Конспект урока по русскому языку "Согласный глухой звук [ч']. Буквы «Ч», «ч»" 1 класс


МБУ лицей № 67 г. о. Тольятти

Учитель Власова Наталья Николаевна







УМК перспективная начальная школа

Конспект открытого урока «литературное чтение» (обучение грамоте) в 1«Г» классе, по учебнику «Азбука» Н. Г. Агарковой, Ю. А. Агаркова.

Тема: Согласный глухой звук [ч']. Буквы «Ч», «ч».













г. о. Тольятти

2010




МБУ лицей № 67 г. о. Тольятти

Учитель Власова Наталья Николаевна

УМК перспективная начальная школа

Конспект открытого урока «литературное чтение» (обучение грамоте) в 1«Г» классе, по учебнику «Азбука» Н. Г. Агарковой, Ю. А. Агаркова.

Тема: Согласный глухой звук [ч']. Буквы «Ч», «ч»


Цель урока:

  • Познакомить детей с согласным глухим звуком [ч']

Задачи:

  • Научить отличать звук [ч’] и букву от других звуков и букв и научить читать слоги, слова с новой буквой.

  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, внимание, творческий потенциал каждого ребёнка. Расширять кругозор и словарный запас.

  • Воспитывать терпимость к результату творчества одноклассников, корректность и доброжелательность в общении.


Тип урока:

Изучение нового учебного материала.


Вид урока:

Урок теоретических и практических самостоятельных работ.


Основные дидактические формы:

Урок практикум.


Оборудование:

Экран, слайды с заданиями, учебник, тетрадь, карточки с перевернутыми буквами «ч», фишки, конверт с заданиями, смайлики.


Организация учебной деятельности:

Фронтальная.

Ход урока


Этап

Задачи, решаемые на уроке

Содержание (задание)

Результат (ученика и учителя)

I. Самоопределение к деятельности

(организация)


Индивидуальное место у учеников и учитель в центре, включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.


Учитель:

-Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок.


Д: комфортность образовательной среды

У: методическое оснащение

II.

Создание ситуации неопределённости (интрига)


Заинтересовать, умение видеть проблему. Стимулирование на изучение нового «Согласный глухой звук [ч']. Буквы «Ч», «ч».

Учитель:

-Маша хочет познакомить Мишу со звуком [ч’] и буквой, которая его обозначает, научить отличать звук [ч’] и букву от других звуков и букв,

научить читать слоги, слова с новой буквой.

Д: заинтересованность, обращенность к себе,

У: стимулирование к предстоящей самостоятельной деятельности учащихся.

III.

Актуализация знаний

Повторить пройденный материал необходимого для «открытия нового знания»,

развивать фонематический слух, память, внимание, мышление. Обеспечить мотивацию учения и включение учащихся в совместную деятельность по определению целей урока.

Актуализация знаний учащихся.

Учитель:

-Давайте ребята поможем Маше научить Мишу. Для этого мы будем с вами выполнять разные задания.

1. Повторение по ленте букв

-назовите гласные, какие гласные вы знаете?

Дети:

-«а», «о», «у», «я», «и», «е», «э», «ю», «ы».

-Гласные бывают простые и смягчающие.

Учитель:

-назовите согласные, чем они отличаются друг от друга?

Дети:

-Согласные бывают звонкие, глухие, мягкие, твёрдые, шипящие.

2. Фонетические загадки

(демонстрация слайдов).

Слайд №1

- Налим или сом?
У какой рыбы нет чешуи? (Даю подсказку) В слове - отгадке ударный слог – второй

Дети: налим.

Слайд №2

- Мама или бабушка?
Кто любил Красную шапочку больше?
В слове отгадке 3 слога

Дети: ба-бу-шка.

Слайд №3

-Твист или вальс?
Что танцевала девочка Пеппи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами?
В названии танца есть буква, которая не обозначает звука, а лишь указывает на мягкость согласного, стоящего впереди

Дети: вальс.

Слайд №4

-Черемуха или каштан?
Так звали докторов, которые лечили одинокого графа Вишенку. Кто из них вместо лекарства прописал Вишенке игры с друзьями?

В имени доктора 2 слога

Дети: ка-штан.

Слайд №5

-Луна или Марс?
Самый правдивый человек на земле - барон Мюнхгаузен. Мухи там величиной с овец, а яблоки не меньше арбузов. Что это за планета?

В слове - отгадке нет глухих согласных звуков

Дети: Луна.

Слайд №6

-Мама, папа или бабушка?
кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол?

В слове отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки

Дети: бабушка.

Слайд №7

-Илья Муромец или Алеша Попович?
Кто из них "грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?

В имени богатыря гласных звуков столько же сколько и согласных

Дети: Илья Муромец (5гл. и 5согл.).

Слайд №8

-Гусли или балалайка?
Какой музыкальный инструмент люди придумали раньше?

В слове отгадке ударный слог – третий

Дети: балалайка.

Слайд №9

-Белка или барсук?
Кто из них зимой впадает в спячку?

В слове - отгадке четыре согласных звука

Дети: Барсук (4согл.).


Д: получают представление о возможных событиях, происходящих на картине

У: стимулирует учащихся к предстоящему творчеству

IV.

Постановка учебной задачи (информационное поле)

Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

Развивать внимание, чёткий зрительный образ, учить слышать и выделять букву «ч» в словах.

Учитель:

-А что это за конвертик? Что там? (достаю символ звука

, и загадку)

-За стеклянной дверцей
Бьется чье-то сердце
Тик-так, тик-так.
Тихо так, тихо так.

Дети: часы.

Учитель:

-Какой звук в слове часы первый?

Дети: [ч']

Учитель:

-Можно ли его спеть?

Дети: нет, значит он согласный.

Учитель:

-В русском языке есть такие согласные звуки, которые всегда мягкие, независимо от того, что следует за ними: «ь» или гласный, обозначающий мягкость согласной. Это [й'] (зв., мяг.).

-А теперь положим руку на горлышко и ещё раз произнесём звук [ч']. Оно молчит. Значит звук [ч'] – глухой.

-Что узнали о новом звуке

Дети: звук [ч'] согл., глух., всегда мяг.

Учитель:

-Покажите символ звука [ч'] –

Дети: показывают

Д: сообщение темы урока, дети проявили наблюдательность, научились слышать и охарактеризовывать звук [ч'], познакомились с его символом, озвучили тему урока.

П: расширение тематических представлений о теме урока.

V.

Динамический момент

Снятие утомления и напряжения.

Учитель:

-Наш новый друг, звук [ч'] хочет с вами поиграть, встаньте дети и повторяйте за мной:

Ча-ча-ча – мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чо-чо-чо – греет солнце горячо.

Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.

Сохранение здоровья.

VI.

« Открытие» детьми нового знания.


Включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение с помощью выбранного метода.

Учить делать фонетический разбор слова, анализировать, давать характеристику звукам.

Учитель:

-Кто знает как зовут эту птицу?

Дети: грач

Учитель:

-Сколько слогов в этом слове?

Дети: один

Учитель:

-Как узнали?

Дети: сколько гласных, столько и слогов.

Учитель:

-Назовите гласный звук?

Дети: «а».

Учитель:

-Сколько согласных звуков в слове?

Дети: три

Учитель:.

-Дайте характеристику звукам слова «грач»

Дети:

.

Д: делают анализ слова «грач» с опорой на имеющиеся знания, пользуясь имеющимися карточками для обозначения звуков.

У: работа по развитию звуко-буквенного анализа.

VI

Первичное закрепление.


Знакомство с буквой «ч», отработка графического представления.

Формирования навыка записи в виде опорного знака. Освоение нового

учитывать творческий потенциал ученика, развитие логического мышления.

Учитель:

-Ребята, звук [ч'] обозначается буквой «ч», и выглядит она вот так: Ч ч

-Подчеркни такую же букву(фишку поставь)

(работа у доски и на местах)

Д: внутренняя уверенность в успехе, свобода выбора.

У: стимулирование, создание ситуации успеха.

VII. Динамический момент

Снятие утомления и напряжения.

Учитель:

-Игра «Раз- два, повернись, и в букву «Ч» превратись!»

Дети встают и показывают пантомимою букву «ч».

Сохранение здоровья.

VIII.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(работа с учебником, закрепление изученной темы).

Репродуктивный метод.

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. Задача учителя выяснить отношение к новому, проверка степени удовлетворённости.

Учитель:

-Сделать звуковой анализ слов «чай», «чулки». На основе их звуковой модели, чтение моделей с акцентированным выделением звука [ч']

Дети:

Чай -

Чулки-

Учитель:

-Прочитать слоги по заданным схемам (стр. 95)

Дети читают парами

Учитель:

-Прочитать слоги и слова в столбике. (стр. 96)

Дети читают по рядам.

Учитель объясняет словарные слова:

Чистотел – растение с жёлтыми цветками.

Чудный – прелестный, очаровательный

Мечтатель – человек, который предаётся мечтам

Учитель:

-Прочитать пары слов цепочкой

Дети читают.

Учитель:

-В розовом прямоугольнике (обратить внимание на различие в звучании и значении).

Дети читают цепочкой.

Учитель:

-В голубом прямоугольнике (обратить внимание на добавление звука).

Дети читают вслух.

Учитель:

-Прочитать пословицу. Подумать, что она означает.

Дети: если хочешь быть хорошим учеником, то не нужно лениться.

Д: происходит осмысливание действий на уроке значимого на уроке, приращение;

делают анализ слов пользуясь разрезными карточками, читают; дают объяснения пословице.

У: теоретическое усвоение, практическое освоение нового.

IX.

Рефлексия деятельности (итог урока).


Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и своего класса.



Учитель:

-Смогли ли мы с Машей научить Мишу называть и узнавать звук [ч'] и букву «ч»?

Дети: да, звук [ч'] глухой и мягкий, а буква «ч» похожа на цифру 4.

Учитель:

- Что нового вы сами узнали об этом звуке?

Дети: звук [ч'] всегда мягкий.

Учитель:

-А вам понравился урок? У меня на столе разложены смайлы. И сейчас каждый из вас подойдёт к столу, возьмёт смайлик, и опустит его в карман по вашему настроению.

Дети подходят к доске и опускают свой смайл в соответствующий кармашек.

Д: осмысление своей деятельности на уроке, оценка приращения.

У: проверка степени удовлетворенности учащихся, оценочные суждения деятельности.



2


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ