Конспект урока на тему "Тренировочные упражнении на уроках обучения грамоте"

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 им. А.С. Макаренко»

городского округа город Фролово Волгоградской области















Тренировочные упражнения на уроках обучения грамоте





подготовила

учитель начальных классов

Фалькина Галина Ивановна
















Фролово 2013 год


Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно

и сознательно, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более эффективных подходов в обучении, что было неразрывно связано

с совершенствованием урока, его содержания и структуры.

Я стремилась к тому, чтобы уроки обучения грамоте оставляли заметный след в сознании каждого ребёнка, были нацелены на то, чтобы продвигать детей в их умственном, эмоциональном, речевом развитии, развивали у школьников интерес к книге, любовь к чтению.

В течение многолетних поисков была создана система тренировочных упражнений по формированию навыков чтения, условно разделённых

на 3 группы: 1) зрительное восприятие;

2) произношение;

3) понимание прочитанного

Для воспитания у детей зоркости к буквенной стороне слова

ввожу тренировочные упражнения начиная с букварного периода.

Материалом для этих упражнений служат изучаемые буквы, слоги, слова,

подбираемые из текста букваря, например:

1. Какая буква, слог, слово лишние?

1) а, у, р, у, ы.

2) ма, ра, ла, ны, са.

3) река, речка, ручей, ручка, ручеёк.

2. Что общего в словах и чем они различаются?

Мел –мель, мал – мял, мыл - мил

Упражнения для развития внимания, памяти, зрительного восприятия, расширения поля чтения


  • Предъявление за несколько секунд знакомых слов на тему читаемого или из произведения, которое будет читаться в классе.

1. Двусложные слова.

Вода, парта, тетрадь

2.Трёхсложные слова.

Работа, собака, посылка, весенний.

3.Сочетания двух двусложных слов.

Вода – водный; вода течёт; весна пришла.

4.Сочетания типа «два плюс три слога».

Птицы запели.

5.Два трёхсложных слова.

Ребёнок рисует.

  • Далее следует предлагать варианты сочетаний слов из четырёх и более слогов.

  • Рассматривание деталей на рисунке, открытке, картине.

  • Чтение текста учителем с пропуском или заменой слов.

  • Предъявление учителем 6 – 8 слов на определённую тему (лилия, роза, георгин, ноготки, тюльпан, ландыш).

  • Чтение текста с зачёркнутыми окончаниями.

С целью совершенствования произношения провожу работу над

дикцией и постановкой дыхания. Дикция – чёткое, ясное, правильное произношение звуков речи в соответствии с фонетическими нормами языка.. . «Плохая речь создаёт одно неразумение за другим. Они нагромождаются, затуманивают или совсем заслоняют смысл, суть…» (К.С.Станиславский).

Требования к произношению:


  1. Правильная артикуляция при произношении отдельных гласных и согласных звуков и их сочетаний в слогах и словах.

  2. Чёткое проговаривание окончаний всех слов.

  3. Соблюдение грамматических норм языка.

  4. Регуляция силы звука.

  5. Правильное речевое дыхание

Артикуляционную гимнастику провожу в начале урока в течение 2 -3 минут. При этом большое внимание уделяю работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

Вот некоторые упражнения:

1.Чтение шёпотом и медленно:

Ра –ра – ра –начинается игра.

Ры – ры – ры – у нас в руках шары.

Ру – ру – ру – бью рукою по шару.

. 2.Чтение тихо и умеренно:

Арка –арца

Арта –арда

Арла – арба

3.Чтение громко и быстро:

Моль –соль –толь –боль

Почка – почва – почта

Дверь – зверь – червь

4.Чтение на одном дыхании:

Жил – был не царь, не король, не геройский герой, а жил – был мальчик

5.Скороговорки

Коси, коса, пока роса.

На реке поймали рака, из – за рака вышла драка.

Маланья – болтунья молоко болтала, да не выболтала


Упражнения первой группы, о которых говорилось выше, помогают быстрейшему синтезу восприятия, произнесения и понимания. С этой же целью использую и логические упражнения, время для прочтения слов в которых максимально сокращено. За короткое время ребёнок должен не только успеть прочитать слово, но и произвести определённую умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать и т.д., например:

1.Назови одним словом:

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж - … .

Шкаф, варежки, фуфайка, пальто - … .

2.Раздели слова на группы:

А) заяц б) корова в)апельсин

горох шкаф автобус

ёжик стул абрикос

медведь коза яблоки

3.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова:

Травы: клевер, щавель, подорожник, кедр, лиственница.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.


Упражнения на понимание при обучении чтению молча

1.Восстанови слово, предложение, текст.

Учнк, дска, бтнки, улца, Сержа.

Вечер… папа при… из сарая доску, распи… её и сколо… домик.

2.Закончи конец фразы.

Кончил дело - … .

Учиться всегда … .

Тренировочные упражнения развивают восприятие, внимание,

память, мышление, стимулируют интерес к чтению. Поэтому их

использование на уроках обучения грамоте необходимо.


Литература:

1.М.И. Оморокова. Основы обучения чтению младших школьников.- Москва: Вентана - Граф, 2005.

2.Хатина.М.А. Азбука (игры, задания, рассказы). - Ростов-на-Дону: Удача, 2007.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ