Урок обучения грамоте «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К.







Урок обучения грамоте

Образовательная программа «Перспектива», урок № 34


Тема урока: «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К.

Тип урока: Объяснение нового материала.







Составитель: Шишкина Т.М.,

учитель начальных классов



2012 г.







Тема урока: «Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К.

Цель урока: Познакомить обучающихся с буквой к и со звуками, которые обозначает эта буква.

Задачи урока:

  • Образовательные:

- Сформировать у обучающихся чёткий образ буквы К;

- Учить читать слоги, слова предложения с новой буквой;

- Продолжать работу по звуковому анализу слов и словообразованию.

  • Развивающие:

- Развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;

- Развивать монологическую речь учащихся.

  • Воспитательные:

- Воспитывать культуру общения, положительное отношение к чтению.

Оборудование:

  • компьютер, интерактивная доска, документ - камера;

  • учебник «Азбука» 1 класс;

  • задания для ИД;

  • звуковые схемы;

  • лента букв;

  • рисунок кота в черно-белом формате.



Содержание

Деятельность

УУД

учителя

ученика


I. Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок. Урок обучения грамоте.

- Для чего нам нужен этот урок?


  1. Формулирование учащимися темы и цели урока.

- Путешествие в мир букв и звуков русского языка мы совершим вместе с одним интересным животным. Догадайтесь, кто это?

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (кошка)


- Произнесите первый звук в слове «кошка». Дайте характеристику этому звуку.

- Сформулируйте цель нашего урока, используя написанные фразы…

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С (новыми звуками и буквой, которая их обозначает)

УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ (слоги, слова, предложения с новой буквой)

Игра «Спрячь буквы от дождя»

- Буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко. Вдруг набежала туча, пошёл дождь. Буквы спрятались под зонтиками. Какие буквы спрятались под красные зонтики, а какие под синие? (Дети перемещают буквы под зонтики, объясняя свой выбор)

- Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

  1. Знакомство с новым материалом.

- Знакомство с новыми звуками.

- У нашей кошечки возникла проблема. Ей нравятся две клички, а какую выбрать – она не знает. Какая кличка подойдёт: Кира или Сима? Почему?

(Ему подойдёт кличка Кира, так как в этом слове первый звук [к’])

- Произнесите кличку кошки. Выделите первый звук и охарактеризуйте его.


Знакомство с новой буквой.

- Кошка Кира хочет увидеть букву, с которой начинается её кличка и слово «кошка», но не знает, где эта буква живёт.

- Найдите место буквы К в ленте букв.

Работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие)

Вывод: буква К может обозначать звуки [к] и [к,]


Работа в парах.

- Как вы могли бы изобразить букву К.

Чтение слогов с буквой К.

- Решила Кира побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались. (чтение слогов)

- Задумалась Кира. А может ли буква «к» жить одна, без друзей; есть ли слово-коротышка «к»? (предположения детей, примеры: к маме, к дому)

Физминутка.

- А знаете места, где любит бывать Кира. Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.

КРЫША, БАССЕЙН, ЛАВОЧКА, КРЕСЛО, ВОДА, ПЕЧКА, КОВРИК, КОРАБЛЬ, ОЗЕРО.

Чтение слов, предложений с новой буквой.

- Кошечке очень понравилось, как вы выполнили задание.

- Чем, ребята, мы смогли бы Киру угостить? (её можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)

- Подчеркните названия продуктов, в названии которых есть буква К (на ИД с помощью пера)

ТВОРОЖОК СУП

СМЕТАНА КАША

КОТЛЕТА РЫБА

КОЛБАСА МОЛОКО

- Но остались продукты, которые Кира тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)

- Решила Кира себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что она налила молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске.

(с помощью волшебного пера)

утка

киска

тигр

гепард

рысь

ослик

курица

Работа со звуковыми схемами.

- Найдите в столбике прочитанных слов такое, которое начинается с гласного звука, в нём 5 звуков, звук [к] твердый.

Составьте звуковую схему этого слова. (1 чел на моём столе под документ-камерой)

Проверка на местах выполненных схем.

Физминутка под музыку.

- Давайте вместе с Кирой проведём зарядку под музыку.

Чтение текста на карточках о кошках.

(читающим – текст, нечитающим – отдельные слова: кот, котик, кошка, сон, молоко)

- Кира любит слушать, когда читают. Прочитайте самостоятельно напечатанный текст у вас в карточке. Подумайте, о ком он, и найдите слова с новой буквой.

Родина кошек - Африка. Они любят тепло. Кошки - полезные животные. Они хорошо влияют на здоровье людей.

- О ком этот текст?

- Сколько в нем слов с буквой К? (3)

- Прочитайте Кире текст вслух? (Ученики по желанию читают вслух.)

- Как вы понимаете два последних предложения? (Дети размышляют.)

- Как надо относиться к кошкам?

Работа по учебнику.

- Найдите пары слов на с.87. Прочитайте в парах эти слова.

-Что вы заметили? (слова различаются 1 буквой)

- Составьте свою пару слов, чтобы они различались только одной буквой.

  1. Подведение итогов урока.

- С какими звуками и буквой нам помогла познакомиться кошка Кира?

- Охарактеризуйте эти звуки.

- Как надо относиться к домашним животным, несмотря на их проказы?

  1. Рефлексия.

- С какими затруднениями мы встретились?

- Мы справились с этими проблемами?

- Чья пара сегодня работала дружно? Поблагодарите друг друга за хорошую работу.

- Кошечка тоже благодарит вас за помощь.

- Оцените своё настроение, с каким вы работали на уроке, разукрасив Кире фартук. (черно-белый рисунок на столе)





Слайд 1






Постановка

проблемы









Слайд 2

Просьба дать характеристику звука.





Слайд 3


Проверить знание гласных и согласных букв.










Постановка перед выбором.







Проверить умение определять место буквы в ленте букв.




Предлагается творческая работа.




Постановка проблемы.




Определяет условия физминутки.


Слайд 4







Проблемный вопрос.







Предлагается задание на изменение слова.





Слайд 5


Предлагается задание на определение 1 звука в слове.



Задание на составление звуковой схемы.








Слайд 6


Предлагаются разноуровневые

Задания на карточках.






Задаются вопросы по тексту.






Предлагается работа в парах на чтение и составление своих пар слов.



Подводится итог урока.



Предлагается задание на рефлексию.












































Высказыва-

ния детей







Отгадывание загадки.

Характеристика звука.






Самостоятельное

формулирование

целей урока.

Монологи-

ческая речь.



Практичес-

кая работа

(обоснование

выбора)

Предположения

детей, решение проблемы.

Распознавание гласного и согласного звука.







Выбор решения с доказательством.




Нахождение места буквы К в ленте букв с доказательством того, что она обозначает согласный глухой звук.


Творческая работа по изображению буквы разными способами.

Чтение хором и индивидуально.

Нахождение ответа на проблемный вопрос.


Выполнение физминутки по предложенным условиям.








Нахождение ответа на проблемный вопрос.

Нахождение изучаемого звука в словах.


Предположения детей, примеры







Определение места звука в словах.






Нахождение

слова по признакам. Составление звукового анализа.

Проведение физминутки.




Чтение слов или текста по карточкам.

Нахождение слов с новой буквой.



Работа по содержанию текста.








Работа по словообразованию




Выводы.

Монологическая речь уч-ся.




Оценивание своего труда.

Самооценка своей деятельности.







Регулятивные:
- овладевать умением прогнозировать свою деятельность;


Предметные:

- давать характеристику звука
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.





Предметные:
- правильно называть буквы и звуки;
- давать характеристику звука;
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений

Познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации


Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные:
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала

Предметные:
- давать характеристику звука


Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию

Предметные:
- определять на слух твёрдость и мягкость звуков [к], [к’]

Личностные:
- определять правила работы в парах;

Регулятивные:
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;




Познавательные:
- выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации




Предметные:
- безошибочно узнавать букву к среди других букв;
- совершенствовать навыки чтения слов с буквой к.



Предметные:
- правильно изменять слова в соответствии с предложенным заданием;

- давать характеристику звука;
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений


Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли






Предметные:

- уметь составлять звуковую схему слова

Регулятивные:
- работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно, выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль.


Предметные:

- совершенствовать навыки чтения слов с буквами К,к.



Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию


Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


Предметные:

- совершенствовать навыки чтения слов с буквами К,к.

Регулятивные:
- работать по предложенному плану


Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.


Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.


























































































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ