Конспект урока по русскому языку "Глаголы-исключения"

Тема урока: Глаголы-исключения

Цели урока:

- выявить знания об особенностях глаголов I и II спряжений;

- знакомство с глаголами-исключениями;

- уметь правильно писать безударные личные окончания.


Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Садитесь!

II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока.

1. Работа с таблицей «Глаголы I и II спряжения в неопределенной форме».

– Какое правило вы можете вспомнить, опираясь на эту таблицу?

– С какой целью мы учились распознавать спряжение глагола по его неопределённой форме?

– Приведите свои примеры глаголов I и II спряжения в неопределенной форме.

2. Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме. Работа с фразеологизмами.

– Замените фразеологизмы глаголами в неопределённой форме, укажите спряжение глаголов (используются сигнальные карточки).

Задирать нос, забегать вперёд, задеть за живое, закинуть удочку, делать из мухи слона, смотреть сквозь пальцы, сбить с толку, бить баклуши.

Проверка: важничать, торопиться (спешить), взволновать, разузнать (разведать), преувеличивать, не замечать, запутать, бездельничать.

– Какие из данных устойчивых сочетаний могут употребляться и в прямом значении? (Забегать вперёд, закинуть удочку, смотреть сквозь пальцы.)


3. Наблюдение над глаголами-исключениями (термин вводится чуть позже).

– Прочитайте отрывок из сказки А. Пушкина. Найдите в нём глаголы с безударными личными окончаниями, выпишите их, поставьте в неопределённую форму, проверьте правописание окончаний. (Текст записан на доске.)

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон.

Видно, на море не тихо;

Смотрит – видит, дело лихо…

(Учащиеся самостоятельно выполняют работу в тетрадях, один ученик работает у доски.)

Проверка:

Подход – подходить (2)

Слыш – слышать (?)

Смотр – смотреть (?)

Вид – видеть (?)

– Какое несоответствие заметили? (Глаголы слышит, смотрит, видит имеют окончания II спряжения, хотя в неопределённой форме они оканчиваются на -ать, -еть.)

IV. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.

– Здесь нет никакой ошибки. Это так называемые глаголы-исключения. Эта тема нашего урока. Ваша задача – запомнить глаголы-исключения, научиться находить их в тексте и правильно писать их окончания.

V. Ознакомление с глаголами-исключениями.

1. Чтение правила в учебнике (с. 206).

2. Дополнение схемы новыми сведениями.

Что узнали о глаголах-исключениях II спряжения?

– Запомните ещё два глагола-исключения I спряжения – брить, стелить.

– Как мы дополним нашу схему новыми сведениями? (Дети высказывают свои предположения.)

В результате обсуждения получается следующая запись:

I спряжение

Н.

Ф.

II спряжение

Остальные
и
брить,
стелить

-ить
и

VI. Работа с учебником.

1. Правописание окончаний глаголов-исключений Упр. 479,


2. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой (упр. 482, с. 100).

3. Взаимопроверка.

VII. Домашнее задание: упражнение 483, с. 101; выписать из словаря слова, отвечающие на вопрос как?

VIII. Итог урока.

Что нового узнали на уроке о глаголах?

Перечислите глаголы-исключения.

За что они получили такое название?



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ