Конспект урока по русскому языку "Звук [А], Буквы Аа, Яя"

Рябинина Людмила Сергеевна

МАОУ «СОШ с УИОП №3» г.Березники

Учитель начальных классов


Открытый у рок Обучения грамоте. Чтение.

Тема: «Звук [А], Буквы Аа, Яя»



Тип урока: урок введения нового знания.

Цель урока:

1. Познавательные: создать условия для ознакомления учащихся с двумя способами обозначения звука [а] в зависимости от предшествующего согласного звука. Познакомить с ролью букв А, Я в обозначении твёрдости и мягкости согласных звуков. Буквы А, Я- как ориентиры чтения.

2.Формировать исследовательские умения через использование приёмов анализа, сравнения, классификации, наблюдения.

3.Развивающие: содействовать развитию фонематического слуха; познавательных процессов: восприятия, мышления, памяти и внимания; развитию речи;

4.Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету. Формировать коммуникативные умения.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Педагогические технологии:

- личностно – ориентированного обучения;

- словесной продуктивной и творческой деятельности;

- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

- Ожидаемые результаты:

- повышение активности мыслительной деятельности учащихся;

- улучшение результатов обучения;


Ход урока:


I. Организационный момент.


Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Обязательно читать

Должен научиться!


II. Повторение изученного.


Соотнесите схемы и названия:

Предложение, слово, буква, звук.


- На какие группы делятся звуки? (Гласные и согласные)

- Что вы знаете о гласных звуках? О согласных?


Расселите звуки в городе. ( Гласные и согласные)

КАКИЕ Звуки будут обозначать данные буквы


1. Логопедическая минутка. Работа со слоговыми таблицами.

[м]

Ми-ми-ми – меня за руку возьми.

Мо-мо-мо – мы купили эскимо

Му-му-му – в руки букву я возьму.


[л]

Ла-ла-ла – быстро крутится юла

Лу-лу-лу – бабушка дала игру.

Ли-ли-ли – папа строит корабли.


[н]

Но-но-но – поиграем в домино.

На-на-на – освещает путь луна.

Ны-ны-ны – очень умные слоны.

Ри-ри-ри – на игрушки посмотри.

Ра-ра-ра – вот и новая игра.

Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.

Ры –ры-ры – надуваются шары


III. Сообщение темы и целей урока.


Отгадайте загадки:


Зверь забавный сшит из плюша,

Есть и лапы, есть и уши.

Мёду зверю дай немного.

И устрой ему берлогу. ( Мишка)


Он маленький воздушный

Хочет стать большим и нужным,

И хотя б на полчаса

Унести всех в небеса. ( Шарик)


Пляшет крошка, всего одна ножка. (Юла)


Что общего в словах, обозначающих эти предметы? ( есть звук [а], игрушки, 2 слога)

Значит тема сегодняшнего урока : Звук [а].


Ребята! Как вы думаете, куда мы с вами сегодня отправимся? Отгадайте! Для этого

послушайте стихотворение:

Магазин игрушек

Мы игрушки выбираем,

С ними дружим и играем,

В путь с собой берем всегда

И ломаем иногда.


Если их и папа тоже

Починить никак не сможет,

Скажет мама: "Так и быть,

Надо новую купить!"


И тогда пойдем мы с мамой

В магазин любимый самый,

Там все-все игрушки ждут,

Что их детям отдадут.

- Правильно В магазин игрушек!


- А какие игрушки мы будем покупать? (Со звуком [а])

Дети отгадывают загадки и определяют, есть ли в этом слове звук [а].


Он стройный и красивый,

У него густая грива.

Жаль, нельзя на нём промчаться.

Только можно покачаться. (Конь, лошадка)


Совсем не нужен ей водитель.

Ключом её вы заводите -

Колёсики начнут крутиться.

Поставьте и она помчится. (Машина)


Внучка с дочкой, посмотри -

Все у бабушки внутри! (Матрешка)

Когда апрель берёт своё

И ручейки бегут, звеня,

Я прыгаю через неё,

А она — через меня. (Скакалка)


Упадет – поскачет,

Ударишь – не плачет. (МЯЧИК)


Эти чудо-кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них — сломаю,

Всё сначала начинаю. (Кубики)


Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Вам такой встречается?

Он совсем не хочет спать,

Положу – встает опять

И стоит – качается.

Как он называется? (Неваляшка)


Любит наряжаться свечка

В разноцветные колечки.

Надевай скорее, ну же:

Снизу - шире, сверху - уже. (Пирамидка)


Был он маленький - с ладошку,

Вырос - стал размером с кошку.

Со слона стать размечтался -

Только хвостик и остался. (ШАРИК)

.


Кручусь, верчусь, и мне не лень

Вертеться даже целый день.. (Юла)


IV. Изучение нового материала.


1. Ознакомление с ролью букв А, Я в обозначении звука [а] после твердых и мягких согласных, с их важной ролью ориентиров при чтении.

Звуковой анализ слов МАК и МЯЧ по готовым звуковым схемам на доске.

( Или дети составляют схемы сами). Выделение гласного звука [а] в словах МАК и МЯЧ. Обозначение буквами М и А первых двух звуков под звуковыми схемами. Чтение МА под словом МАК, затем под словом МЯЧ. Устанавливается, что в слове МАК буква согласного [м] читается твердо, а в слове МЯЧ звук [м’] надо произносить мягко: [м’а].

– Как показать, что букву М в слове МЯЧ надо читать мягко? Для этого есть буква Я (под схемой слова МЯЧ буква А заменяется на Я). Эта буква тоже обозначает звук [а] и указывает, что букву М надо читать мягко.


- Откройте учебники на с28.

Рассматривание букв А и Я в верхнем квадрате. Выяснение роли букв А и Я – обозначать звук А и твердость или мягкость согласного. Знакомство с таблицей позиционного чтения (под буквами вверху с. 36). Выяснение значения условных знаков в таблице: твердый согласный, мягкий согласный перед гласным звуком. Вывод: после твердых согласных звук [а] обозначается буквой А, а после мягких согласных звук [а] обозначается буквой Я. Буквы А и Я показывают, как читать согласные перед ними.

А сигнализирует, что букву согласного перед ней надо читать твердо. Я показывает, что буква согласного читается мягко.


Физтминутка.

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)


2. Работа по усвоению форм букв А, Я

- На что похожа буква А, Я

(конструирование, сравнение и отыскивание букв А, Я среди других в алфавите). (Из палочек,

кисточками на доске,

полосками бумаги на доске,

составьте букву А в паре


3. Работа по развитию фонематического слуха, выделению звука [a].

- Отгадайте загадку

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

И с ней не скучно. (КУКЛА)


-Послушайте сколько разных имён у кукол, которые продаются в магазине:


Работа с сигнальными карточками. У детей карточки с буквами А и Я. Детям предлагается послушать слова со звуком [а] после твердых или мягких согласных и показать, какой буквой надо обозначить звук [а] в этих словах:

ЛЯЛЯ, ЗИНА, ТАНЯ, Андрей, Анна, МИЛА, ОЛЯ, АНТОН , ОЛЬГА, КАТЯ, МАША, СОНЯ, ЛЕРА, КРИСТИНА, ЮЛЯ, НИНА, ВЕРА.


4.

Чтение учителем вместе с читающими детьми рифмовки с доски или плаката:

Буква А и буква Я

Нам нужны для звука [а].

Слушать надо звук согласный,

Он нам всем подскажет ясно:

Если слышим МА и НА,

Значит, в слоге буква А.

Если слышим МЯ и НЯ,

Значит, в слоге буква Я.

После твердых – буква А,

После мягких – буква Я.


Узнавание слов УТЯТА, ЦЫПЛЯТА по рисункам и звуковым схемам азбуки (с. 36). Проговаривание слов по слогам. Объяснение детьми роли букв А, Я в словах. Буква А обозначает твердость согласных звуков, а Я – мягкость. Обучение чтению прямых слогов с буквами согласных Л, М, Н, Р и буквами гласных А и Я. Отработка способа слияния звуков в слоге.


Физминутка.

Яркий красный мячик, прыгает как зайчик (прыжки на месте)

Покатился по дорожке (бег на месте)

Подождал меня немножко (остановиться)

Наклонюсь, возьму его (наклониться)

И подброшу высоко (имитация движения)


Игра «Колокольчики».

На доске рисуются силуэты большого и маленького колокольчика. В них прикрепляются буквы А и Я.

- Сейчас мы поучимся читать слоги с этими буквами. Почитаем сначала, как называются эти колокольчики: А и Я. (Повторяется роль букв для чтения слогов: А показывает, что букву согласного надо читать твердо, Я показывает – читать мягко!)

Обращается внимание на то, что голос на слог дается один раз.


-Будем ударять по колокольчикам буквами согласных и громко читать слоги – «звонить» сначала в большой «колокольчик – А»: РА! ЛА! НА! МА!

-А теперь – в маленький «колокольчик – Я»: НЯ! МЯ! ЛЯ! РЯ!

(Последовательность согласных следует менять, чтобы дети усвоили общий принцип слияния букв при чтении любых слогов.)

-А сейчас будем поочередно ударять то в большой «колокольчик – А», то в маленький «колокольчик – Я». Дети читают сначала хором, а затем индивидуально слоги в сопоставлении: МА – МЯ, НА – НЯ и т. д. (Для закрепления общего принципа чтения слогов можно брать любые, известные детям, буквы согласных.)


Договаривание прочитанных слогов до целых слов. Чтение слов из прочитанных слогов с доски с выделением ударного слога силой голоса:

МА.МА, НЯ.НЯ, ЛЯ.ЛЯ, ТА.НЯ (ударения в словах заранее проставлены).


Чтение слогов и слов по азбуке с. 36.


Речевая гимнастика. Хоровое чтение скороговорки (внизу страницы) и ее четкое проговаривание с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом) в разном темпе.


Нахождение незнакомых букв в тексте скороговорки нечитающими и называние этих букв читающими детьми. Подчеркивание букв А, Я. Взаимопроверка работы. Чтение букв гласных. Выразительное произношение скороговорки.



8. Обобщение по уроку.

Буквы А и Я дарят детям хорошо знакомое стихотворение «Наша Таня». Хоровое чтение стихотворения. Подчеркивание букв А, Я в тексте.


Беседа о порядке в вещах, игрушках


НЕКОГДА


У меня сегодня было

Очень много важных дел.

Утром зайку я кормила,

Чтобы он не похудел.


Дом из кубиков сложила

И рассыпала опять,

С этажерки притащила

Книжку толстую читать.


А теперь пойду к подружке:

С ней не виделись полдня...

Может быть мои игрушки

Уберут и без меня!


.

IX. Итог урока.


- Что нового узнали на уроке?

- Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?

- Что вызывало затруднение? Почему?

- Какие новые слова узнали? ( Обращается внимание на магнитную доску, где размещены словарные слова).

- Что общего у этих слов? (Звук [a], буква а).

- На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв, потому что, зная ЗВУКИ и БУКВЫ, которыми они обозначаются, вы сможете научиться читать и писать.



В работе использованы методические рекомендации УМК «ГАРМОНИЯ»


ЧИСТОГОВОРКИ

[м]

Ма-ма-ма – я сама.

Мо-мо-мо – лук помой.

Мы-мы-мы – ждем зимы.

Ом-ом-ом – строим дом.


Ми-ми-ми – меня за руку возьми.

Мо-мо-мо – мы идем в кино.


Ма-ма-ма – все я делаю сама.

Му-му-му – в руки букву я возьму.


[л]

Ло-ло-ло – папа взял в сарай сверло.

Ла-ла-ла – мама клещи принесла.

Лу-лу-лу – бабушка дала пилу.

Ли-ли-ли – папа строит корабли.

Ле-ле-ле – он их строит на земле.


[н]

Но-но-но – у нас темно.

На-на-на – стоит стена.

Ны-ны-ны – идут слоны.

Он-он-он – возьми бидон.


На-на-на, на-на-на – на лугу растет сосна.

Ни-ни-ни, ни-ни-ни – осенью короче дни.

На-на-на, ни-ни-ни.


[р]

Ри-ри-ри – на орехи посмотри.

Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.


Ра-ра-ра – за горой стоит гора.

Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.














































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ