Конспект урока на тему «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными»

План-конспект урока.
Тема урока: «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными»

(Адаптивная система обучения. Объяснение нового материала).

      1. ФИО: Каштанова Наталья Александровна

      2. Место работы: Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение гимназия № 7 г. Красногорска Московской области.

      3. Должность: Учитель русского языка и литературы.

      4. Предмет: русский язык.

      5. Класс: 5.

      6. Тема урока и номер урока в теме: Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Первый урок.

7. Базовый учебник: Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык. Теория 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2005; Русский язык. Практика: 5 класс. Учебник/Под редакцией Купаловой А. Ю. - М.: Дрофа, 2002.

8. Цель и задачи урока.

Цель: знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными, уметь различать НЕ как приставку, частицу, часть корня, доказывать выбор написания, подбирать синонимы с НЕ к словам, анализировать смысл предложений с точки зрения наличия противопоставления.

Задачи:

Обучающие: совершенствование навыков написания слитного написания НЕ с существительными.

Развивающие:

  • развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;

  • развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, планировать свое высказывание;

  • развитие способностей к самостоятельному труду;

  • развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения, речи и поведения;

  • вызвать заинтересованность в получении знаний;

  • пробудить любознательность;

  • побудить учащихся к активности;

  • закрепить уверенность в успехе.

      1. Тип урока: объяснение нового материала (адаптивная система обучения).

      2. Формы работы учащихся: принять участие в коллективной работе, уметь четко и обоснованно отвечать на поставленные учителем вопросы, прийти к определенным выводам и затем сформулировать их в процессе обсуждения, формирование навыков самостоятельной работы.

11. Необходимое техническое оборудование:

  • Компьютер;

  • Мультимедиапроектор;

  • Интерактивная доска;

  • Наглядный материал по теме “Слитное и раздельное написание НЕ с существительными», сигнальные карточки (красные — слитно, синие — раздельно); «светофорчики» (зеленый — ученик на самостоятельной работе, красный — нужна помощь учителя), презентация по теме.

      1. Структура и ход урока (Таблица 1).

      2. Перечень используемых на данном уроке ЭОР (Таблица 2).

      3. Пояснительная записка к уроку:

Данный урок предназначен для учащихся 5 класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я использую в своей работе адаптивную систему обучения (АСО).

Методика АСО при объяснении нового материала.

Объяснение нового материала — это всегда праздник для моих ребят, это всегда необычный урок. Я обучаю всех учащихся класса, объясняя новый материал 3-5 минут. Затем закрепление нового материала. И даю 1-ый контроль усвоения темы. Это могут быть устные рассуждения по алгоритму на данное правило, комментированное письмо, интерактивные задания и т. д.

Усвоившая материал часть учеников, а их 3-4 человека, уходят на самостоятельную работу, которой управляет учитель. Ученик сам выбирает задание. Идет выполнение заданий с адаптацией. Можно увеличить работу в сторону объема, а можно — в сторону трудности.

Следующий этап урока — это второй этап объяснения нового материала. Небольшая часть учащихся на самостоятельной работе, а остальным ученикам я снова объясняю новый материал. На этом этапе урока стараюсь заинтересовать ребят, применяю игры: «Подбери словечко», «Подумай и ответь» с использованием мультимедийного комплекса (компьютер, проектор и экран). Эта работа дает свои результаты. Затем 2-ой контроль усвоения. И число ребят, усвоивших новую тему, увеличивается, т. е. увеличивается количество учащихся, находящихся на самостоятельной работе.

Для детей, не усвоивших еще новый материал, объясняю новую тему в третий раз. Это 3-ий этап объяснения нового материала. На этом этапе урока применяю игры, схемы, алгоритмы и т. д., которые помогают ребятам понять сложный мир русского языка, учат думать не только головой, но и «глазами», т. е. стараюсь научить видеть в обыкновенно необычное, новое. Затем даю третий контроль усвоения нового материала.

Четвертый этап урока — общий контроль усвоения нового материала. Я «отключаю» от самостоятельной работы учащихся (эту самостоятельную работу они продолжают на следующий день в классе независимо от остальных учащихся). Применяю такие виды контроля: тестирование, графический диктант, словесные игры, электронные таблицы, кроссворды с использованием мультимедийного комплекса и ЦОР.

Пятый этап урока — домашнее задание. Домашнее задание даю дифференцировано, т. е. по степени усвоения нового материала.

Преимущества АСО при объяснении нового материала:

  • дифференцированный подход уже на этапе объяснения нового материала;

  • полная занятость всех учащихся;

  • осуществляется высокий уровень постепенного усвоения темы в зависимости от индивидуальных особенностей ученика;

  • дифференцированное домашнее задание (снимается перегрузка).

Ход урока.

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)


Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

Организа-ционный момент


Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к совместной деятельности.



Приветствуют учителя.


1 мин.

2

Определение темы и целей урока. Моти-вация уча-щихся.


Определение темы урока, постановка цели и задач урока, осознание и принятие их учащимися.

О чем мы будем говорить на уроке? Какие цели стоят перед нами на сегодняшнем уроке?

Слово учителя:

  • Сегодня у нас с вами необычный урок. У нас новая тема. Запишем число, тему урока. Посмотрите на доску. Обратимся к предложению на доске.

На интерактивной доске написано предложение (используется презентация, заранее подготовленная учителем) (слайд №1):

«(НЕ) правдой (ЛОЖЬЮ) не проживешь».

  • Как бы вы написали существительное “неправдой”? Не слитно или раздельно с существительным? Покажите сигнальными карточками. Красная - слитно, синяя - раздельно.








Записывают число и тему урока.










Смотрят на доску, показывают сигнальными карточками, как бы они написали (например, 10 человек сделали ошибки).









1 мин.










1 мин.

3

Постановка цели.



Слово учителя:

- Почему ошибки? Потому что здесь орфограмма "Слитное и раздельное написание НЕ с существительными".

Поэтому цель нашего урока - научиться понимать, когда НЕ с существительными пишется раздельно, а когда — слитно. Этот материал необходим вам для того, чтобы быть орфографически зоркими всегда.

Слушают .

1 мин.

4

I этап изу-чения нового материала

Информацион-ный урок «Слитное и раздельное написание НЕ с существитель-ными» (№1)


Слово учителя:

- Слитное и раздельное написание НЕ с существительными зависит от того, чем является НЕ:

  1. частью корня - слитно,

  2. приставкой - слитно,

  3. частицей - раздельно.

Как это узнать?

Демонстрация мультимедиа урока.

Смотрят, слушают, запоминают, записывают в тетрадь.

10 мин.



5

I этап за-крепления нового материала

Интерактивные таблицы:

  1. Электрон-ное задание «Слитное и раздельное написание не». Вариант 1 (№2).

  2. Электрон-ное задание «Слитное и раздельное написание не». Вариант 11 (№3).

  3. Электрон-ное задание «Слитное и раздельное написание Не». Вариант 16 (№4).

Слово учителя:

  • Прочитайте параграф 81, страница 113. Что нового узнали?

  • Кто возьмется проком-ментировать слово на изученную орфограмму, объяснить написание Не с существительным?


Работа с интерактивной таблицей.


Учащиеся читают правило и комментируют орфограмму в предложениях.



3 мин.














6

Учащиеся уходят на самостоятельную работу



Слово учителя:

- Молодцы, ребята. Вы справились с заданием, поэтому вы будете работать самостоятельно. Берите карточки, зажигайте фонарики.

Учитель дает раздаточный материал на основе ЭОР (№6, №7) учащимся, которые комментировали предложения.

Учащиеся, которые усвоили тему, уходят на самостоятельную работу и зажигают зеленые светофорчики (например, 3 человека).

Работают самостоятельно, пока учитель их не «отключит» (17 минут в течение урока находятся на самостоятельной работе. Учитель в это время работает с остальными ребятами, не усвоившими тему).

17 мин. (входят в 45 минут урока)

7.

II этап объяснения нового материала.


Учитель объясняет детям, не усвоившим новый материал, написание «Не с существительными».

Учитель показывает 2 слайд из презентации на доске, на котором написаны предложения, где есть орфограмма.

Слово учителя:

  • Дети, спишите предложения с доски и выделите орфограмму. Почему отдельные слова и части слов вы выделите одной или двумя чертами?


- Молодцы. А теперь правильно сделает задание самый внимательный. Вот задание. Записать предложение. Обозначить изученную орфограмму (слайд 2).

Слово учителя:

  • Проверяем написанное, сверяя с доской (слайд 3). У кого правильно, тот выполняет самостоятельно задание (работа с раздаточным материалом). Поставьте зеленые светофорчики.


Работают ученики, не усвоившие тему.

Смотрят на доску.




Дети отвечают на вопрос учителя:

  • Одной чертой - почему, двумя – потому что.



Записывают в тетрадь предложения со слайда и подчеркивают орфограмму.




Сверяют с доской, исправ-ляют ошибки.

Учащиеся, сделавшие пра-вильно задание, уходят на само-стоятельную работу (раздаточный материал на основе ЭОР №6 и №7). «Зажигают» светофорчики.

Таких учеников стало больше — 10 человек.








1 мин.






5 мин.







1 мин.



8

III этап объяснения нового материала (для тех, кто ошибся).

Электронный учебный модуль «Слитное и раздельное написание Не с существительными» (№5)

Учитель в игровой форме в третий раз объясняет новый материал.

Слово учителя:

  • Сейчас с теми, кто ошибся, будем играть.

Игра (демонстрация учебного модуля).


Слушают, отвечают на поставленные вопросы, комментируют орфограмму, записывают в тетрадь.



10 мин.


9

Само-контроль учащихся, которые работали весь урок с учителем.


Слово учителя:

  • Ребята, которые весь урок работали со мной, вам задание: прочитайте правило в учебнике, расскажите про себя правило, сверяя с учебником. Вспомните и запишите пословицы, поговорки, загадки на данную орфограмму по картинкам.

Самостоятельно читают параграф 81, запоминают правило, сверяя свой ответ с учебником, записывают свои предложения в тетрадь по картинкам (на столе лежат картинки - раздаточный материал).

6 мин.

10

Контроль сильных учащихся, работавших самостоятельно.

Электронные модули:

1. Электронный модуль «Не с существитель-ными. К» (№6),

2. Электронный модуль «Не с существитель-ными . П» (№7)

Работа с интерактивной доской.

В то время, как слабые ученики самостоятельно работают, учитель проверяет сильных учащихся, отключив их от самостоятельной работы.


Отвечают.

Отводит-ся то же время, что и на самос-тоятель-ную работу слабых учени-ков, т. е. 6 мин.

11

Контроль усвоения нового материала всех учащихся.

Графический диктант.


Слово учителя:

-Запишите цифры от 1 до 10. И под цифрами поставьте «+», если Не с существительным пишется слитно, и «-», если раздельно.

Учитель диктует предложения.

1.Таня - маленькая неряха.

2.Ты мне не друг, а попутчик.

3.Рассказать небылицу приятелю.

4.Голубые незабудки стоят в вазе.

5.Выразить недоверие словам оппонента.

6.Настя большая неженка.

7.Нерешительность вратаря привела к проигрышу.

8.Это дерево не ель.

9.Чувствовалась небрежность в одежде.

10.На улице разыгралась непогода.

Слово учителя:

- Сверяем с доской (демонстрирует слайд №4 из презентации). У кого правильно? Похвалите себя! Поставьте восклицательный знак на полях. Кто ошибся, тот ставит на полях точку.

В тетради пишут цифры от 1 до 10. НЕ с существительным слитно - плюс, раздельно – минус.

















Сверяют с доской.

4 мин.

12

Домашнее задание (дается по степени усвоения нового материала).


Учитель озвучивает домашнее задание:

1 гр. (тот, кто работал весь урок самостоятельно и сделал все задания). Составить диктовку на изученную орфограмму из 10 слов.

2 гр. (тот, кто работал самостоятельно и не сделал все задание). Доделать задание, придумать диктовку на изученную орфограмму из 7 слов.

З гр. Сделать все задания (раздаточный материал).

Слово учителя:

- Урок окончен. Всем спасибо.

Записывают домашнее задание.

1 мин.


Приложение к плану-конспекту урока

«Слитное и раздельное написание НЕ с существительными»

(Адаптивная система обучения. Объяснение нового материала).


Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Мультимедиа урок «Слитное и раздельное написание Не с существительными»

Электронный информационный модуль учебного типа

Анимационный фрагмент

http://fcior.edu.ru/card/15639/slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-sushestvitelnymi.html

2

Интерактивная таблица.

Практический, интерактивный

Тест.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/71bcdf3b-0341-4acd-8151-84bbc8d06e89/%5BRUS7_153%5D_%5BQS_106%5D.html

3

Интерактивная таблица.

Практический, интерактивный

Тест.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/37d9412a-f8b5-43c1-a523-36ff927a7b35/%5BRUS7_153%5D_%5BQS_108H%5D.html

4

Интерактивная таблица.

Практический, интерактивный

Тест.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9130d28c-c633-41ca-96d5-fbdf4336b780/%5BRUS7_153%5D_%5BQS_108M%5D.html

5

Электронный учебный модуль.

Электронный учебный модуль контрольного типа

Тестовое задание. Контроль.

http://fcior.edu.ru/card/8996/slitnoe-i-razdelnoe-napisanie-ne-s-sushestvitelnymi.html

6

Электронный модуль.

Контрольный, интерактивный

Тест.

http://fcior.edu.ru/card/1599/ne-s-sushestvitelnymi-k.html

7

Электронный модуль.

Практический, интерактивный

Тест. Практикум.

http://fcior.edu.ru/card/1569/ne-s-sushestvitelnymi-p.html



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ