Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в географических названиях" 2 класс

Викс Татьяна Юрьевна

МБОУ СОШ № 42 г. Читы

Учитель начальных классов











Конспект урока по русскому языку для учащихся 2 класса (школа России)



Тема: «Заглавная буква в географических названиях»





















Тема: «Заглавная буква в географических названиях»

Цель: Создать условия для осознания и осмысления блока новой информации.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать имена собственные с большой буквы; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Задачи:

  • Учить выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия, писать их с заглавной буквы. Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.

  • Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.

  • Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну

Планируемые результаты:

Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

  • Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

  • Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников

  • Коммуникативные УУДумение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ В. П. Канакина - М.: Просвещение2012.

Оборудование

1.Карточки со словами: Москва, город, Россия, народ, Сочи,Чита, Байкал 

2 Измайлов Е. Стихотворение «Большая буква».

3 Географическая карта
4. Карточки с деформированным текстом



Структура урока

  1. Организационный момент (проверка готовности к уроку, мобилизация внимания). 2 мин.

  2. Минута чистописания(развитие каллиграфии, работа над звуками) 3 мин.

  3. Актуализация опорных знаний(активизация знаний) 1 мин.

  4. Самоопределение к деятельности (создание мотивации к учебной деятельности). 1 мин.

Словарная работа (подведение учащихся к изучению нового материала). 2 мин.

  1. Объяснение нового материала (развитие познавательной мотивации). 10 мин.

  2. Физкультминутка (снятие эмоционального и умственного напряжения по средствам смены деятельности, повторение изученного материала). 2 мин.

  3. Закрепление нового материала (регулирующий компонент УД-планирующий и итоговый контроль, работа в парах развитие коммуникативных навыков). 2 мин.

  4. Индивидуально-дифференцированная работа. 5мин.

  5. Рефлексия. (осмысление и систематизация полученных знаний). 10мин.

  6. Итог . Сообщение домашнего задания 2 мин.

Ход урока

1.Орг часть:Приветствие,посадка(1м)  Чтение стихотворения Е. Измайловой «Большая буква».

Буква обычная выросла вдруг.

Выросла выше букв-подруг.

Смотрят с почтением на букву подруги,

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело,

Ставится в слово не зря и не просто

Буква такого высокого роста.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало всегда замечали.

Имя фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее.

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твоё, имя улицы, города.

Буква большая – совсем не пустяк.

В букве большой - уважения знак.

2.Минутка чистописания(3м)

- Прочитайте слова. (Запись на доске)

- Назовите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она чаще всего встречается в словах, написанных на доске. (р) Роман,, Ростов,Родина,Петрович,Кирова,Россия

- Охарактеризуйте звук, который обозначает букву р в данных словах.

Д. – Буква р обозначает звук /р/. Он согласный,непарный, звонкий,твёрдый.

У. – Определите порядок следования букв в данном ряду: Рре,Рри,Рря,Ррю

Д. – Заглавная Р, строчная р чередуются с гласными буквами алфавита, которые смягчают предшествующий согласный.

- Из каких элементов состоит заглавная буква Р?

Запись букв( обведите те буквы, которые у вас получились самыми красивыми.)Кто подчеркнул несколько букв?, похлопайте им.

3.Актуализация опорных знаний:(1м)

-Для чего нужна заглавная буква?

-А как называются слова, обозначающие имена, фамилии, отчества людей, клички животных?

А может быть кто-то объяснит и само значение слова «собственные»?

Молодцы! Остановимся на слове Россия.

4.Самоопределение к деятельности: Словарная работа: Россия.(3м) Кто знает, от какого слова произошло слово Россия? Подводит учащихся к изучению нового материала.

Россы – это народ, который проживал на территории нашей страны в далёкой древности. Это были высокие светловолосые люди, Сейчас их называют россиянами. Запишите новое словарное слово, проговаривая по слогам. (один ребёнок у доски, выделяет орфограммы).

Соберите информацию об этом слове(это существительное, неодушевлённое, собственное)

Послушайте отрывок из стихотворения о России и ответьте на вопрос: Какая ещё может быть Россия?

Необъятная моя Россия

Ты - могучая моя Россия!

Ты – прекрасная моя Россия!

Ты – могучая моя страна!

Подберите синонимы к слову необъятная( неохватная, безграничная, необозримая)

Перед вами карта России. Что же изображено на карте России.(названия городов, рек, гор, озёр) Первый этап УД. Развитие познавательного интереса на основе эмоциональной мотивации, связной с новизной деятельности использование игрового приема – путешествие по географической карте, заинтересовывает детей в учебном предмете. Использую наглядно географическую карту и маршрутный лист (по ходу урока вставляю карточки со словами реки, моря, озера, страны, города в кармашки маршрутного листа).

Кто догадался, какая у нас сегодня тема урока. Чему мы будем учиться на уроке?

На карте России более миллиона названий.

Как пишутся географические названия? Почему?

С какой целью дают названия странам, морям, рекам, городам, деревням?

Реки, моря и озера,

Страны, города,

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда!

Это нужно запомнить, раз и навсегда!

5.Объяснение нового материала

А) Работа в печатной тетради: с.29 № 61 Цепочкой. С комментированием)( 5м)

Б)Работа по учебнику с 60 Упр 102 (Самостоятельно)(5м)

. ( обрати внимание-правило)

6 Физминутка.(1м)

Физкультминутка направлена на снятие эмоционального и умственного напряжения по средствам смены деятельности, развитие внимания, повторение изученного материала с предыдущего урока.

Учитель называет слова: 
Жучка, кошка, Андрей, 
Кутузов, улица, Мечникова
,  
село, Аня, площадь,
Сергеевна, 
Иванов, щенок

Задание:
- собственные сущ. -
руки вверх, потянулись; 

- нарицательные сущ. -
наклон вперед;

7.Закрепление нового материала.

Работа с деформированным предложением(.2м)

На доске: .осква, оссии, главный, горо.

Вставьте пропущенные буквы, докажите их написание.

8. Дифференцированное задание: Сейчас вам предстоит рассказ о родном городе.(5м)

У каждого на столах есть карточки, на которых написаны задания:

1 группа: -спиши в тетрадь предложения, вставляя вместо точек подходящие имена собственные. Я живу в городе …Это … край. У нас протекают реки …. и …

2 группа: Спиши предложения в тетрадь, исправив ошибки. Поражают своей живописностью берега рек читинка и ингода. С одной стороны подступило к городу озеро кенон.

3 группа:Письменно ответь на вопросы:

-Какие улицы есть в нашем городе?

- На какой улице находится наша школа?

Слова для справок ( Гагарина,Кирова,Белорусская,Журавлёва,Ленина,Бутина)

9 .Рефлексия: Письмо под диктовку: (У доски работают 4 ученика).(10м)

Коля Иванов живёт на улице Мира в городе Москва. Летом он с Тётей Ниной поедет в Волгоград. Город стоит на берегу Волги. Волга-величайшая река России.

: -Наш урок подходит к концу. Какие знания мы сегодня получили? А для чего нам эти знания? Где они нам могут пригодиться в жизни?

  • Чем запомнился сегодняшний урок? Расскажите по схеме:

Сегодня на уроке я

  • узнал, открыл для себя…

  • научился, смог…

Оцените себя .Аккуратность: ( шкала) (2м)

Реки, моря и озера,

Страны, города,

Все с заглавной буквы

Пишутся всегда!

Это нужно запомнить, раз и навсегда!

10.Итог: - Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод. Д/з с 60 Упр 103

Резерв:Соедините слова правого столбика со словами левого столбика по смыслу. Пары слов запишите в тетрадь. (Итоговый контроль, развитие анализа и синтеза.)

На доске:

Лена

Байкал

Орел

Россия

Каспийское

город

море

озеро

страна

река





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ