Технологическая карта урока по русскому языку "Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке"
Сахарова Ксения Александровна
МАОУ «Гимназия №73» г. Владимир
Учитель начальных классов
Технологическая карта урока:
Урок русского языка, Школа 2100, Тип урока: урок усвоения новых знаний
Тема урока: Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке
Цель урока: Наблюдение над образованием и значением женских и мужских имён.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучении:
1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;
2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение;
2. Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.
4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
5. Развивать учебно-языковые и речевые умения, учить моделировать и правильно использовать в повседневной жизни речевые конструкции.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:
1. Актуализировать знания об уменьшительно – ласкательных суффиксах.
2. Расширить представление о роли уменьшительно – ласкательных суффиксов в нашей речи.
3.Обратить внимание на значимость уменьшительно – ласкательного суффикса при образовании ласкательных форм женских и мужских имен.
4. Продолжить работу по формированию предметных действий, направленных на развитие речевой культуры.
Оборудование:
Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина Русский язык, учебник, ч. 2, БАЛАСС, 2012
Е.В. Бунеева, Н. А. Исаева Русский язык, Методические рекомендации для учителя, БАЛАСС, 2011
Проектор, ПК
Презентация
Конверты с дидактическим материалом, раздаточный материал
Ход урока:
№ этапа
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Формируемые УУД
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Оргмомент.
Языковая разминка. Словарная работа.
Целеполагание
Наблюдение над образованием и значением женских и мужских имен.
Проговаривание нового знания
Развитие учебно-языковых и речевых умений.
Итог урока.
Рефлексия
Домашнее задание
Определяет готовность учащихся к работе.
Слайд 1.
Организует игру в рифмы.
Я прочитаю первые две строчки четверостишия, а Вы, используя словарные слова (на стр. 43 – 45 в учебнике, внизу страницы), придумаете две другие строчки так, что бы сохранился смысл и слова рифмовались.
На базаре я сегодня был,
Что купил, то в корзину и сложил…..
Слайд 2.
Запишите предложение:
Хороши розочки на клумбе у Розочки. Слайд 3.
- Какие слова одинаково произносятся?
- А как они пишутся? Почему?
- Разберите имя девочки по составу.
- Какая часть слова придаёт слову уменьшительно – ласкательное значение?
- Какие ещё уменьшительно – ласкательные суффиксы вы знаете?
Прочитайте статью из «Словаря русских личных имён» Слайд 4.
Роза, ж. (лат. по названию цветка роза)
Роз/а Роз/к/а Роз/очк/а
Роз/ул/я Роз/ул/ечк/а
Роз/ул/еньк/а
Роз/оньк/а
Что Вы узнали об имени Роза?
При помощи каких суффиксов образовались ласкательные формы имени?
- Какие ещё суффиксы образуют ласкательные формы имени?
- Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?
Давайте сформулируем цель урока. Чему мы будем сегодня учиться?
- Что нужно знать и уметь, чтобы научиться образовывать ласкательные формы имени.
Задачи:
Определить уменьшительно – ласкательные суффиксы.
Потренироваться в образовании ласкательных форм имени.
Выяснить, все ли уменьшительно – ласкательные суффиксы образуют ласкательную форму имени.
1. Работа с учебником.
Упр. 268 –
Как родители обычно называют своих малышей? Образуйте уменьшительно – ласкательную форму имён и запиши. Выдели суффиксы.
– ок -, - ёк –
Игорь, Лена, Нина.
– очк -, -ечк- - еньк-
Валя, Петя, Дина.
- С помощью каких суффиксов образуется уменьшительно – ласкательные формы имён детей.
А если эти имена (Наденька, Диночка, Валечка и др) употребляют по отношению ко взрослым людям, какое значение будет иметь суффиксы – очк -, -ечк- - еньк-.
В своей речи мы часто употребляем сокращённые имена, когда общаемся.
Прочитайте сокращенные имена: Слайд 5.
Светик –
Вадик –
Толик –
А как они звучат полностью?
Запишите одно имя по образцу:
Светик – Светлана
Как вы думаете, когда уместно употреблять в речи сокращенные имена, а когда полные?
Какие уменьшительно – ласкательные суффиксы вы запомнили?
Какую следующую задачу надо решить?
2. Работа в парах. Задание в конвертах.
Достаньте и разложите на парте содержимое конвертов. С помощью суффиксов образуйте уменьшительно – ласкательную форму женских и мужских имён.
Содержимое конверта № 1:
Ол а, Сон а, Ром а, Влад , Серёж а, Марин а.
Содержание конверта № 2:
- еньк - , -очк-, - ечк -, -ик-, - к - , - к-
Прочитайте получившиеся у вас имена существительные. Слайд 6.
- Что Вы заметили?
- Все ли получившиеся у вас имена существительные имеют уменьшительно – ласкательное значение?
3.
Какую третью задачу нам надо решить на уроке?
Назовите слова, которые не имеют ласкательную форму.
Выделите суффикс, с помощью которого они образованы.
А какое значение имена людей с суффиксом – к -?
Решить нашу задачу нам поможет упр. 271, стр. 45
Какое же оттенок имеют имена существительные с суффиксом – к -?
Понаблюдайте за своей речью. Как ты обычно называешь по именам своих друзей, родственников? Нравится ли им такое обращение?
- Какой же вывод об употреблении в речи форм мужских и женских имён с суффиксом – к – вы можете сделать?
Сегодня на уроке мы смогли с вами сделать много интересных открытий.
Чему они посвящены?
Сформулируйте тему урока.
Придумайте и задайте классу вопросы по теме урока (работа в парах).
Запись предложений под диктовку с заданием: вместо полных имён написать сокращенные. Эти предложения из произведений Н. Носова.
Растопили плиту, (Михаил) насыпал в кастрюлю крупы. (Константин) пролез под стулом и встретился (Александром) нос к носу. Мы с мамой и (Владимиром) были в гостях у тёти (Ольги) в Москве.
Проверка на слайде 7.
- Почему в своих произведениях Н. Носов употребляет сокращённые имена, а не полные.
Какую цель на уроке мы поставили?
Учитель организует наблюдение по поставленным задачам, чтобы выяснить, все ли задачи решены?
С помощью каких суффиксов образуются уменьшительно – ласкательные и ласкательные формы имён? Сокращенные формы имён?
- Какие формы сокращённых имён нежелательно употреблять в речи? Почему?
Предлагает оценить результат своей работы на уроке. Всё ли получилось? Есть ли у кого – либо вопросы по уроку.
Ученики, работая, в стационарных группах (соседние парты) сочиняют продолжение.
Вариант:
Огурцы, помидоры, лимон,
Апельсины, малину, батон.
Зачитывает представитель каждой группы, один вариант записываем в тетради, один человек у доски. Обозначают орфограмму.
Розочки
Написание различное, потому что Розочка – имя собственное, пишется с заглавной буквы
розочки, Розочки
Изучают статью
Из латинского языка, по названию цветка
- ул, - очк, - ечк, -еньк, - оньк.
Учиться образовывать ласкательные формы имени с помощью суффиксов.
Цель и задачи фиксируются на доске.
Выполняется на доске, под моим руководством. Выборочно.
Делают вывод
Ласкательное
Работаем устно.
Светлана
Вадим
Анатолий
Записывают на выбор
Ответы детей
Результат детей:
Оленька, Сонечка, Ромочка, Владик, Серёжка, Маринка.
Сравнивают с образцом.
Нет.
Зачитываю третью задачу.
Оттенок пренебрежения
С помощью чего образуются ласкательные формы имён?
Перечислите уменьшительно – ласкательные суффиксы.
Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке
Какой суффикс не всегда бывает уменьшительно – ласкательным?
Растопили плиту, Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Костя пролез под стулом и встретился с Шуриком нос к носу. Мы с мамой и Вовкой были в гостях у тёти Оли в Москве.
Взаимопроверка.
– очк -, -ечк- - еньк-
– ок -, - ёк –
- к –
Оттенок пренебрежения.
Регулятивные:
-нацеливание учащихся на успешную деятельность.
Личностные:
-проявлять желание проявлять новое. - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и слышать.
Регулятивные:
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.
Познавательные:
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ