Конспект урока на тему "Звук [а]. Буквы А, а"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 имени
Героя Советского Союза Эдуарда Дмитриевича Потапова»
Урок 1. Звук [а]. Буквы А, а
Зацепина Елена Михайловна
Климанова Л. Ф., Макеева С. Г. Азбука. 1 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.
Цель: создание условий для ознакомления с гласным звуком [а], буквами А, а, развития речи.
Задачи:
создание условий для знакомства с условным обозначением звука [а] — буквами А, а; распознаванием этих букв в печатном тексте;
развитие фонематического слуха учащихся, умения различать звук [а];
формирование выразительности чтения на основе чтения звукоподражательных слов;
воспитание культуры общения; развитие интереса к книге.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная работа, работа в парах, групповая работа.
Планируемые результаты:
Предметные: усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции; знание особенностей произношения звука [а] и его характеристику; произношение букв А, а как знаков звука [а]; различие печатной заглавной (большой) и строчной (маленькой) букв; составление небольшого рассказа повествовательного характера по сюжетной картинке; умение разгадывать ребус; анализ слова по модели.
Личностные: выражение положительного отношения к процессу познания: проявление внимания, желание больше узнать; осознание значимости чтения, потребности в систематическом чтении, важности и необходимости помощи нуждающимся в ней; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Универсальные учебные действия (метапредметные) (УУД):
Познавательные: общеучебные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; структурирование знаний; логические – овладение основами смыслового чтения художественных текстов; построение рассуждения в форме связи простых суждений; установление причинно–следственных связей.
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; адекватное восприятие оценки учителя; оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные: понимание возможности существования позиций других обучающихся, отличных от собственной, и ориентирование на позицию партнёра в общении и взаимодействии; формулирование собственного мнения и позиции; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; построение в коммуникации понятных для партнёра высказываний; задавание вопросов; контролирование действий партнёра; адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; владение диалогической формой речи.
Межпредметные связи: окружающий мир, математика, технология (умение устанавливать соответствие).
Основное содержание темы, понятия и термины: К. Чуковский «Айболит». Звук [а]. Буквы А, а. Звуковая модель слова.
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, цветные магниты. Электронное приложение к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г. Презентация для минуты релаксации, интерактивная физкультминутка.
№
Этап
урока
Решаемая задача
Деятельность ученика
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Время
(в мин.)
1
2
3
4
5
6
7
1
Организационный момент.
Создание условий для внимательной и сосредоточенной работы на уроке.
Слушают. Приветствуют учителя.
Приветствует обучающихся, настраивает детей на работу с помощью стихотворения.
Учитель: «У нас на парте всё в порядке:
Альбомы, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
Звени скорей для нас, звонок!
- Проверим готовность к уроку».
2 мин.
2
Эмоционально-волевая регуляция.
Адаптация обучающихся к деятельности на уроке.
Выполняют упражнение за учителем. Обучающиеся встают, одной рукой гладят голову, а другой - круговыми движениями - живот, повторяя тихим голосом: « Я сумею, я смогу!».
Учитель объясняет правильность выполнения упражнения и показывает.
1 мин.
3
Развитие речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Работа над дикцией.
Подготовка речевого аппарата и дыхания к произношению звуков и букв.
Слушают учителя и повторяют упражнения за ним.
Проводит артикуляционно-речевую работу, произнося образцы упражнений.
3 мин.
Упражнение «Маятник». Губы в полуулыбке. Язык, как маятник, двигается из стороны в сторону по верхним зубам снаружи: вправо-влево и наоборот.
Широко раскрыть рот и глубоко вдохнуть (зевание), длительный выдох можно сочетать со звуком [а-а-а-а].
Учитель: «Повторите за мной.
Анна, аист, апельсин,
Ася, Вася, мандарин, Азбука, аквамарин, Атом, арфа, аспирин.
Аквамарин - драгоценный камень зеленовато-голубого цвета».
4
Мотивационно-целевой этап.
Выявление предварительных знаний обучающихся о звуках речи и определение их границы: интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации).
Полным ответом отвечают на вопросы учителя по правилу поднятой руки, стоя. Выполняют практическое упражнение (хором произносят звуки). Определяют тему урока.
(Гласные и согласные).
([а] – гласный).
(О гласном звуке и букве а).
Организует беседу о звуках речи с практическими упражнениями.
Ставит проблему о звуке, который будут изучать на данном уроке, подводит учеников к определению темы урока.
Ребята, скажите, а на какие группы мы можем разделить звуки?
Учитель осуществляет демонстрацию ЭОР.
-Как отличить гласный звук от согласного?
- А теперь представьте, что вы заболели и пришли на приём к врачу.
-Что просит сказать врач, когда осматривает горло?
- Какой звук мы с вами произносили? Что вы о нём можете сказать?
- Кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
ЭОР №2.
4 мин.
5
Физкультминутка.
Формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости, снижение утомляемости.
Ученики выполняют физические упражнения, повторяя движения за учителем.
Учитель выполняет упражнения:
«Стали мы учениками,
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз,
На носочки поднялись.
То присели, то нагнулись
И опять же улыбнулись.
А потом мы умывались,
Аккуратно одевались.
Завтракали не торопясь,
В школу к знаниям стремясь».
2 мин.
6
Актуализация знаний.
Знакомство с новым разделом «Азбуки».
Рассматривание с. 66—67.
(Работа на с. 68.) Рассматривание рисунка.
Произносительное упражнение, характеристика звука [а].
Формирование знаний о звуке [а], отношений, действий, опыта.
Разрешение интеллектуального затруднения - нахождение ответа на проблемный вопрос.
Рассматривают ЭОР, рассказывают о прочитанной книжке, о ее героях. Определяют место звука [а] в ряду гласных-согласных звуков.
(Весёлое путешествие от А до Я).
Чтение читающими детьми с привлечением остальных учащихся к чтению по подражанию на основе заучивания наизусть.
(Гласным, так как при его произнесении воздух не встречает преграды со стороны органов речи и проходит свободно, поэтому звук легко тянется, «плачется».)
Проводит беседу с обучающимися по учебнику, на основании ЭОР
— Какое путешествие предлагает нам совершить «Азбука»?
Устные рассказы по картинке.
—К нам на урок пришёл доктор. А из какого произведения- догадайтесь сами.
— Кто это: в белом халате, в шапочке с красным крестом? Кого лечит этот доктор? Кому читали книжку об этом докторе? Как его зовут? Как вы думаете, почему у него такое имя?
Проверим правильность ваших догадок, прочитав отрывок из этого произведения.
Чтение текстового отрывка учителем.
Демонстрирует иллюстрацию речевого аппарата, предлагает учащимся рассказать, как образуется изучаемый звук.
— Представьте себе и изобразите, как стонали, жаловались, плакали больные животные. (Ааа…) Определите, каким — гласным или согласным — является звук [а].
ЭОР №1.
Электронное приложение к учебнику Климановой Л. Ф.
мультфильм «Айболит».
5 мин.
7
Первичное усвоение новых знаний.
Упражнения в поиске звука [а] в словах.
Отработка навыка поиска изучаемого звука в словах.
Обучающиеся работают с интерактивной доской, произносят новый звук, отмечают его в схеме слов на доске, наблюдают за процессом появления обозначений звуков в схеме и делают вывод о том, что звук [а] - гласный.
Контролирует правильность поиска и фиксации в словах звука [а], подводит детей к выводу, что звук [а]-гласный.
ЭОР №1.
Упражнения «Найди в словах звук [а]».
3 мин.
8
Первичная проверка понимания.
Составление предложения по схеме.
Работа по «Азбуке»
с.68.
Отработка навыка по составлению предложений, работа в группах, инсценировка отрывка.
Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы учителя, составляют предложение по схеме.
Объясняет особенности построения предложений, организует практическое наблюдение.
— Кого на рисунке лечит Айболит? Дайте ответ предложением, составив его по схеме. (Айболит лечит лису.) Какое первое слово? второе? третье?
—Попробуйте подготовить инсценировку этого отрывка.
4 мин.
9
Физкультминутка
Формирование необходимых навыков, координации движений, ловкости, снижение утомляемости.
Повторяют движения за анимационным персонажем.
Учитель организует проведение физкультминутки, наблюдает за правильностью выполнения упражнений.
ЭОР №4.
Супер физкультминутка (приложение с http://videouroki.net/)
2 мин.
10
Первичная проверка понимания.
Упражнения в звуковом-буквенном анализе слов, различении на слух и выделении звука [а].
Работа по «Азбуке»
с.68.
Первичное усвоение знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения.
Обучающиеся осуществляют звуко-буквенный анализ слов, работают с интерактивной доской, используют известные обозначения звуков, составляют схемы слов.
(В конце слова).
Учитель проводит звуко-буквенный анализ слова «лиса» при помощи цветных магнитов на доске. Контролирует правильность составления схемы у доски.
—Произнесите и послушайте слово «лиса». Встречается ли звук [а] в этом слове? Найдите модель слова «лиса», озвучьте звуковую схему: произнесите слово, выделяя каждый звук.
Где стоит звук [а]: в начале, середине, конце слова?
Учитель проводит работу с ЭОР.
ЭОР № 1 «Звуковые схемы».
5 мин.
11
Первичное усвоение новых знаний.
Знакомство с буквами А, а.
Работа по «Азбуке» с.68.
Упражнение в распознавании буквы Аа.
Упражнения в соотнесении звука и буквы.
Формирование знаний об обозначении произносимых звуков буквами на бумаге, знакомство с печатными буквами А, а.
Обучающиеся рассматривают иллюстрации учебника, отвечают на вопросы учителя, составляют звуковые схемы слов, пишут печатные буквы.
(Аист, так как слово начинается со звука [а], поэтому для обозначения звука [а] нужна эта буква.)
(Красным цветом мы отмечаем гласные звуки, а эта буква обозначает гласный звук.)
(Две буквы, большая и маленькая — Аа.)
(С большой буквы, так как это имя доктора.)
Учитель проводит беседу по иллюстрациям учебника с использованием цветных магнитов по звуковому анализу слов, распознаванию букв А, а, прописи печатной буквы по ЭОР в тетради «Мой алфавит».
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А. (Показ изображения буквы А)
—Звук [а] обозначается буквой Аа. Кто уже её знает? Какая птица принесла эту букву на страницу «Азбуки» и почему именно эта птица?
Произнесите слово по слогам.
Произнесите первый слог.
Давайте составим схему лова на доске с использованием цветных магнитов.
Посмотрите на букву А, а вверху страницы «Азбуки». Попробуйте объяснить, почему для написания буквы применяется красный цвет.
Сколько букв используется для обозначения этого звука?
Запомните: большая буква используется в начале слов, которые являются именами, кличками животных. Маленькая буква пишется в начале других слов, а также в середине и на конце всех слов.
— С какой буквы нужно писать имя Айболит: с большой или с маленькой?
По большой букве А постарайтесь найти слово Айболит в тексте, который читали. Найдите слова, в которых встречается маленькая буква а.
— Напишите печатную заглавную букву А по образцу, ориентируясь по стрелкам. Аналогичная работа проводится по написанию печатной строчной буквы а.
ЭОР №1 «Прописи. Печатная буква А,а».
4 мин.
12
Минутка релаксации.
Снятие напряжения и отдых обучающихся.
Ученики отдыхают, лежа на партах или сидя на рабочем месте, расслабившись, закрыв глаза.
Учитель организует проведение минуты отдыха, демонстрируя видеоролик.
ЭОР №3.
Видеоролик «Радужные сны».
3 мин.
13
Первичное закрепление.
Работа по «Азбуке» с.68.
Повышение уровня формируемых знаний о звуке и букве «а» на основе применения разноуровневых и творческих заданий.
Учащиеся рассматривают и анализируют зрительный образ буквы, разгадывают ребус, составляют схему слова.
(Модель слова «акула».)
(Это огромная хищная рыба.)
(Звуком [а].)
(Маленькая буква в начале слова используется потому, что это не имя, не кличка, а в конце слова всегда пишется маленькая буква.)
Проводит работу по учебнику, и просит привести примеры из собственного опыта.
Контролирует и корректирует работу обучающихся.
Разгадаем ребус.
— Модель ещё какого слова на странице «Азбуки» подсказывает нам, кого лечил Айболит?
Что означает это слово? Кто такая акула? А чем необычно звучание этого слова? Каким звуком оно начинается и заканчивается? Почему для обозначения этого звука используются две маленькие буквы а?
Составление схемы слова при помощи цветных магнитов на доске.
ЭОР № 1 Упражнения «Укажи только тех зверей, в названии которых есть звук [а]».
3 мин.
14
Рефлексивно-оценочный.
Самооценка.
Обучающиеся
выражают эмоциональное отношение к проделанной работе на уроке.
Поощряет детей, хвалит активных, мотивирует ответы остальных детей.
Учитель подводит к эмоциональной оценке урока обучающимися путем упражнения
«Дело в шляпе»
Учащиеся передают шляпу друг другу, когда заканчивается музыка, тот, у кого в руках осталась шляпа, анализирует свою работу на уроке или ставит оценку работающим у доски и обосновывает ее.
3 мин.
15
Подведение итогов урока.
Осмысления обучающимися результата урока. Подведение итогов урока.
Участвуют в беседе по результату урока.
Учитель организует процесс подведения обучающихся к выводам после изученной темы.
— С каким звуком и буквой вы сегодня познакомились на уроке?
— Назовите слова, начинающиеся на букву а.
Что особенно понравилось? Почему?
— Что вызвало затруднение? Почему?
—Пригодятся ли вам знания, приобретенные на уроке, в дальнейшей жизни?
1 мин.
Приложение к плану-конспекту урока
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Таблица 2.
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс,
обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Электронное приложение к учебнику «Азбука» Климановой Л.Ф., Макеевой С.Г.
Информационный
Анимация
2
Наглядный материал к теме «Гласные звуки».
Информационный
Иллюстрация
3
Видеоролик «Радужные сны».
Информационный
Видеофрагмент
http://verniedruzaj.ucoz.ru/load/otdykhaem_na_uroke/minutki_relaksacii/raduzhnye_sny/65-1-0-467
4
Приложение «Супер физкультминутка».
Информационный
Анимация
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ