Конспект урока русского языка во 2 классе «Урок-проект. Корень слова»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа № 12 г. Курск
Курского района, Курской области
Конспект урока русского языка во 2 классе
«Урок-проект. Корень слова»
подготовила
учитель начальных классов
Долгих Елена Григорьевна
Курск 2013
Долгих Елена Григорьевна
учитель начальных классов
Конспект урока русского языка во 2 классе
Тема урока: «Урок-проект. Корень слова»
Тип проекта:
По доминирующей деятельности: прикладной (практико-ориентированный).
По предметно-содержательной области: монопредметный.
По продолжительности: краткосрочный.
По количеству участников: групповой.
По характеру контактов: внутриклассный.
Образовательные цели:
- помочь учащимся систематизировать знания, полученные при изучении корня слова, применять знания на практике,
- закрепить умение выделять у слова состав и признаки;
- закрепить у учащихся первоначальные сведения о том, как проверяется безударный гласный в корне слова;
- формировать самостоятельную учебную деятельность, через умение постановки учебных задач, усвоение общих способов анализа предмета проектной деятельности, превращение общего замысла в упорядоченную систему проектных учебных действий, умение проводить корректировку деятельности, т.е. проводить контроль и оценку деятельности.
- формирование УУД
1.Личностные УУД
• включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
• осознание ответственности ученика за общее благополучие группы
2.Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
• принимать и сохранять заданную учебную цель,
• учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
• адекватно понимать оценку взрослого,
• взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
3.Познавательные УУД
Школьник учится:
• осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
• обобщать полученные знания,
• использовать знаково-символическоое моделирование.
• осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4.Коммуникативные УУД
Школьник учиться:
• слушать собеседника,
• задавать вопросы,
• контролировать действия партнёра,
• эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Воспитательные:
- формировать навыки коллективной деятельности, сплочение детского коллектива;
Проектные цели: развивать умение строить монологическую речь; умение самостоятельно и в группе, работать по теме проекта; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
Планируемые результаты
(личностные, метапредметные и предметные)
Видеть орфограммы корня, применять алгоритм проверки безударных гласных в корне слова, анализировать лексическое значение слова.
Писать грамотно, уметь анализировать вид орфограммы , оценивать правильность хода рассуждения.
Формулировать доказательство своей позиции.
Вести логически-поисковую деятельность, работать с информацией, анализировать данные и обобщать их.
Овладение учащимися общеучебными навыками, формирование умения применять знания и умения на практике, развитие аналитических способностей, формирование навыков совместной познавательной деятельности.
Оборудование урока:
компьютер
принтер
презентация урока
демонстрационный раздаточный материал
смайлики
нагрудные знаки
Формы работы: самостоятельная работа. индивидуальная работа ,групповая работа.
Вид урока: – нестандартный, урок-проект.
Методы обучения:
проблемный;
частично-поисковый;
словесно-логический;
метод самостоятельной работы учащихся
метод групповой работы учащихся
Ход урока:
Организационный момент
Необычный день у нас.
Гости к нам пожаловали в класс.
- И гостям сказать нам надо?
-Видеть Вас мы очень рады!
-Давайте поприветствуем гостей как ученики. Встанем.
-Мысленно подарите добрые слова друг другу, поддержка товарищей принесет вам уверенность в себе и в своих знаниях. Хотелось бы, чтобы вы все были активными на уроке, корректными в общении друг с другом. И в конце урока дали оценку своей работе: Улыбнитесь. Мы начинаем урок русского языка.
Сообщение темы и цели урока. Мотивация.
-Сегодня у нас не просто урок русского языка. Посмотрите, как называется наш урок?
(УРОК-ПРОЕКТ. КОРЕНЬ СЛОВА)
(слайд 1)
- В теме нашего урока мы видим слово проект.
- А что же такое проект?
(ПРОЕКТ – ДЕЛО, В РЕЗУЛЬТАТЕ КОТОРОГО ПОЛУЧАЕТСЯ ПРОДУКТ.)
(слайд 2)
- Мы не раз с вами делали проекты. Зачем они?
- А зачем нужны проекты по русскому языку?
- Сегодня мы будем выполнять проект по теме «Корень слова». А так ли важно всё знать о корне слова?
- Каковы же цели нашего урока?
(ЦЕЛИ:
Закрепить …
Оценить … )
(слайд 3)
- Но поскольку мы ещё только начинаем учиться грамоте, то, конечно же, не со всеми проблемами можем справиться. Давайте попробуем определить приблизительно свои возможности как грамотных людей. Вот гора Грамоты. Куда бы вы поместили себя на нелегком пути к вершине горы Грамоты?
(слайд 4) ( прогностическая оценка)
-Оценивая свои силы перед работой, ставьте себе планку так, чтобы достигнуть её, напрягая все силы, только так ваши знания и умения будут расти!
У каждого из вас на столах лежит своя «Гора грамоты» . Закрасьте красным карандашом кружочек там, где правильно описаны ваши возможности.
Чистописание.
-- А теперь посмотрите, какой загадочный цветок распустился в нашем классе. В нем спрятано задание для минутки чистописания.
- Сегодня я предлагаю вспомнить написание одной строчной буквы. Эта буква находится в корне слова, которое обозначает действие предмета. Прочитайте слова, записанные на лепестках, найдите слова-действия. Давайте вспомним, на какие вопросы отвечают слова-действия?
- Из этих двух слов выберите то, в котором букв больше, чем звуков.
- В этом слове найдите букву, которая обозначает согласный, непарный по звонкости\глухости и твердости\мягкости звук.
- О каком звуке идет речь? [ ч’ ] В каком слове он находится? ( учить)
- Какой буквой обозначается звук [ ч’] на письме?
- Какие правила связаны с этой буквой? ( правописание сочетаний ча, чу, чк, чн – вспоминаем правила)
Комплекс упражнений № 1
1.Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза (3–5 сек.), затем открыть (3–5 сек.).
2. Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 3–5 сек., закрыть глаза (3–5 сек.). Повторить 4–5 раз.
3. Выполняется сидя или стоя. Вытяните правую руку вперед. Следите глазами за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево–вправо, вверх–вниз. Голову не поворачивать. Повторить 4–5 раз.
4. Выполним наклоны вперёд, коснёмся руками пола, выпрямиться.
Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)
- Ученик написал предложение, он заметил все опасные места и решил сначала подумать, а потом вставить нужные буквы.
(слайд 5)
После проверки он был уверен, что правильно вставит все буквы, кроме одной. Он сомневался в написании сказуемого.
- В написании какого слова он сомневается? Найдём сказуемое.
Дети сл.пили б.льшого сн.говика во дв.ре.
(работа выполняется 1 учеником)
- Это слово СЛЕПИЛИ.
- Что нужно сделать, что узнать как пишется это слово? (выделить корень)
- Давайте мы поможем ученику правильно написать это слово через создание проекта «ДОМИНО КОРНЕЙ»
Организационный этап.( схема ролей в группе)
- Как лучше работать? Я предлагаю поработать командами из 4 человек. Ведь не зря говорит нам народная мудрость, что ум хорошо, а четыре – ещё лучше.
- Работу в группе начнём с распределения ролей.
1-5 группы
- В каждой группе должен быть мозговой центр. (кто это по-вашему?)
(тот кто обдумывает задание и ищет верный ответ) ( 2 человека)
- Рабочей группе необходим редактор. Кто это?
(тот, кто проверяет правильность ответа и принимает решение) ( 1 человек)
- Защитник.
( даёт ответ и отвечает на вопросы, защищая ответ своей группы) (1 человек)
6 группа
- Главные редакторы
(будут проверять правильность выполнения работы всех групп) 9 2 человека)
- Наденьте познавательные значки.
6. Этап составления плана работы ( создание вспомогательного продукта)
-Приступаем к работе.
- Что же нужно сделать, чтобы проверить правописание слова СЛЕПИЛИ?
(создаётся алгоритм проверки безударного гласного)
Ставлю ударение.
Ищу безударный гласный.
Выясняю лексическое значение слова.
Подбираю однокоренные слова
Выделяю корень
Ищу проверочное слово
Вставляю безударный гласный.
(слайд 7)
- Вы сами составили правило – порядок проверки безударного гласного в корне слова. Такое правило, в котором описывается порядок действий, называется АЛГОРИТМ.
Этап реализации работы над проектом. Защита проекта.
- Пришло время использовать ваш алгоритм.
( у учащихся для каждой группы заготовлены «карточки домино» для определения правильного ответа при работе на каждом этапе)
1 этап
СЛ.ПИЛИ
Выясняю лексическое значение слова.
Карточки-подсказки:
- сделали что-то с помощью лепки
Подбираю однокоренные слова
- то, что может прилипать
Подбираю однокоренные слова
2 этап
ДОЛ.ПИЛИ
ВЫЛ.ПИЛИ
Выделяю корень
Л.ПУЧКА
ПР.ЛИПАЕТ
Выделяю корень
3 этап
СЛ.ПИЛИ
Ищу проверочное слово
СЛ.ПИЛИ
Ищу проверочное слово
4 этап
ЛЕПКА
Вставляю безударный гласный
ЛИПКИЙ
Вставляю безударный гласный
5 этап
И
Е
Комплекс упражнений № 2
ФМ для снятия утомления с туловища.
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону. 4 - 6 - то же в другую сторону. 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний. Комплекс упражнений № 2
Этап оценки детьми своего отношения к учебному заданию.
- Вам понравилось работать?
- Что было трудным.
- Хотелось бы вам составить ещё один комплект для игры в домино на уроке русского языка?
Самостоятельная работа.
- Давайте вспомним какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.
(слайд 8)
- Все ли задачи мы сегодня решили?
Верно такого задания, который бы позволил нам осуществить самоконтроль ещё не было.
Выполните моё задание. Спишите без пропуска букв в тетрадь предложение, которое затруднялся написать мальчик.
- Проверьте, правильно ли вы вставили буквы.
( слайд 9)
- Давайте вернёмся на гору грамоты. После такой серьёзной работы, оцените свои достижения. Закрасьте синим карандашом то место на горе грамоты где вы бы смогли находиться сейчас.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Жиренко О.Е.. Учим русский с увлечением. Формирование орфографической грамотности. 1 – 4 классы. М.: 5 за знания. 2007.
Речевые секреты. Книга для учителя начальных классов. Под. ред. Ладыженской Т.А. М.: Просвещение. 1992.
Гуцол Е.В. Словарные слова. 2 класс. – М, «Издательство «Экзамен», 2011
В.П. Канакина. Русский язык. 2класс. Ч.1,- М., ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
Словообразовательный словарь русского языка. М.: - «ЮНВЕС», 2006
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ