Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения, соединенные союзами а, но"
Этапы
Содержание
Примечания
Организационный момент
Словарная работа
Актуализация знаний
Постановка целей урока
Анализ языкового материала с целью выделения существенных признаков понятия
Обобщение признаков, установление связей между признаками понятия, введение термина
Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связи между ними.
Конкретизация изучаемого понятия на новом языковом материале
Физминутка
Подведение итогов
Домашнее задание
-Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, на столах у вас должны лежать учебник, тетрадь, дневник и пенал.
-Начнем со словарного диктанта. Запишите в тетрадях число, классная работа. Ниже напишите слово «словарь», дальше записываем слова под диктовку. Один человек записывает слова на доске на отметку.
(пшеница, овёс, рожь, ромашка, гвоздика, одуванчик, трактористы, комбайнеры).
-Поставьте в словах ударение и подчеркните орфограммы. (В словах овес и рожь ударение не ставится.)
-Правильно ли выделены орфограммы?
-Теперь объедините эти слова по группам в зависимости от их лексического значения.
-На какие группы вы распределили слова? Назовите первую группу. (Злаковые растения: пшеница, овес, рожь).
-Назовите вторую группу (Дикорастущие растения: ромашка, гвоздика, одуванчик)
-Назовите последнюю группу (Название лиц по профессии: тракторист, комбайнер)
-Как можно назвать одним словом тракториста и комбайнера? (хлеборобы)
-Теперь,составьте предложение с однородными членами. Начните его со слова хлеборобы и включите слова рожь, овес, пшеница.
-Скажите, как однородные члены предложения связаны между собой и как это оформляется я на письме?
(однородные члены, связанные интонационно, выделяются в запятые)
-У вас, ребята, получились красивые предложения. Посмотрите, какое предложение придумала я: Хлеборобы убрали с полей рожь, пшеницу, овес.
-Выделите грамматическую основу предложения.
-Запишите это предложение к себе в тетрадь и объясните знаки препинания. (При однородных членах, соединенных интонационно, ставится запятая).
-А если между двумя последними словами поставить союз И? Как будут ставиться знаки препинания? (Перед одиночным союзом И запятая не ставится).
-Однородные члены предложения еще могут быть соединены союзами А и НО. Продолжим работу над пунктуацией предложений с однородными членами.
-Посмотрите на доску. Прочитайте поэтические строчки.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора.
(Ф.Тютчев)
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит
(Н.Некрасов)
-Скажите, о какой поре осени говорится в стихах?
-Какие слова выражают отношение авторов к осени? (дивная пора, славная осень)
-Выделите грамматическую основу первого предложения (пора, есть)
-Выделите грамматическую основу второго предложения (воздух бодрит)
-Объясните постановку запятой между однородными членами. (В 1ом предложении союз НО, во 2ом предложении – интонация перечисления)
-Вспомните, в каком еще случае ставится запятая между однородными членами предложения? (Перед союзом А)
- Одна голова – хорошо, а две – лучше.
- Проверим правильность нашего вывода.
-Работая в парах, составьте сообщение на тему «Когда ставится запятая между однородными членами предложения», пользуясь материалами в желтой рамке на с.33.
-Расскажи, когда ставится запятая между однородными членами?
-Дополни ответ …
-Подтвердите рассказ собственным примером.
-Составьте предложения по схемам.
-Молодцы, ребята, давайте теперь с вами закрепим полученные знания. Читаем задание упр №45.
-Обратите внимание, внизу страницы написано слово. Прочитайте его. Скажите, что такое календарь? (Таблица или книжка с перечнем всех дней в году. Это слово произошло от латинского слова «календы» - название первого месяца у древних римлян).
-Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую гласную.
-Составьте предложение со словом календарь.
(Календарь помогает людям ориентироваться во времени.)
-Прочитаем задание. Что нам нужно сделать?
(записать загадки, ставя, где нужно, запятые и ответы на них).Для начала давайте разгадаем загадки. Запишите загадки к себе в тетрадь.
1. Стальная рыбка ныряет, а хвост на волне оставляет. (Игла)
2.Без рук без топорёнка построена избенка. (Гнездо).
3.Заворчал живой замок, лёг у двери поперёк. (Собака)
4.Она сама не прядёт, не ткёт, а людей одевает. (овца)
5.Худеет с каждым днем толстяк и не поправится никак. (Календарь)
Выходим к доске и записываем по одному предложению по цепочке. В предложении находим слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне слова, объясняем знаки препинания.
-Один человек выходит к доске и на оценку разбирает предложение 1 по составу.
Стальная рыбка ныряет, а хвост на волне оставляет.
Слово «стальной» разбираем по составу на оценку.
(Стальной – окончание ой (стальная, стальные),основа стальн – все слово без окончания, корень сталь (однокоренное слово сталь), суффикс н (лимонный)
-Молодцы, ребята. Сейчас давайте немного отдохнем. Встали все возле своих парт. Повернулись вправо, влево Наклонились вперед, назад. Теперь быстро поморгали, сильно зажмурили глаза, открыли их широко. Садимся и продолжаем работу.
-Читаем задание №46. Что нужно сделать? (составить предложения – ответы на вопросы, используя однородные члены)
1.Аисты, ласточки, скворцы улетают на юг осенью.
2.У растения есть стебель, листья и бутон.
3.В слове есть основа и корень.
4.Карандаши бывают красного, желтого, зеленого цвета.
5.В зоопарке я видела жирафа, слона, зебру.
6.Дома я убираюсь, стираю, готовлю еду.
Задание будем выполнять по вариантам. Первый вариант выполняет задания под номерами 1,2,3. Второй вариант под номерами 4,5,6.
-Поднимите руки, кто работает с первым вариантом. Какие предложения ты будешь выполнять? Поднимите руки те, кто работает со вторым вариантом. Какие предложения будешь выполнять ты?
- Один человек выйдет к доске делать звукобуквенный разбор слова «юг»
-Посмотрите, нет ли ошибок в разборе слова? Задайте вопросы …..
-Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте предложения.
(1. Утро наступило пасмурное _____ теплое.
3.Ученье ______ труд рядом живут.
4. Кувшинка свои лепестки раскрывает утром ______ закрывает вечером. )
-Объясните знаки препинания и вставьте пропущенные союзы
-Подумайте, что получится, если в первом предложении не ставить союз И между однородными членами? (Утро наступило пасмурное, теплое)
-Как будут связаны однородные члены? (интонационно)
-Сформулируйте правило постановки запятой между однородными членами.
-Ребята,наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним,что мы повторяли на сегодняшнем уроке?
-Открыли свои дневники, запишем домашнее задание на следующий урок (Правило с.33, упр. №47 с.34)
-Спасибо,урок окончен.
Словарный диктант
ОЦЕНКА
Предложение на доске
Предложения на доске
Учебник.Работа над правилом
Схемы на доске.
Упр. №45
Разбор предложения и слова ОЦЕНКА
Упр. №46
Звукобуквенный разбор ОЦЕНКА
Предложения на доске.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ