ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ «Э»
Урок 22
Письмо заглавной буквы «Э»
Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ заглавной буквы «Э»; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове; совершенствовать умения анализировать слово, предложение, воспринятые на слух, соотносить их со схемами и моделями; учить перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять гигиенические навыки при письме; развивать внимание и память; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Игра «Доскажите словечко».
• На большие расстояния
Мчится он без опоздания;
Пишется в конце два С,
Называется… (экспресс).
• К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество.
Это… (электричество).
• На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это? ... (Эскимо.)
• Угукало, агакало,
Аукало и плакало,
И рассыпалось смехом,
И называлось… (эхом).
– Что обозначают все эти слова? Найдите одинаковый звук в данных словах.
– Сегодня на уроке будем учиться писать заглавную букву «Э», которая нужна нам для обозначения гласного звука в первом слове предложения или в собственном имени.
III. Повторение звука [э], изученного на уроке чтения.
– Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук [э] в словах: ёлка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щетка, если, этот, эхо.
– Дайте характеристику звуку [э].
IV. Формирование зрительного образа заглавной буквы «Э» в памяти учащихся.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм букв «э»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
– Сравните большую печатную и заглавную письменную буквы «э».
– Чем они похожи? Чем отличаются?
На магнитной доске учитель конструирует заглавную букву «Э». (полоска в форме большого полуовала и полоска в форме плавной линии.)
– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит заглавная буква «Э».
– Выполните конструирование заглавной буквы «Э» у себя на столе.
В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 17 и 12, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 19 и 16 для дифференцирования размера и формы полуовала.
– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 1, с. 32.)
V. Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.
1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образа начертания заглавной буквы «Э» на доске мелом.
Начинаем ниже дополнительной линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись дополнительной линейки (1). Ведем ее вниз (2), закругляем влево, коснувшись нижней линейки (3). На верхней линейке пишем горизонтальную черточку, соединяем ее с полуовалом (4).
Слева направо (1), вниз (2), влево (3), вправо (4).
2. Иллюстрация и объяснение учителем на доске технологии начертания заглавной буквы «Э» под счет.
3. Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц руки в процессе имитации написания буквы «Э» под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).
Подготовка руки к письму.
VI. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов и заглавной буквы «Э».
– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки.
При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.
VII. Выполнение речеязыкового задания.
– Рассмотрите рисунок в тетради. Кто здесь нарисован?
– Что делает мальчик?
– Рассмотрите звукобуквенную схему слова, и вы узнаете, как зовут мальчика. (Эдик.)
– Сколько звуков в этом слове?
– Какой звук находится на первом месте?
– Перекодируйте звук [э] в печатную и письменную буквы «Э».
– Какую букву надо писать в именах людей? (Заглавную.)
– Проанализируйте модель предложения.
– Сколько слов в этом предложении?
– Какие слова «живут» в этом предложении? (Только значащие слова.)
– Составьте свои предложения по данной схеме.
Эдик читает интересную книгу.
VIII. Выполнение логических заданий с буквами.
– Какие буквы написал Почемучка?
– Сравните буквы о – О. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Сравните буквы э – Э. Чем они похожи? Чем отличаются?
– Сравните буквы а – о. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по размеру и по форме элемент – малый овал. Отличие букв в том, что буква «а» содержит еще один элемент – полоску в форме прямой линии с закруглением внизу.)
– Превратите строчную букву «о» в строчную букву «а» и наоборот, используя необходимые шаблоны на магнитной доске.
IX. Рисование узора-бордюра.
Учащиеся выполняют узор.
– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Малый овал и полоска в форме большого полуовала.)
X. Итог урока.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ