Конспект урока обучения грамоте по теме "«Звук ж . Буквы Ж, ж»" 1 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРИСАДСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН
Урок обучение грамоте
«Звук ж. Буквы Ж, ж»
Лаврухина Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
Тема урока: Звук ж. Буквы Ж, ж.
Цель: познакомить учащихся с согласным звуком [ж], буквами Ж, ж.
Задачи:
Развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать навык звукового анализа слов;
Учить распознавать звук [ж] и букву ж в словах;
Закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами;
Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления;
Развивать навыки самоконтроля и самооценки, взаимопроверки;
Познавательные УУД:
принимать учебную задачу;
решать учебную задачу под руководством учителя;
учиться читать слоги – слияния, слова и тексты с буквой ж;
группировать изученные буквы;
определять место на ленте букв изучаемой буквы;
Личностные УУД:
вырабатывать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, совершенствовать имеющиеся;
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осваивать новые виды деятельности,
участвовать в творческом, процессе;
Коммуникативные УУД:
отвечать на поставленные вопросы по содержанию теста;
работать в паре;
Регулятивные УУД:
определять цель учебного задания;
контролировать свои действия, оценивать правильность выполнения, исправлять ошибки;
отвечать на итоговые вопросы.
Оборудование: учебник "Букварь " (авторы Л.Е.Журова и др.), рабочая тетрадь № 3 (авторы М.М.Безруких и др.), домики с буквами, слоговая таблица, сигнальные карточки (синие, белые), карточки-кружочки.
Ход урока
I. Организационный момент и мотивация учебной деятельности.
II. Актуализация опорных знаний.
Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в путешествие по стране Азбуковедение. Но чтобы попасть в эту страну, надо выполнить задание – отгадать загадки.
Крошки-птички сели в ряд
И словечки говорят.
С виду чёрные, кривые,
От рождения немые,
А как только встанут в ряд,
Сразу все заговорят.
Чёрные птички на каждой страничке
Стоят, ожидают,
Когда их разгадают. (буквы)
Станция «Буковка»
- Первая станция на нашем маршруте называется «Буковка». На этой станции и живут буквы. Посмотрите, какие красивые у них домики. Давайте познакомимся с «жильцами» первого домика.
а
ы
о
и
е
у
я
- Назовите буквы.
- Почему эти буквы поселились в домике под красной крышей? (гласные)
- Назовите буквы, обозначающие твёрдость предшествующего согласного звука.
(а, о, у, ы)
- Назовите буквы, обозначающие мягкость предшествующего согласного звука.
(и, е, я)
- Какие «хитрые» буквы поселились в этом домике? (е, я)
- Почему их называют «хитрыми»? (обозначают два звука)
- Молодцы! Продолжим знакомство и посмотрим, какие буквы проживают во втором домике.
н
л
р
б
в
г
д
з
- Назовите буквы.
- Почему эти буквы поселились в домике под синей крышей? (согласные)
- Какие звуки обозначают эти буквы – звонкие или глухие?
- Давайте проверим. (Положить ладонь на горло и чётко произнести звук. Если чувствуешь вибрацию-звонкий, если нет-глухой)
- Молодцы! Два домика мы с вами исследовали, пойдёмте знакомиться с другими «жильцами».
п
к
т
ш
с
ч
- Назовите буквы.
- Какие это буквы – гласные или согласные? (согласные)
- Почему они поселились в отдельном домике? (обозначают глухой звук)
- Какие из этих букв обозначают только один звук? (ш -ш-твёрдый, ч-ч,-мягкий )
- Ребята, посмотрите, на этой станции есть ещё один домик. Кто же в нём живёт?
ь
- Как называется эта буква? (мягкий знак)
- Для чего служит мягкий знак? (для обозначения мягкости предшествующего согласного звука)
- Чем мягкий знак отличается от других букв? (не обозначает звука)
- Ребята, вы отлично справились с заданиями, а теперь нас ждут новые испытания.
III. Целеполагание. Открытие нового знания.
- Отгадайте загадки.
Деревянные гонцы,
Словно братья-близнецы!
На лыжне вдвоём всегда,
Друг без друга никуда! (Лыжи)
В кусочке сдобного теста
Нашлось для начинки место,
Внутри него не бывает пусто –
Есть мясо или капуста. (Пирожок)
- Что общего в словах – отгадках? (звук [ж])
IV. Работа по учебнику (с. 159)
- Рассмотрите схемы справа от рисунков на с. 159.
- Выполним звукобуквенный анализ слов лыжи, пирожок.
- Разделите слова на слоги, определить ударный слог.
- Сравните звук [ж] в этих словах; определить, какой это звук: твёрдый или мягкий (звук [ж] всегда твёрдый согласный)
- Какой буквой обозначается на письме звук [ж]?
- Буквы ж – новая для нас буква? (да)
- Кто сможет спрогнозировать наши действия на уроке – чем будет сегодня заниматься на уроке?
- Главная задача урока – научиться выделять звук [ж] в словах, читать слоги и слова с буквой ж.
- На что похожа буквы ж? (ответы детей)
Стала снежинка буквой Ж.
Солнце её не растопит уже.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук:
Ж-ж-ж-ж-ж-ж!
Чтение слогов с буквой Ж.
жа
жу
жи
жо
же
- Произнесите первый звук. Охарактеризуйте его.
- Сделайте вывод. (буква Ж обозначает твёрдый звук)
- «Жильцом» какого домика станет буква Ж?
н
л
р
б
в
г
д
з
ж
Игра «Доскажи»
- Прочитайте слоги.
- Доскажите до целого слова.
V. Закрепление изученного материала.
Станция «Сказочная»
- Теперь мы можем продолжить путешествие. Следующая станция «Сказочная».
- Я расскажу вам сказку «Жадная жаба», а ваша задача- запомнить слова со звуком [ж].
- Какие слова вы запомнили?
- Какие слова со звуком [ж] вы сами можете придумать?
Станция «Ушки на макушке»
- Внимание! Поднимайте синюю карточку каждый раз, когда услышите звук [ж] в словах и белую карточку, если звука [ж] не услышали.
НОЖНИЦЫ, КОШКА, ЦАПЛЯ, ЛЫЖИ, ЧЕМОДАН, ЩЁТКА, ГАРАЖИ, ЗАМОК, ВЕШАЛКА, ЁЖИК, ЛИСА, МЫШКА, ЖАРА.
VI. Физкультминутка.
- Пришло время сделать остановку и немного отдохнуть.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки.
Стоп! Присядем, отдохнем!
И опять вперёд пойдем!
VII. Закрепление изученного материала. Станция «Почитайка».
- Прочитайте слова:
УЖИ – УЖ
ЧИЖИ – ЧИЖ
НОЖИ – НОЖ
- Чем слова в первом столбике отличаются от слов во втором столбике?
- Прочитайте загадку-шутку:
ЖУ-ЖУ, ЖУ-ЖУ,
Я НА ВЕТКЕ СИЖУ,
Я НА ВЕТКЕ СИЖУ
И ЗВУК Ж ТВЕРЖУ.
- О ком эта загадка? (о жуке)
- Прочитайте загадку несколько раз и постарайтесь запомнить.
Взаимопроверка в парах.
Работа с учебником. Чтение слогов, слов и загадок(с.159)
- Найдите в словах букву Ж и подчеркните её.
- Прочитайте слова.
- Прочитать слоги на с. 159.
- Определить, сколько букв в каждом слоге, сколько слогов, сколько всего букв в этих слогах.
- Прочитать слова по столбикам, по строкам.
- Прочитать только те слова, в которых три слога, прочитать слова, в которых два слога;
прочитать слова, в которых только один слог.
- Прочитайте и отгадайте загадки (ёж, снег).
- Что интересного можно заметить в этих загадках (повторяются слова лежали, бежали, а отгадки - разные).
VIII.Станция «Шифровальная». Работа в тетради "Грамота" № 3 (с. 44)
Упражнение "Волшебные пальчики".
Дети отдельно массируют каждый пальчик, приговаривая при этом слова.
Это пальчик – дедушка.
Это пальчик – бабушка.
Это пальчик – папа.
Это пальчик – мама.
Это пальчик – я.
Вот и вся моя семья! Дети сжимают и разжимают пальцы.
- Сравните печатный и письменный варианты написания буквы Ж (ж), перечислите знакомые элементы письменной буквы ж.
- Напишите заглавную и строчную печатную букву Ж (ж).
- Запишите слоги жи и же.
IX. Рефлексия.
- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями. Наше путешествие подошло к концу.
- Какое открытие для себя вы сегодня сделали? С какой буквой познакомились? (Буквой Ж)
- Какой звук она обозначает? ([ж]- согласный, звонкий, твёрдый)
- У вас на столе лежат карточки-кружочки. Покажите, пожалуйста, с каким настроением вы заканчиваете урок.
- Я справился. Урок понравился. Я доволен собой.
- Настроение хорошее. Мне было трудно, но я справился.
- Задания оказались слишком трудными. Мне нужна помощь.
Используемая литература:
Учебник "Букварь " (авторы Л.Е.Журова и др.)
Рабочая тетрадь № 3 (авторы М.М.Безруких и др.)
В.Волина «Учимся играя», Москва «Новая школа», 1994г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ