Обучение грамоте и письму в 1 классе "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б"
Сургутанова Дарья Викторовна
МБОУ СОШ №14 г. Ангарск Иркутская область
Учитель начальных классов, 2014 год
Предмет: Обучение грамоте и письмо
Класс: 1
Тип урока: Открытие новых знаний
УМК: «Школа 2100»
Технологическая карта
Тема
Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б.
Цель (планируемый результат)
Дети будут знать новую букву; характеризовать звуки, которые она обозначает; научатся читать слоги и слова с ней; узнают написание письменной строчной буквы б, слогов и слов с ней.
Задачи
Познакомить с новыми буквами Б, б и обозначаемыми ими звуками.
Закрепить умение характеризовать звуки.
Развивать навык слогового чтения.
Формируемые УУД
Личностные: проявление познавательного интереса к учебной деятельности (самоопределение)
Регулятивные: совместно с учителем ставить цель, планировать уч.деятельность, оценивать свои достижения
Познавательные: совместно с учителем формулировать проблему и познав. цель, искать необходимую информацию, моделировать схемы слов, строить цепочку рассуждений
Коммуникативные: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, выражать свои мысли
Основные понятия
Буква, звук, слог; звук: согласный, звонкий, мягкий, твёрдый.
Ресурсы
Букварь, пропись №5, доска, проектор, презентация Microsoft PowerPoint.
Этап урока
Содержание учебного
материала
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
УУД
1. Орг. момент
Ну, скорей проверь дружок:
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать, думать и запоминать?
Сегодня мы отправляемся в путешествие в Букволенд.
Создаёт положительный эмоциональный настрой, проверяет готовность детей к уроку.
Проверяют готовность к уроку.
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие
1 6 Что обозначает это слово ? (Земля букв или страна букв). Мы будем путешествовать по разным районам этой страны. Посмотрите на карту. Как они называются? Мы встретимся с жителями этой страны. (слайд 2)
Мы отправляемся в Буквино. (слайд 3). Сейчас возьмите листочки со схемами знакомых жителей и закончите их: нарисуйте шапочки, раскрасьте башмачки. Назовите жителей страны. Покажите свои карточки. (1 ряд – гласные, 2 ряд – звонкие согласные, 3 ряд – глухие гласные).
Алгоритм формирования самооценки:
– Что тебе нужно было сделать? Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
1. – Откройте свои «Буквари» на с. 110.
– Как вы думаете, какая будет тема урока?
– Давайте составим план сегодняшнего урока.
План (примерный) 3 2
1) Знакомство с новым звуком и новой буквой.
2) Звуко-буквенный анализ слов.
3) Знакомство с написанием буквы Б.
4) Чтение слогов и слов.
5) Работа над лексическим значением слов.
6) Чтение предложений и текстов.
7) Письмо слов и предложений.
Организует учебную деятельность учеников.
Игра «Дорисуй звуковичков» (прил.Слайды 3);
Организует Самооценку учащихся.
Помогает составить план урока.
Раскрашивают «ножки» звуковичков, дорисовывают звоночки, шляпки.
Оценивают свою работу.
Составляют примерный план урока совместно с учителем.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
3. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
Знакомство со звуками [б], [б’].
Посмотрите на картинку. (Слайд 4) Что здесь нарисовано? Кто здесь нарисован? Что общего у этих слов? Назовите слова cо звуком [б]. Дайте характеристику звуку. (Согласный, звонкий, твердый). Теперь со звуком [б’]. Дайте характеристику звуку. (Согласный, звонкий, мягкий). Звуки [б] и [б’] обозначаются буквой б. Давайте нарисуем шляпку и раскрасим башмачки на схеме. (Слайд 5)
1. Звуко-буквенный анализ 2–3 слов.
Алгоритм формирования самооценки:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
2. Знакомство со строчной буквой б.
– Найдите на ленте букв букву, которой обозначаются эти звуки.
– Звуки [б] и [б’] обозначаются буквой Б.
– На что похожа буква?
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком. (А. Шибаев.)
Буква Б проснётся рано.
Буква Б – бочонок с краном.(В. Степанов.)(слайд 6)
3. Работа в «Букваре». 2 3 4
Мы отправляемся в другой район Слоговое.
2) Чтение слогов.– Прочитайте слоги про себя. Прочитайте вслух, меняя громкость от шёпота до громкого декламирования.
– Прочитайте слоги, в которых есть звук [б’].
– Как обозначена на письме мягкость согласного?
– Отметьте мягкий звук зелёной точкой.
– Прочитайте слоги, в которых есть звук [б].
– Как обозначена на письме твёрдость согласного?
– Отметьте синим цветом.
3) – Поиграем со слогами. Один ученик читает по выбору слог, а его сосед по парте договаривает так, чтобы получилось слово. Прочитайте слоги ба – бо – бу – бы. Как обозначена твердость согласного? Слоги би – бе, как обозначена мягкость согласного? Давайте поиграем, я показываю слог, вы называете слова с этим слогом. (Слайд 7)
– Что нового мы для себя сейчас открыли?
– Что ещё нам предстоит сделать?
– Что мы сейчас с вами делали?
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
4. Работа в прописи. 2 5
1) – Откройте прописи на с. 5. Посмотрите на табло.
– Из каких элементов состоит строчная буква?
– Чем отличается от печатной?
– В каких буквах эти элементы встречаются?
– Эта буква пишется с овала. Поэтому, если с неё начинается слово, овал пишется, как у буквы а, затем верхний элемент.
Посмотрите, как пишется буква б. (Слайд 8).
Физминутка
Начитаем работать ниже верхней линии рабочей строки, пишем овал, затем верхний элемент – клюшку. Письмо буквы в воздухе. А теперь откроем прописи на с. 5
Проверьте посадку, положение прописи. Обведите букву в рамке. Теперь обведите элементы буквы и.
Запись элементов буквы и самой буквы. Обратить внимание на наклон.
Письмо буквы Б и буквы О разными цветами: сначала на всей строчке синим обвести строчную букву О, а потом обвести на строчке букву Б зелёным цветом.
Аналогично разными цветами запись наклонной линии и строчной буквы б.
2) Запись слогов и буквосочетаний.
– Прочитайте слоги и буквосочетания.
– Как буква Б соединяется с последующими буквами? (При помощи соединительного элемента.)
– Какие буквы с Б соединяются внизу, а у каких – верхнее соединение?
– Запишите слоги, буквосочетания. Используйте разные цвета для соединений.
Организует учебную деятельность учеников.
Сравнение звука б и б’
Помогает ученикам составить звуко-буквенный анализ слов.
Организует самооценку учащихся.
Работа в букваре. Чтение слов, слогов.
Игра «Доскажи слово» (слайд 7).
Анализ проделанной работы.
показ написания строчной буквы б (слайд 8)
Физминутка
Письмо буквы в воздухе.
Задание. Письмо букв разными цветами.
Делают звуко-буквенный анализ слов.
Оценивают себя.
работа с лентой букв.
Определяют на что похожа буква Б.
Работа в букваре. чтение слогов, меняя громкость от тихого до более громкого.
Чтение слов где есть звук б и звук б’.
Анализ проделанной работы.
Определяют, из каких элементов состоит строчная буква б.
Анализируют написание буквы.
Выполняют упражнение под музыку.
Письмо буквы б в воздухе.
Повторяют правило письма, как сидеть,положение тетради.
Письмо букв в прописи разными цветами.
Письмо слогов, слов.
Запись слогов и буквосочетаний.
Анализ соединений букв.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
4. Применение нового знания
1. Работа в «Букваре». 5 6 2
Сейчас мы отправляемся в район Словино. Как вы думаете, с кем или чем мы там встретимся? Откройте «Букварь» на странице 112.
Читаем слова 1 столбика. Посмотрите на картинки и скажите, что они обозначают.
(Бра – настенный светильник. Брак – семейные отношения между мужчиной и женщиной или недоброкачественное изделие. Брат – сын по отношению к другим детям своих родителей. Брод – мелкое место в реке.) (Слайды 8, 9)
Прочитайте слова 2 столбика. Что они обозначают? Давайте узнаем значение этих слов Прочитайте слова 3 столбика.
Как пишутся слова в банке и в банке? Значение у них одинаковое? Посмотрите на картинку. В какой банке помидоры? А где находится банкир? Слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное значение называются омонимами. (Слайд 10)
банк – учреждение, которое проводит различные денежные операции; банкир – владелец банка;
банкнота – бумажные деньги;
банкрот – должник, отказывающийся платить банку (кредиторам) из-за своего разорения;
банка – сосуд цилиндрической формы.
2) Чтение предложений.
– Прочитайте 1-е предложение.
– Какое слово повторяется в предложении?
– У этого слова одно значение?
– Может ли банкир оказаться в банке, где помидоры? (Нет. Он в здании – в банке.)
– Прочитайте 2-е предложение.
– Что и куда сдала Марина Ивановна?
– Кто она?
– Как пишется слово кассир?
– Подберите однокоренные слова.
– Напечатайте их в тетради. (Касса, кассовый.)
– Какие слова написаны с большой буквы? Почему? Выделите заглавные буквы уголком.
– Чему мы сейчас учились?
– Какие знания повторили?
– А что мы сейчас с вами делали?
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)
Гимнастика для глаз
2. Работа в прописи. 4 2
1) Написание слов.
– Прочитайте слова. Что означает каждое слово?
– Какие слова могут быть лишними? (Берег – два слога, боб – читается слева направо и справа налево одинаково.)
– В каких словах не совпадают произношение и написание? (Бег, боб, берег.)
– Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании?
– Как соединяется буква б с последующими буквами? (При помощи соединительного короткого элемента.)
– Чтобы правильно соединить букву б с последующей, надо сделать отрыв, написав букву б, затем снизу вывести соединительный элемент и написать следующую букву.
Учитель показывает на доске написание слова боб. Обведение письменного образца.
2) Упражнение на различие звуков [б] – [д], букв б и д.
– Прочитайте слова следующей строчки.
– Какие это слова? (Однокоренные.)
– Выделите корень.
– Что такое дубрава?
– Произнесите слова дуб, дубки.
– Сравните, как они пишутся и как звучат. Что заметили?
– А почему пишем букву Б?
– Подчеркните букву Б в однокоренных проверочных словах.
– Звонкие звуки [б] и [б’], находясь в слабой позиции – на конце слова или перед глухими согласными, оглушаются и превращаются в звуки [п] и [п’]. Надо быть очень внимательными в написании таких слов, подбирать проверочные.
Обведение слов. Подчёркивание «опасных мест» в словах.
– А как вы думаете, почему в уроке, посвящённом букве б, есть целая строчка слов с буквой д?
Учитель обращает внимание на надстрочный и подстрочный элементы этих букв и предупреждает о возможных ошибках. 4
3. Работа в «Букваре». 1 4 7 1
Чтение слов и текста.
1) Чтение 6-го столбика слов, выделение корня, суффиксов.
Вывод: при помощи суффиксов образуются новые слова.
Отправляемся в район Рассказово(.слайд 13)
2) Чтение текста (с. 110).
а) До чтения.
– Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней необычного?
– Что случилось? Вы узнали мальчика?
– О каких словах, подходящих к этой иллюстрации, мы уже сегодня говорили?
– Как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте?
б) Чтение про себя, затем вслух по одному предложению.
После 1-го предложения:
– Что значит «кто кем станет»? Замените другими словами. (Какую выберет профессию; кем будет работать.)
После 2-го предложения:
– Почему Маша хочет быть библиотекарем?
– Чем занимаются люди этой профессии?
После 3-го и 4-го предложений:
– Кто и что повлияло на Петин выбор?
– Как он про свою мечту говорит? (Гордо.)
– Почему?
После 5–6-го предложений:
– Кем хочет стать Вова?
После 7-го предложения:
– Какие слова Вовы развеселили всех?
После 8-го предложения:
– Ответьте на вопрос.
в) Беседа после чтения.
– Кем на самом деле хочет стать Вова?
– Почему он ошибся? (Спутал значения однокоренных слов банкир и банкрот.)
– Сколько ребят участвовало в разговоре?
– Как называется разговор двух или нескольких лиц? (Диалог.)
– Прочитайте только слова автора.
– Как можно назвать весь этот диалог?
г) Подготовка к выразительному чтению по ролям.
– Кто произносит каждую реплику?
– Как он её произносит?
– Найдите и отметьте слова автора.
– Какое предложение надо прочитать с вопросительной интонацией?
д) Упражнения в чтении: подготовка чтения в парах, выразительное чтение вслух.
Вопросы к ученикам, прочитавшим текст:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
е) – Какую работу мы сейчас выполняли в «Букваре»?
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,
умение владеть речью.)
Физминутка
4. Работа в прописи. 4 2 5
1) Списывание слов с печатного образца.
– Прочитайте все слова. Что у них общего?
– Во сколько столбиков они записаны?
– Что общего у слов 1-го столбика?
– Второго?
– Третьего?
Самостоятельная запись слов 1-го столбика, обозначение звуков цветными точками.
Комментированная запись слов 2-го столбика.
2) Чтение и запись предложений с письменного образца.
– Прочитайте предложения.
– Сколько их?
– О чём эти предложения?
– Поставьте знак ударения во всех словах.
– Подчеркните безударные слоги, обведите букву безударного гласного звука в корне, который мы выделили.
– Прочитайте эти слова по слогам орфографически.
Запись предложений, подчёркивание «опасных мест». Проверка.
Вопросы к ученику:
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
3) Самооценка работы в прописи за сегодняшний урок.
– Что у вас на этой странице получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– В конце страницы справа нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как, на ваш взгляд, вы справились с заданиями в прописях на с. 5.
– Как оценили свою работу? Почему?
5. Работа в «Букваре». 1 4 7 1
Чтение рассказа Н. Сладкова «Лесные мастера» (с. 111).
1) До чтения.
– Кто автор текста?
– Вы знакомы с этим писателем? (О чём он пишет? Для кого?)
– Прочитайте заглавие.
– Кого называют мастером? (Человека, который умеет хорошо что-либо делать, специалиста, достигшего высокого искусства в своём деле.)
– Рассмотрите иллюстрацию. А это что за мастер? Что он умеет делать?
2) Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение про себя.
Чтение вслух по логически законченным частям с попутным комментарием.
Лесные мастера.
Пора Бельчонку профессию выбирать, в лесу ведь без профессии не прожить. Кем лучше стать? (А кем можно в лесу стать, чтобы прожить?)
– Эй, Дятел, у тебя какая профессия?
– ДОКТОР я! – отвечает Дятел. – Больные деревья с утра до ночи выстукиваю. (А что значит выстукиваю?)
– Нос у меня не дорос! – пожалел Бельчонок. – А ты, Барсук, кто будешь? (А какая профессия у Барсука?)
– ЗЕМЛЕКОП я! Туннели в земле рою!
– Тебе можно рыть, лапы-то у тебя, что лопаты! А мои лапки слабенькие. А ты, Паук, что умеешь? (А вы уже догадались, кем работает Паук?)
– Ткать умею, ТКАЧОМ работаю! Ловчие сети-тенёта в лесу плету! (Правильно догадались!)
– И я бы сети плёл, будь у меня восемь ног и восемь глаз, как у тебя! Посоветуюсь-ка с Оляпкой! (Кто это?)
– ВОДОЛАЗ я! – чирикнул с камня Оляпка. И без долгих слов плюх с камня в воду! И побежал по дну реки. (Видели? Оляпка – птица, водяной воробей.)
– Куда уж мне! – испугался Бельчонок. – Я и плавать-то не умею! Мудрый Бобр, может, хоть ты подскажешь?
– Я, Бельчонок, на все лапы мастер, всё могу, разве что только – хе-хе – грибы собирать не умею...
– Грибы? Вот я ГРИБНИКОМ и стану! Чем плохая профессия? – обрадовался Бельчонок. – Насушу грибов – зиму перезимую! По душе и по силам мне это дело!
И отправился по грибы.
б) Выявление первичного восприятия.
– Про каких же мастеров нам рассказал Николай Сладков?
в) Обобщающая беседа.
– Зачем нужен длинный нос дятлу?
– Кто такие землекопы? (Те, кто копает землю.)
– Зачем Барсуку туннели? (Ищут насекомых в земле для питания, и получается длинный коридор под землёй.)
– Интересно, чем Барсук роет туннель?
– Почему Бельчонок не сможет быть землекопом?
– А ему это необходимо?
– Зачем Пауку сети? Кто он по профессии?
– Сможет ли Бельчонок стать ткачом?
– Что ищет Оляпка под камешками на дне? (Насекомых, живущих на мелководье.)
– Чего испугался Бельчонок?
– Каким представляете Бобра?
– Про кого говорят: мастер на все руки?
– А почему так про себя сказал Бобр? (Он умеет строить хатки, плотины, хорошо плавать, валить деревья...)
– Почему Бобр не умеет собирать грибы? (Они ему не нужны.)
– Кто подсказал Бельчонку профессию?
г) Вопросы ко всему тексту.
– Подходит ли заглавие к тексту?
– Почему названия животных написаны с большой буквы? (Они выступают как имена действующих лиц сказки.)
– Сказка ли это? Докажите.
– Кто автор этой сказки? Николай Сладков написал много интересных сказок, рассказов о природе, животных.
д) Выразительное чтение сказки.
е) После чтения:
– Что нового вы узнали о лесных обитателях?
– Какая профессия, на ваш взгляд, у медведя, волка, лисы, зайца, сороки?
– А от чего зависит выбор профессии лесных мастеров?
– Что объединяет рассказ на с. 110 и сказку Н. Сладкова? (Тема: кем стать?)
– Что мы сейчас делали?
– Какое умение формировали? (Умение работать с информацией,
умение владеть речью.)
Отправляемся в последний район «Угадайкино» Что за слова здесь спрятались? (Слайд 15)
Объяснение лексического значения слов бра, брак, брат, брод, банк,банкнота,банкир, банкрот.
Даёт определение, что такое омонимы.
Гимнастика для глаз.
Организует работу в прописи: написание слов, анализ соединений буквы б с другими буквами.
Упражнение «Угадай какой звук»
Работа в букваре.
Чтение слов.
Организация самоанализа.
Организация музыкальной физминутки.
Организация самооценки за сегодняшний урок в прописи.
Организация работы в ьукваре.
Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «Лесные мастера» (с. 111).
-работа в букваре с 112.
Чтение слов.
Работа с картинками.
Ч
тение предложений.
Гимнастика для глаз.
Работа в прописи.
Письмо слов.
Работа в букваре
Чтение слов.
Чтение текста.
И анализ текста.
Выполнение упражнений под музыку.
Работа в пропист.
Списывание слов с печатного образца.
Чтение и запись предложений с письменного образца (самостоятельно)
Счёт предложений.
Определения ударения в слове.
Списывание предложений подчёркивая опасные места.
Самоанализ выполненной работы.
Самооценка в прописи за сегодняшнюю работу.
Работа в букваре.
Чтение рассказа Н. Сладкова «Лесные мастера» (с. 111).
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
ТООУ
ТООУ
ТООУ
5 Итог
С какой буквой мы познакомились на уроке? Какие она обозначает звуки? Чем еще мы занимались на уроке?
– А что из сегодняшнего урока пригодится нам и на других уроках?
– Все ли пункты плана выполнили?
– Чему научились на уроке?
Самооценка учащихся.
На схеме-человечке покажите своё настроение после урока. Если все получилось, нарисуйте улыбку. Если не все получилось ротик – прямую линию, а если ничего не получилось грустную рожицу. Покажите свои рисунки. (Слайд 16)
–– Молодцы!
Подведение итога урока.
Все ли пункты плана выполнены.
Подведение итога урока.
Самооценка учащихся.
ТООУ
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ