как ты его произносишь ( )

- А теперь прочитай так, как написано ( хорошо)

- Найди опасное место в слове написание ( написание буквы в которой можно допустить ошибку о)

- Запомните написание буквы о в слове «хорошо»

2. Распределение букв в алфавитном прядке

А) нахождение не соответствия не точности ( на материале зад №4 стр 54)

М/У: Устно дети самостоятельно читают задание, выполняют с помощью учителя

А) нет букв Ё,Х

Б) перепутаны местами Л и К, Т и С, Ш и Щ,Ъ и Ь,

3. Запись букв в алфавитном порядке ( на материале учебника стр54 №5 )

-М/У: назвать каждую букву правильно, записать буквы любой группы в алфавитном порядке в рабочую тетрадь, проверка работа в парах

- Почему буквы расположены на разных парашютиках?

1-й- согласные,(Б,В,Г,Д,Ж,З,П,Т,Ц,Ч)

2-й- (Л,М,Н,Р,С,Ф)

3-й (И,Й)

4-й-глухие,гласные буквы- звуки (К,Х,Ш,Щ)

5-й- гласные (А,О,И,У,Ы,Э)

6-й- не обозначают звуков (Ъ,Ь)

7-й-ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА( Е,Ё,Ю,Я)

4. Работа с текстом ( на примере учебника стр55 №6)

М/У: читает один ученик выразительно текст « На уроке». Кто не верно произнёс буквы?( Гусь, Жук)

- Назовите эти буквы правильно? (гэ, жэ)

- Написать имена двух учеников по алфавиту в тетрадь ( Бабарашек, Гусь)

а)Стр55 № 7

М/У: Читают дети самостоятельно, проверка работа в парах

-Какое слово в каждой паре напишешь первым? –Почему?

- Списать две пары слов, располагая по алфавиту.

- Устно составить предложение с одним из слов

-Прочитай слово так как ты его произносишь ( )

- А теперь прочитай так как написано ( ученик, ученица)

- Запомните написание буквы е в словах ученик, ученица


VII. Итог урока.

1. Фронтальная беседа

-Что такое алфавит?

- Для чего нужен алфавит?

- Сколько букв в алфавите?

v.Рефлексия

- Оцените свои достяжения на уроке

М/У: на слайде дети читают начало продолжение вставляют своё

Сегодня на уроке было интересно………………

Было трудно………………..

Я понял(а), что я научилась……………….

Я смогла…………………..

Урок дал мне для жизни………………..


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ