Урок обучения грамоте «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К.
Урок обучения грамоте
Образовательная программа «Перспектива», урок № 34
Тема урока: «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Составитель: Шишкина Т.М.,
учитель начальных классов
2012 г.
Тема урока: «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К.
Цель урока: Познакомить обучающихся с буквой к и со звуками, которые обозначает эта буква.
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать у обучающихся чёткий образ буквы К;
- Учить читать слоги, слова предложения с новой буквой;
- Продолжать работу по звуковому анализу слов и словообразованию.
Развивающие:
- Развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;
- Развивать монологическую речь учащихся.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру общения, положительное отношение к чтению.
Оборудование:
компьютер, интерактивная доска, документ - камера;
учебник «Азбука» 1 класс;
задания для ИД;
звуковые схемы;
лента букв;
рисунок кота в черно-белом формате.
Содержание
Деятельность
УУД
учителя
ученика
I. Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок. Урок обучения грамоте.
- Для чего нам нужен этот урок?
Формулирование учащимися темы и цели урока.
- Путешествие в мир букв и звуков русского языка мы совершим вместе с одним интересным животным. Догадайтесь, кто это?
Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (кошка)
- Произнесите первый звук в слове «кошка». Дайте характеристику этому звуку.
- Сформулируйте цель нашего урока, используя написанные фразы…
ПОЗНАКОМИТЬСЯ С (новыми звуками и буквой, которая их обозначает)
УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ (слоги, слова, предложения с новой буквой)
Игра «Спрячь буквы от дождя»
- Буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко. Вдруг набежала туча, пошёл дождь. Буквы спрятались под зонтиками. Какие буквы спрятались под красные зонтики, а какие под синие? (Дети перемещают буквы под зонтики, объясняя свой выбор)
- Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.
Знакомство с новым материалом.
- Знакомство с новыми звуками.
- У нашей кошечки возникла проблема. Ей нравятся две клички, а какую выбрать – она не знает. Какая кличка подойдёт: Кира или Сима? Почему?
(Ему подойдёт кличка Кира, так как в этом слове первый звук [к’])
- Произнесите кличку кошки. Выделите первый звук и охарактеризуйте его.
Знакомство с новой буквой.
- Кошка Кира хочет увидеть букву, с которой начинается её кличка и слово «кошка», но не знает, где эта буква живёт.
- Найдите место буквы К в ленте букв.
Работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие)
Вывод: буква К может обозначать звуки [к] и [к,]
Работа в парах.
- Как вы могли бы изобразить букву К.
Чтение слогов с буквой К.
- Решила Кира побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались. (чтение слогов)
- Задумалась Кира. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме, к дому)
Физминутка.
- А знаете места, где любит бывать Кира. Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.
КРЫША, БАССЕЙН, ЛАВОЧКА, КРЕСЛО, ВОДА, ПЕЧКА, КОВРИК, КОРАБЛЬ, ОЗЕРО.
Чтение слов, предложений с новой буквой.
- Кошечке очень понравилось, как вы выполнили задание.
- Чем, ребята, мы смогли бы Киру угостить? (её можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)
- Подчеркните названия продуктов, в названии которых есть буква К (на ИД с помощью пера)
ТВОРОЖОК СУП
СМЕТАНА КАША
КОТЛЕТА РЫБА
КОЛБАСА МОЛОКО
- Но остались продукты, которые Кира тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)
- Решила Кира себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что она налила молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске.
(с помощью волшебного пера)
утка
киска
тигр
гепард
рысь
ослик
курица
Работа со звуковыми схемами.
- Найдите в столбике прочитанных слов такое, которое начинается с гласного звука, в нём 5 звуков, звук [к] твердый.
Составьте звуковую схему этого слова. (1 чел на моём столе под документ-камерой)
Проверка на местах выполненных схем.
Физминутка под музыку.
- Давайте вместе с Кирой проведём зарядку под музыку.
Чтение текста на карточках о кошках.
(читающим – текст, нечитающим – отдельные слова: кот, котик, кошка, сон, молоко)
- Кира любит слушать, когда читают. Прочитайте самостоятельно напечатанный текст у вас в карточке. Подумайте, о ком он, и найдите слова с новой буквой.
Родина кошек - Африка. Они любят тепло. Кошки - полезные животные. Они хорошо влияют на здоровье людей.
- О ком этот текст?
- Сколько в нем слов с буквой К? (3)
- Прочитайте Кире текст вслух? (Ученики по желанию читают вслух.)
- Как вы понимаете два последних предложения? (Дети размышляют.)
- Как надо относиться к кошкам?
Работа по учебнику.
- Найдите пары слов на с.87. Прочитайте в парах эти слова.
-Что вы заметили? (слова различаются 1 буквой)
- Составьте свою пару слов, чтобы они различались только одной буквой.
Подведение итогов урока.
- С какими звуками и буквой нам помогла познакомиться кошка Кира?
- Охарактеризуйте эти звуки.
- Как надо относиться к домашним животным, несмотря на их проказы?
Рефлексия.
- С какими затруднениями мы встретились?
- Мы справились с этими проблемами?
- Чья пара сегодня работала дружно? Поблагодарите друг друга за хорошую работу.
- Кошечка тоже благодарит вас за помощь.
- Оцените своё настроение, с каким вы работали на уроке, разукрасив Кире фартук. (черно-белый рисунок на столе)
Слайд 1
Постановка
проблемы
Слайд 2
Просьба дать характеристику звука.
Слайд 3
Проверить знание гласных и согласных букв.
Постановка перед выбором.
Проверить умение определять место буквы в ленте букв.
Предлагается творческая работа.
Постановка проблемы.
Определяет условия физминутки.
Слайд 4
Проблемный вопрос.
Предлагается задание на изменение слова.
Слайд 5
Предлагается задание на определение 1 звука в слове.
Задание на составление звуковой схемы.
Слайд 6
Предлагаются разноуровневые
Задания на карточках.
Задаются вопросы по тексту.
Предлагается работа в парах на чтение и составление своих пар слов.
Подводится итог урока.
Предлагается задание на рефлексию.
Высказыва-
ния детей
Отгадывание загадки.
Характеристика звука.
Самостоятельное
формулирование
целей урока.
Монологи-
ческая речь.
Практичес-
кая работа
(обоснование
выбора)
Предположения
детей, решение проблемы.
Распознавание гласного и согласного звука.
Выбор решения с доказательством.
Нахождение места буквы К в ленте букв с доказательством того, что она обозначает согласный глухой звук.
Творческая работа по изображению буквы разными способами.
Чтение хором и индивидуально.
Нахождение ответа на проблемный вопрос.
Выполнение физминутки по предложенным условиям.
Нахождение ответа на проблемный вопрос.
Нахождение изучаемого звука в словах.
Предположения детей, примеры
Определение места звука в словах.
Нахождение
слова по признакам. Составление звукового анализа.
Проведение физминутки.
Чтение слов или текста по карточкам.
Нахождение слов с новой буквой.
Работа по содержанию текста.
Работа по словообразованию
Выводы.
Монологическая речь уч-ся.
Оценивание своего труда.
Самооценка своей деятельности.
Регулятивные:
- овладевать умением прогнозировать свою деятельность;
Предметные:
- давать характеристику звука
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные:
- правильно называть буквы и звуки;
- давать характеристику звука;
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений
Познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные:
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала
Предметные:
- давать характеристику звука
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию
Предметные:
- определять на слух твёрдость и мягкость звуков [к], [к’]
Личностные:
- определять правила работы в парах;
Регулятивные:
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации
Предметные:
- безошибочно узнавать букву к среди других букв;
- совершенствовать навыки чтения слов с буквой к.
Предметные:
- правильно изменять слова в соответствии с предложенным заданием;
- давать характеристику звука;
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Предметные:
- уметь составлять звуковую схему слова
Регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно, выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль.
Предметные:
- совершенствовать навыки чтения слов с буквами К,к.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Предметные:
- совершенствовать навыки чтения слов с буквами К,к.
Регулятивные:
- работать по предложенному плану
Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ