Конспект урока по теме "Правописание гласных после шипящих"

Конспект урока по теме "Правописание гласных после шипящих"

Тип урока: Сообщение нового материала.

Задачи урока.

1.Образовательные.

  • обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.

  • формировать навыки правописания и самоконтроля

  • расширять словарный запас учащихся;

2. Воспитательные.

  • развитие умения обосновывать правильность написания;

  • прививать любовь к русскому языку;

  • воспитывать активную личность;

  • прививать любовь к родному краю.

3. Коррекционно-развивающие:

  • корригировать и развивать связную устную речь учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы;

  • коррекция внимание, наблюдательность;

  • развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование. Учебник, презентация, ТСО, карточки с упражнениями "Доскажи словечко", таблица правописания.

Ход урока

I Организация начала урока

Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.

II Изучение нового материала

1. Актуализация знаний учащихся.

На предыдущих уроках русского языка мы изучали тему:

"Мягкий знак в середине и конце слова".

Сейчас мы поиграем в игру «Подбери слово к схеме».

Дидактическая игра: "Подбери слово к схеме"

Инструкция: к схемам (показать и вспомнить значение схем), которые на доске, вам необходимо подобрать слова, в которых есть мягкий знак в середине или в конце слова. Возьмите по 3 карточки. Прочитайте их. (Выдать карточки учащимся – 3 слова по теме и 1 слово на мягкую согласную – вечер, дядя, билет). По очереди прикрепите слова, под схемами.

.

.


письмо, пальто, кольцо, окунь, конь, день,

тюльпан, борьба, банька метель, декабрь, медведь

Проверка совместная. Исправление ошибок.

2. Введение в новую тему. слайд №2

- Давайте вместе прочитаем чистоговорки.

Жжжу-жжжуя жук и жужжу


Шшшу-шшшу – я мышка, шуршу.


Какие согласные чаще всего вы проговариваете и слышите?

Ш и Ж – шипящие соглассные. Давайте попробуем пошипеть.

1.Рассмотри картинки, прочитай слова рядом с картинками.

2. Назови в словах подчеркнутые слоги (жи и ши)

Какая гласная написана после шипящих ж и ш? (и)

В этих словах после шипящих ж и ш пишется гласная и.

слайд №3* Есть у нас правило: Жи и Ши пиши с буквой и.

3. Спиши слова. Подчеркни жи и ши.

Тема сегодняшнего урока: «Гласные после шипящих ж и ш» слайд № 4

3. Работа над темой урока

Задание №1. "Жи или Ши" слайд № 5

1.Вставь пропущенный слог жи или ши

Летучие мы…(ши)

Проворные стри…(жи)

Колючие е… (жи)

Густые камы… (ши)

Цветные каранда…(ши)

Длинные у…(ши)

1. Словосочетания списать, подчеркнуть вставленные слоги.

2. Придумай и запиши с любым словосочетанием предложение. Найди и выдели в предложении знакомую орфограмму.

На доске записываются варианты предложенные учащимися.

Пример:

Проворные стрижи летают в небе.

Колючие ежи собирают грибы.

(двумя чертами мягкие согласные, одной твердые)

Задание №2. Работа с учебником стр.98.Упр 2. слайд №6

Физминутка слайд № 7

БУРАТИНО


Буратино потянулся-

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл-

Видно ключик не нашёл:

Чтобы ключик нам достать-

Нужно на носочки встать.

Буратино выше встал,

Поглядите кА, достал.

Задание № 3. "Доскажи словечко" слайд № 8

Кот живёт у нас на крыше,

А в чулане живут (мыши)


Не поедет без бензина

Ни автобус, ни (машина)


По полям бегут ручьи

На дорогах (лужи)


Скоро выйдут муравьи

После зимней (стужи)

У учащихся карточки с загадками, каждый учащийся зачитывает свою загадку. Ответы появляются на слайде.

Выпиши слова со слогом жи и ши. Пожчеркни жи и ши.

У учащихся уточнить – какие слова нужно выписать.

Мыши, машина, лужи, стужи.

4. Закрепление слайд № 9


Самостоятельная работа учащихся. Составь и запиши из слов предложения:


1. Кот, у, Тишка, жил, Миши.

2. В воздухе, снежинки, кружились, пушистые.

3. груши, малыши, Сочные, ели.

4. Веры, лыжи, У, новые.

Подчеркни слоги жи и ши.


5. Итог урока: слайд № 10


6. Домашнее задание: с.99, упр 3.

7. Оценивание.







Самоанализ урока русского языка

"Правописание гласных после шипящих"

в 3 классе

учителя начальных классов коррекционной школы VIII ида г. Радужный

Шептухиной Т.В.


Тема "Правописание гласных после шипящих ж и ш" по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы автор Воронкова В.В, является 54 уроком в изучении раздела "Звуки и буквы".

Использование мультимедийной презентации начинается с этапа: II изучение нового материала 2. Введение в новую тему.

  1. Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.

При выборе метода учебной деятельности и планировании урока были учтены следующие особенности учащихся 3 класса «А»:

В классе 3 ученика, из них -1 мальчик и 2  девочки.


Уровень развития учащихся разный:


1 ученик имеет средний уровень работоспособности и активности учебной деятельности на уроке русского языка: Тимофей К.

Запоминает и воспроизводит с незначительной направляющей и организующей помощью педагога; из-за низкой критичности к деятельности темп деятельности выше среднего уровня с многочительными ошибками, исправлениями; отмечается невнимательность, рассеянность, необходим контроль и рукоодство деятельности. Под диктовку пишет быстро, подчерк искажается, с большим количеством ошибок.


2 ученицы имеют ниже среднего уровень работоспособности и активности учебной деятельности на уроке русского языка:

Диана Р.

Преобладают процессы торможения. Объём, концентрация и устойчивость внимания среднего уровеня. При утомлении проявляются: отказ от деятельности, замыкается при собственных неудачах или удачах других учащихся. Запоминанает и воспроизводит с трудом. Для прочного усвоения знаний и умений требуется повторение и опора на несколько видов памяти, включая зрительно-эмоциональную. Темп деятельности ниже среднего. Пишит под диктовку с большим количеством ошибок.

МаженаД.

Учебный материал по русскому языку усваивают медленно и непрочно. Требуют постоянного контроля и помощи. Словесно –логическое запоминание несформированно. Объём, концентрация и устойчивость внимания среднего уровеня. Уровень работоспособности среднего уровня. Для прочного усвоения знаний и умений требуется повторение и опора на зрительные анализаторы (картинки). Навыками письма под диктовну не владеет, нарушение звуко-буквенного анализа.


Работоспособность учащихся на уроках русского языка осуществляется с помощью индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.

2. Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счету по данной теме. Тип урока.

Тип урока: Сообщение нового материала. 1 –й урок по счету данной темы. 54 уроком в изучении раздела "Звуки и буквы".

Мультимедийная презентация используется при изучении нового материала, поддерживая основные цели и задачи урока:

Цели и задачи урока:

1.Образовательные.

  • обеспечить усвоение учащимися правописания гласных после шипящих, добиться усвоения учащимися правильного применения правила при письме.

  • формировать навыки правописания и самоконтроля

  • расширять словарный запас учащихся;

2. Воспитательные.

  • развитие умения обосновывать правильность написания;

  • прививать любовь к русскому языку;

  • воспитывать активную личность;

  • прививать любовь к родному краю.

3. Коррекционно-развивающие:

  • корригировать и развивать связную устную речь учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы;

  • коррекция внимание, наблюдательность;

  • развивать познавательную активность учащихся.

Обеспечивая при этом:

  • усиление мотивационной направленности учебного поведения;

  • мобилизацию механизма компенсации каждого ученика класса;

  • усвоение учебной информации в доступной и игровой форме;

что позволило построить урок динамично, соблюсти последовательность этапов урока, логику изложения материала.

Предъявленный в презентации материал в наглядной форме позволил учащимся лучше воспринять стоящую перед ними учебную задачу и легко ориентироваться в последовательности выполнения заданий. Так же учащиеся с легкость осуществили самопроверку выполняемых заданий, оценили самостоятельно свои способности к запоминанию.


3. Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач.

 

Методы и приемы организации

При изучении нового материала использовались:

Приемы общей (внешней) организации учебной деятельности: приемы слушания, рассматривания, списывания, планирования работы с учебником, работа по карточкам –зачитать загадки, самоконтроля, организации домашней работы и т.п.;

Приемы познавательной (внутренней) деятельности: приемы внимания, запоминания, объяснения.

Средства обучения:

технические – рабочее место учителя, оснащённое ПК;

информационные - мультимедийная презентация "Правописание гласных после шипящих"

виды работ на каждом этапе:

I Организация начала урока осуществлялась через настрой учащихся на работу, проверки готовности к уроку, наличие школьных принадлежностей, предварительнойбеседы.

II Изучение нового материала через:

1. Актуализацию знаний учащихся с помощью дидактической игры: "Подбери слово к схеме" – на закрепление ранее пройденного материала.

2. Введение в новую тему через использование чистоговорки.

Жжжу-жжжуя жук и жужжу

Шшшу-шшшу – я мышка, шуршу.

Для лучшего усвоения изучаемого материала использовалось сначало прослушивание, затем проговаривание чистоговорки по образцу педагога. Удалось донести до понимания учащихся как необходимо проговаривать чистоговорку, учащиеся все проговорили верно, удалось донести и необходимость проговаривания чистоговорки, так как именно в ее понимании заключается введение в новую тему: услышать и произнести согласные ж и ш , Ш и Ж – шипящие соглассные.

Рассматривание картинок и прочтения рядом с ними слов, принадлежащих к изображению, приблизило понимание учащихся к усвоению изучаемого правила и сообщению изучения новой темы: Ежи, ножи, карандаши, мыши – после шипящи ж и ш пишется буква и. ЖИ ШИ – пиши с буквой И.

Сообщение темы урока: «Гласные после шипящих ж и ш»

3. Работа над темой урока

1.Вставь пропущенный слог жи или ши в словосочетания; 2. Словосочетания списать, подчеркнуть вставленные слоги. 3. Придумай и запиши с любым словосочетанием предложение. Найди и выдели в предложении знакомую орфограмму. Работа учащихся у доски. 4. Работа с учебником.

Закрепление знаний учащихся пройденного материала осущесвлялось с помощью задания "Доскажи словечко" – работа учащихся по карточкам – чтение загадок для класса. Учащиеся совместно отгадали загадки, прочитали их в презентации, записали отгадки в рабочие тетради и подчеркнули жи и ши. В конспекте запланирована самостоятельная работа: "Составь и запиши из слов предложения".

Подведен итог урока, в результате которого учащиеся отметили, что им понравилось на уроке. Учителем подведен итог: изучали тему "Гласные после шипящих ж и ш". Закрепление правила ЖИ и ШИ пиши с буквой И, совместное повторение правила.

В структуре урока осуществленн совместный разбор домашнего задания, учащиеся получили оценку за работу на уроке и за работу в тетради.

4. Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).

Цели и задачи поставленные в начале урока полноценно достигнуты. Перегрузки учащихся как физической, так и психической, не было благодаря смене видов деятельности и форм работы. Задания были подобраны в соответсвии с уровнем развития каждого учащегося класса, осуществлялась непринужденная помощь. Сама тема в изучении не составляла сложности. Учащиеся освоили новую тему полноценно, для закрепления темы учащимся было предложенно игровое задание "Куда убежало у слова начало?". Доска оформлена: правило по изучаемой орфограмме, шипящие буквы – чистописание, слова физминутки "Буратино". На уроке использовались здоровьесберегающие технологии: предварительное проветривание помещения, физминутка "Буратино"

Учет особенностей проведений урока и выводов на будущее.

В виду психофизических особенностей учащихся, темпа работоспособности, были несколько затянуты письменные и устные виды работы. В результате чего не выполненно одно запланированное задание, направленных на самостоятельное закрепление изучаемой темы. Данное было учтено: 1. увеличить темп деятельности; 2. учитывать колличество заданий исходя из типологических особенностей учащихся класса.

Таким образом, я считаю, что работа по самоанализу урока, несмотря на всю сложность, способствует повышению эффективности работы учителя.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ