Конспект урока по русскому языку "Что такое луг?" 4 класс
Тема урока: «Что такое луг?»
Цели урока: 1) обучающая: сформировать представление учащихся о луге как о
природном сообществе и показать влияние деятельности человека на луг;
2) воспитывающая: формирование личностных УУД (внутреннюю
мотивацию учащихся по поводу бережного отношения к природе;
доброжелательного отношения к одноклассникам)
3) развивающая: формирование метапредметных УУД
* регулятивных УУД, направленных на ориентацию своей учебной
деятельности на уроке (принятие и сохранение учебной цели и задач,
контроль и оценка своих действий и знаний)
* познавательных УУД (развитие умения воспринимать и анализировать
текст, развивать логическое мышление через установление причинно-
следственных связей, развитие умения наблюдать, сравнивать и
обобщать)
* коммуникативных УУД (развитие коммуникативных навыков в ходе
групповой и парной работы: умение учитывать позицию партнёра,
организовывать и осуществлять сотрудничество, строить внешнюю
речь для других).
Оборудование: компьютерная презентация, индивидуальные карточки для учащихся, карточка для работы в группе, кроссворд, иллюстрации растений.
Ход урока.
Этап урока
Содержание материала
Деятельность учащихся
1
2
3
4
5
6
7
Организационный момент.
1) Долгожданный дан звонок – начинается урок.
Всё на парте? Всё в порядке? Ручки? Книжки? И тетрадки?
Начинаем наш урок: всем пойдёт он точно впрок.
2) Психологический настрой.
- У У меня хорошее настроение, а у вас?
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. (Звучит запись пения птиц)
- Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы, задевает щёки, касается губ.
У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.
Проверка домашнего задания
1) Над какой темой мы работали на прошлом уроке?
Кто из вас бывал в лесу? Значит при подготовке домашнего задания, я надеюсь, вы не испытывали трудности. Давайте проверим, ваши знания.
2) Графический диктант (если верное утверждение ставите +, если нет, то -)
Самый верхний ярус леса образован деревьями. (+)
Средний ярус – это мхи и лишайники. (-)
На дереве обитают кроты и землеройки. (-)
Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие животные. (+)
Жуки-короеды приносят вред лесному сообществу. (-)
Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу. (-)
Все животные леса делятся на 4 группы по типу питания. (+)
Бурый медведь – хищник. (-)
Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу. (-)
3) Проверка (работают при помощи карандаша) Поменяйтесь в парах листами и проверьте ответы при помощи слайда.
Встаньте те, кто без ошибок справился с данным заданием.
Молодцы!
Актуализация знаний
Сегодня мы с вами должны познакомится с новым природным сообществом. А вот с каким – на этот вопрос ответите мне вы, если разгадаете небольшой кроссворд. (Каждый получает лист с кроссвордом)
Назовите самую богатую и разнообразную природную зону России. (Лес)
Вертикальная структура леса. (Ярус)
Наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. (Экология)
Проверка при помощи слайда
Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока
Какая цель нашего урока?
Сегодня на уроке мы должны узнать
определить что такое луг
выяснить виды луга
познакомиться с растениями луга
познакомиться с животными луга
определить влияние человека на луг
Домашнее задание
Этот материал поможет вам при выполнении домашнего задания.
1 вариант – готовит пересказ по данной теме
2 вариант готовит презентации либо о растении луга, либо о животном
Изучение нового материала
1) сравнение луга и леса
Что в вашем представлении луг?
Посмотрите на слйд и скажите мне на какой картине вы видите изображение луга? Чем луг отличается от леса?
Вывод: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями.
Чтение стихотворения.
Бежит тропинка через луг,
Ныряем влево, вправо.
Куда ни глянь - цветы вокруг,
Да по колено травы
2) виды лугов
Как вы думаете все луга одинаковы или бывают разными?
1 вариант - работает с текстом о заливных лугах
Часто луга расположены по берегам рек, озер. Эти луга - одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются - заливные.
2 вариант работает с текстом о цветочных лугах
( У каждого учащегося есть карточка опросник)
Луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Называют такие луга - цветочные. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели.
* О каком луге ты прочитал?
* Где располагаются эти луга?
* Почему их так назвали?
Вывод: есть луга заливные, есть цветочные
3) растения луга
Как вы думаете, какие растения растут на лугу? Почему именно они растут на лугу?
С некоторыми растениями я вам предлагаю познакомиться подробнее. Для работы пересядьте по группам.
Отгадайте загадку:
Колосится в поле рожь
Там во ржи цветок найдёшь.
Хоть не красный он, а синий
Всё ж на звёздочку похож. (Василёк)
То фиолетовый, то голубой,
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему слишком звонкое дали.
Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик)
В поле сестрички стоят,
Жёлтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички – белые реснички. (Ромашка)
За что мы любим эти цветы? (они красиво цветут) Их называют цветущими. Есть ещё ядовитые , кормовые и лекарственные.
У вас остались ещё растения. Мы должны определить что это за растения и как их используют. У каждой группы текст с описанием растения. Узнайте растение по описанию и распределите по группам.
* Эти травы неярки, почти не цветут, похожи на злаковые растения. Именно их животные употребляют в пищу.
(мятлик, тимофеевка, ежа сборная, )
* Эти травы достаточно ярки, но их обходят стороной все животные.
(сон-трава, лютик, дурман)
* Эти растения человек издавна собирает, чтобы с их помощью лечить различные заболевания.
(зверобой, мята, тысячелистник )
Скажите, какие группы растений встречаются на лугу?
Вывод: растения луга бывают цветущие, лекарственные, кормовые и ядовитые.
4) животные луга
У каждого из вас есть названия животных. Я буду показывать картинку этих животных, а вы должны показать название.
(пчела, бабочка, кузнечик, муха, стрекоза, лягушка, коростель, крот, мышь)
Что вы можете сказать о размере этих животных?
Почему?
Почему их много особенно на лугу?
Прочитайте по книге какие ещё животные обитают на лугу. Назовите их.
Что даёт луг животным?
Вывод: луг даёт пищу для животных, убежище, место обитания
А животные как- нибудь влияют на растения? Как?
Вывод: растения и животные зависят друг от друга, поэтому луг называют природным сообществом.
5) влияние человека на луг
А влияет ли человек на данное сообщество? Как?
- Сейчас в каждом городе существуют телефон доверия, куда можно позвонить и попросить помощи.
На нашем лугу тоже есть такой телефон и тревожные сигналы уже поступили. (слайды с изображением звонящих животных и растений)
Послушайте:
Шмель: Алло! Вы меня слышите? Я - луговой шмель. Распахивают мой любимый луг, а ведь в земле наши домики. Помогите!
Перепёлка: К вам обращается перепёлка. Люди насыпали на луг удобрение .Апчхи! Нам негде спрятаться! Апчхи! Я не могу дышать! Ой! Я умираю!
Ромашка: Скорее! На помощь! Пришли дети и собирают нас большими охапками! Боюсь нас совсем не останется!
Вывод . Мы любим гулять на лугу. Но нужно помнить определённые правила, чтобы сохранить красоту луга и всех его жителей.
Закрепление материала
С каким природным сообществом мы познакомились на уроке?
Давайте проверим, как вы запомнили материал сегоднешнего урока.
1 задание. Подчеркнуть растения луга.
Роза, колокольчик, мятлик, гладиолус, лилия, тимофеевка, дурман, орхидея, ромашка, василёк.
2 задание. Подписать названия животных.
Бабочка , крот, трясогуска, кузнечик.
3 задание. Написать правила поведения на лугу по картинкам.
Не ловите бабаочек и других насекомых!
Не жгите костры!
Не рвите цветы!
Молодцы! Хорошо поработали!
Рефлексия
Посмотрите на свой маршрутный лист. Как много мы сегодня узнали. Покажите с каким настроением вы заканчиваете урок.
Спасибо за плодотворную работу на уроке!
Самоорганизация
Настрой психологически на урок под звуки пения птиц
Лес – природное сообщество
3 человека работают по индивидуальным карточкам
Остальные фронтально совместно с учителем
Взаимопроверка
Самопроверка и самоорганизация
Индивидуальная работа
Самопроверка
Что такое луг?
Выяснить что такое луг
Определение учащимися цели урока
У учащихся маршрутный лист с планом урока
Маршрутный лист
1. Определить что такое луг. ____________________
2. Выяснить виды луга. ________________________
3. Познакомиться с растениями луга. ____________
4. Познакомиться с животными луга. _____________
5. Определить влияние человека на
луг. __________
Ответы учащихся
Сравнительная характеристика
-нет деревьев, кустов
- много цветов
- ровная поверхность
Делают учащиеся
Отмечают в маршрутных листах
Учащийся читает стихотворение
Работа в парах (подчеркнуть главные слова, которые облегчат вам пересказ)
1 этап – самостоятельное чтение и пересказ по вопроснику
2 этап – рассказ по вопроснику друг другу
Делают учащиеся
Отмечают в маршрутных листах
Ответы учащихся
Работа в группах ( у каждой группы набор картинок с цветами) + гербарий
- показывают ответы и от каждой группы выступающий о данном цветке
Работа в группах
- учащиеся читают описание и раскладывают по группам
- проверка при помощи слайдов (кормовые растения, ядовитые растения, лекарственные растения)
Делают учащиеся
Отмечают в маршрутных листах
Индивидуальная работа
Маленькие
Чтобы спрятаться от врагов в траве
Там они находят пищу
Работа с текстом учебника
(подчёркивают названия животных)
Делают учащиеся
Насекомые опыляют растения,
Птицы уничтожают вредителей растений
Делают учащиеся
Отмечают в маршрутных листах
Самоосмысление
Выводят проблемы (уже напечатаны, учащиеся выбирают и прикрепляют на доску)
1) распахивание лугов
2) использование удобрений в больших количествах
3) уничтожение растений и животных
Отмечают в маршрутных листах
Самостоятельная работа
Фоном звучит песня
Самопроверка
Самооценивание
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ