ПРОГРАММА для одаренных детей «По ступенькам грамматики»












ПРОГРАММА

для одаренных детей

«По ступенькам грамматики»»













Составила: Рыбкина Любовь Леонидовна






2012- 2013



Взгляните на своих детей и воспитанников. Посмотрите в их глаза. Может быть именно они - гении? Возможно, эти ребята талантливы? Или одарены?



«Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой!

Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе!

Только найди свое дело и старайся стать самым лучшим

Дуглас Мэллох



Картинка 10 из 46120





Программа «По ступенькам грамматики» разработана на основе:

1.Закон РФ «Об образовании».

2.Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

3. Подпрограмма "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России".

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (04.02. 2010 г.)

5. Целевая программа Ханты – Мансийского автономного округа – Югры «Дети Югры» на 2011-2013 годы (Постановление от 9 октября 2010 г. № 247 - п).

6. Конвенция о правах ребенка.

7. Программа развития МОУ СОШ № 6 на 2011-2016 годы.

8. Устав школы.


Введение

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “По ступенькам грамматики», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.

Программа данного курса позволяет показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к данному курсу должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “По ступенькам грамматики» следует обращать внимание на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанного факультативного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.



Цели и задачи курса.

Цели курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов;

  • развивать смекалку и сообразительность;


Содержание программы


Основной целью обучения русскому языку в начальных классах является развитие устной и письменной речи уч-ся в единстве с развитием их мышления и формированием школьника как личности: развитие познавательных интересов, активности, самостоятельности, способности преодолевать трудности.


Задачи обучения школьников родному языку определяются прежде всего той ролью, которую выполняет язык в жизни общества и каждого человека, являясь важнейшим средством общения людей, познания окружающего мира.

Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:


-усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики, лексики, морфемики;

-формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;

-обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;

-эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.


В целях повышения культуры речи программа предусматривает ознакомление с некоторыми наиболее достоверными нормами литературного языка: правильное произношение слов, правильное построение предложений и употребление грамматических форм слов.

Успешность обучения русскому языку во многом зависит от методов обучения. Создание на уроке атмосферы творческого поиска благотворно влияет на общее развитие учащихся, на формирование у них интереса к родному языку и познавательную задачу, найти способ её решения, провести анализ языкового материала. Важно формировать у детей общие подходы к решению орфографических, грамматических, речевых задач. Ученик активен в процессе познавательной деятельности.

Программа предполагает взаимосвязанное и осознанное изучение всех её разделов, всех единиц языка(предложения, слова, звука)с учётом их практической значимости для формирования речевых умений и навыков грамотного ,чёткого, графически правильного письма. Каждое из грамматико-орфографических, лексических и речевых упражнений формирует у детей сознательное в меру их возрастных возможностей отношение к языковым фактам, повышает их активность и самостоятельность,с пособствует умственному и речевому развитию.

Особенности программы «По ступенькам грамматики»

«Занимательное словообразование»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.



Программа рассчитана на 34 учебных часа в 3 класс. Занятия проводятся 1 раз в неделю.







Планируемые результаты.

К концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

-         Правила правописания слов с изученными орфограммами.

-         Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).

-         Главные члены предложения.

-         Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

-         Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами,

приставки – слитно.

-       Разбирать предложения по членам предложения.

-         Обозначать на письме интонацию перечисления.

-         Разбирать слова по составу.

-         Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих

согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

-         Писать правильно слова с удвоенными согласными.

-         Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные

правила.

-         Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними

слова.































Тематическое планирование. Содержание программы. (34 часа)

Тема занятия

Количество ча

сов

Элементы содержания

Дата проведения

план

факт

Примечание

1

В стране сказочных слов.

1

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .




2

Сколько слов в русском языке? Веселая переменка

1

Кто придумывает слова? Вопрос о словарном запасе человека занимает не только языковедов, он ставится в ряде художественных произведений. Игра-стихотворение «Да или нет?»




3.

Как устроены слова? Веселая переменка.

1

Решение лингвистических задач. Сказка о корне – родоначальнике, или, что такое словообразование. Стихотворение «Как растут слова?




4.

Детское словотворчество.

1

Лингвистические задачи. Нахождение слов в тексте и объяснение, как построены «детские « слова.




5.

Секреты дедушки Корня

1

Секреты нахождения корня, родственные слова, слова-синонимы. Лингвистические задачи «Семья слов», «Бывшие родственники»




6.

Приставки - труженицы

1

Беседа о том, какое значение имеют приставки в стихотворных строчках. Грамматические сказки «Скорая помощь», «Две принцессы», «Однажды Орфография…»




7.

Суффиксы - работяги

1

Нахождение в стихотворении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Грамматические сказки «Добрый суффикс», «Суффикс фантазер», разгадывание ребусов.





8.

Подготовка к конкурсу «Русский медвежонок»

1

Задания на логическое мышление




9.

Анализ конкурса «Русский медвежонок»

1

Выполнение заданий, которые вызвали затруднения в заданиях конкурса «Русский медвежонок».




10.

Сложение бывает не только в арифметике

1

Загадки, отгадки которых выражены сложными словами. Выделение на слух сложных слов в веселых стихах. Грамматическая игра «Из двух слов – третье», головоломки.




11.

Почему мы так говорим? Встреча с зарубежными друзьями.

1

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Выявление значений и происхождений слов. Что было раньше «зонт» или «зонт»? Крапивница и лимонница, подлещик и подкаменщик, накомарник или откомарник?




12.

Новые слова в русском языке.

1

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».




13.

Синонимы в русском языке.

1

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.




14.

Слова- антонимы.

1

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.




15.

Слова- омонимы.

1

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».




16.

Подготовка к школьному марафону «Юный эрудит»

1

Задания на логическое мышление




17.

Анализ марафона «Юный эрудит»

1

Выполнение заданий, которые вызвали затруднения




18.

Крылатые слова.

1

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».




19. 20.

В стране Сочинителей.

2

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .




21.

В королевстве ошибок.

1

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».




22.

Подготовка к школьному туру олимпиады

1

Задания на логическое мышление,




23.

Анализ заданий школьной олимпиады

1

Выполнение заданий, которые вызвали затруднения




24.

Чудесные превращения слов.

1

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.




25.

Подготовка к туру городской олимпиады

1

Задания на логическое мышление




26.

Анализ заданий городской олимпиады

1

Выполнение заданий, которые вызвали затруднения




27.

Трудные слова.

1

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.




28.

Добрые слова.

1

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.




29.

Искусство красноречия.

1

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.




30.

Откуда пришли наши имена.

1

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».




31.

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.

1

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.




32.

Праздник творчества и игры.

1

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку.




33.

Анаграммы и метаграммы.

1

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).




34.

Занимательное словообразование.

1

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.











Список литературы



1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам

Вен”, 1997 г.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ