Конспект урока русского языка "Однородные члены предложения, соединенные союзами а, но"

Этапы

Содержание

Примечания

Организационный момент



Словарная работа











































Актуализация знаний





































Постановка целей урока







Анализ языкового материала с целью выделения существенных признаков понятия











Обобщение признаков, установление связей между признаками понятия, введение термина









Осознание формулировки понятия, уточнение сущности признаков и связи между ними.







Конкретизация изучаемого понятия на новом языковом материале

































































Физминутка





















































































Подведение итогов































Домашнее задание




-Здравствуйте, ребята. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Проверьте, на столах у вас должны лежать учебник, тетрадь, дневник и пенал.

-Начнем со словарного диктанта. Запишите в тетрадях число, классная работа. Ниже напишите слово «словарь», дальше записываем слова под диктовку. Один человек записывает слова на доске на отметку.

(пшеница, овёс, рожь, ромашка, гвоздика, одуванчик, трактористы, комбайнеры).

-Поставьте в словах ударение и подчеркните орфограммы. (В словах овес и рожь ударение не ставится.)

-Правильно ли выделены орфограммы?

-Теперь объедините эти слова по группам в зависимости от их лексического значения.

-На какие группы вы распределили слова? Назовите первую группу. (Злаковые растения: пшеница, овес, рожь).

-Назовите вторую группу (Дикорастущие растения: ромашка, гвоздика, одуванчик)

-Назовите последнюю группу (Название лиц по профессии: тракторист, комбайнер)

-Как можно назвать одним словом тракториста и комбайнера? (хлеборобы)

-Теперь,составьте предложение с однородными членами. Начните его со слова хлеборобы и включите слова рожь, овес, пшеница.

-Скажите, как однородные члены предложения связаны между собой и как это оформляется я на письме?

(однородные члены, связанные интонационно, выделяются в запятые)

-У вас, ребята, получились красивые предложения. Посмотрите, какое предложение придумала я: Хлеборобы убрали с полей рожь, пшеницу, овес.

-Выделите грамматическую основу предложения.

-Запишите это предложение к себе в тетрадь и объясните знаки препинания. (При однородных членах, соединенных интонационно, ставится запятая).

-А если между двумя последними словами поставить союз И? Как будут ставиться знаки препинания? (Перед одиночным союзом И запятая не ставится).

-Однородные члены предложения еще могут быть соединены союзами А и НО. Продолжим работу над пунктуацией предложений с однородными членами.

-Посмотрите на доску. Прочитайте поэтические строчки.



Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

(Ф.Тютчев)



Славная осень! Здоровый, ядреный

Воздух усталые силы бодрит

(Н.Некрасов)



-Скажите, о какой поре осени говорится в стихах?

-Какие слова выражают отношение авторов к осени? (дивная пора, славная осень)

-Выделите грамматическую основу первого предложения (пора, есть)

-Выделите грамматическую основу второго предложения (воздух бодрит)

-Объясните постановку запятой между однородными членами. (В 1ом предложении союз НО, во 2ом предложении – интонация перечисления)

-Вспомните, в каком еще случае ставится запятая между однородными членами предложения? (Перед союзом А)

- Одна голова – хорошо, а две – лучше.

- Проверим правильность нашего вывода.

-Работая в парах, составьте сообщение на тему «Когда ставится запятая между однородными членами предложения», пользуясь материалами в желтой рамке на с.33.

-Расскажи, когда ставится запятая между однородными членами?

-Дополни ответ …

-Подтвердите рассказ собственным примером.

-Составьте предложения по схемам.

-Молодцы, ребята, давайте теперь с вами закрепим полученные знания. Читаем задание упр №45.

-Обратите внимание, внизу страницы написано слово. Прочитайте его. Скажите, что такое календарь? (Таблица или книжка с перечнем всех дней в году. Это слово произошло от латинского слова «календы» - название первого месяца у древних римлян).

-Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую гласную.

-Составьте предложение со словом календарь.

(Календарь помогает людям ориентироваться во времени.)

-Прочитаем задание. Что нам нужно сделать?

(записать загадки, ставя, где нужно, запятые и ответы на них).Для начала давайте разгадаем загадки. Запишите загадки к себе в тетрадь.

1. Стальная рыбка ныряет, а хвост на волне оставляет. (Игла)

2.Без рук без топорёнка построена избенка. (Гнездо).

3.Заворчал живой замок, лёг у двери поперёк. (Собака)

4.Она сама не прядёт, не ткёт, а людей одевает. (овца)

5.Худеет с каждым днем толстяк и не поправится никак. (Календарь)

Выходим к доске и записываем по одному предложению по цепочке. В предложении находим слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами в корне слова, объясняем знаки препинания.

-Один человек выходит к доске и на оценку разбирает предложение 1 по составу.

Стальная рыбка ныряет, а хвост на волне оставляет.

Слово «стальной» разбираем по составу на оценку.

(Стальной – окончание ой (стальная, стальные),основа стальн – все слово без окончания, корень сталь (однокоренное слово сталь), суффикс н (лимонный)

-Молодцы, ребята. Сейчас давайте немного отдохнем. Встали все возле своих парт. Повернулись вправо, влево Наклонились вперед, назад. Теперь быстро поморгали, сильно зажмурили глаза, открыли их широко. Садимся и продолжаем работу.

-Читаем задание №46. Что нужно сделать? (составить предложения – ответы на вопросы, используя однородные члены)

1.Аисты, ласточки, скворцы улетают на юг осенью.

2.У растения есть стебель, листья и бутон.

3.В слове есть основа и корень.

4.Карандаши бывают красного, желтого, зеленого цвета.

5.В зоопарке я видела жирафа, слона, зебру.

6.Дома я убираюсь, стираю, готовлю еду.

Задание будем выполнять по вариантам. Первый вариант выполняет задания под номерами 1,2,3. Второй вариант под номерами 4,5,6.

-Поднимите руки, кто работает с первым вариантом. Какие предложения ты будешь выполнять? Поднимите руки те, кто работает со вторым вариантом. Какие предложения будешь выполнять ты?











- Один человек выйдет к доске делать звукобуквенный разбор слова «юг»













-Посмотрите, нет ли ошибок в разборе слова? Задайте вопросы …..



-Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте предложения.

(1. Утро наступило пасмурное _____ теплое.

3.Ученье ______ труд рядом живут.

4. Кувшинка свои лепестки раскрывает утром ______ закрывает вечером. )

-Объясните знаки препинания и вставьте пропущенные союзы

-Подумайте, что получится, если в первом предложении не ставить союз И между однородными членами? (Утро наступило пасмурное, теплое)

-Как будут связаны однородные члены? (интонационно)

-Сформулируйте правило постановки запятой между однородными членами.

-Ребята,наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним,что мы повторяли на сегодняшнем уроке?

-Открыли свои дневники, запишем домашнее задание на следующий урок (Правило с.33, упр. №47 с.34)

-Спасибо,урок окончен.







Словарный диктант

ОЦЕНКА

















































Предложение на доске























Предложения на доске









































Учебник.Работа над правилом











Схемы на доске.

Упр. №45

















































Разбор предложения и слова ОЦЕНКА

















Упр. №46









































Звукобуквенный разбор ОЦЕНКА

















Предложения на доске.
















































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ