Русский язык "Буква и звук Р"

Занятие № 7. Буква и звук Р.

Организационный момент.

Все мы рады встрече, друзья,

Думаю, встретились с вами не зря.

Мы будем с вами сегодня опять

Букву учить и слова с ней читать.


Повторение пройденного материала. Игра «Назови слово»

Называть слог, а ребенок должен найти картинку на доске. Назвать первый слог.

Ма - лина, -ша,- шина, -монт,

Со - бака, - вунья ,- рока,

Му -ровей, -ка, -ха, - хомор

Са –хар,

Мо –локо,


Знакомство со звуком [р].


 Фонетическая зарядка.

Едет мотоцикл… (дрр).

Ставни скрипят… (скррр).                                                                                                    

Кони храпят… (хррр).

Вороны кричат… (каррр).

Собаки рычат …(рррр).

Ребята, какой звук мы с вами произносили чаще других. Звук [р].


Работа по развитию речи.

-Ребята, сегодня мы с вами отправимся в сказку. Посмотрите на картинку. Какая сказка изображена на иллюстрации? “Сказка о рыбаке и рыбке”.

- А может кто-нибудь сказать: «Кто написал эту сказку?» А.С. Пушкин.

-Внимательно посмотрите иллюстрацию и найдите слова со звуком [р].

(Старик, старуха, золотая рыбка, море, берег, дерево, деревня, деревянное корыто, куры, корова, поросята, борода, корона)

-Молодцы! Составьте предложения с этими словами по картинке.

Старик поймал золотую рыбку. Старуха держит деревянное корыто. Золотая рыбка попалась в невод. На берегу моря стоит деревня. Около избы растет дерево. На лужайке пасется корова. Куры клюют зернышки. Поросята весело играют на полянке. У старика длинная белая борода. У золотой рыбки корона.

-Ребята, Золотая рыбка живет в море. Давайте с вами отправимся на дно морское и посмотрим, кто еще живет там.

- На доске дворец, вокруг него расположены картинки: русалка, рак, ракушка,

рыба, краб, водоросли, комар, топор, сыр.

- Ой, по-моему здесь побывала внучка злой волшебницы Линивии, Ошибуська и что-то напутала. Дети определяют что комар, сыр и топор не живут в море. Картинки убираются в сторону.

- А как вы думаете, почему Ошибуська поставила эти картинки. Давайте произнесем эти слова. Комар-р-р, Сыр-р-р, Топор-р-р. В этих словах есть звук [р].

- А где в этих словах находится звук [р]? В конце слова.

- Молодцы, мы с вами справились с проказами Ошибуськи. И теперь давайте назовем, что находиться на дне морском у Золотой рыбки. Дети называют, выделяя звук [р] : р-р-русалка, р-р-рак, р-р-ракушка, р-р-рыба, кр-р-раб, двор-р-рец, водор-р-росли.

Какой звук мы выделили? Звук [р].

Какой он: гласный или согласный? Согласный.

Почему согласный? Как вы думаете? Он не поется.

Почему он не поется? Что нам мешает петь звук [р]? Язык.

Молодцы, правильно.

Знакомство с буквой Р.

Работа с картинкой. Знакомство с образом буквы.

- Ребята, давайте посмотрим, как обозначается звук [р], но сначала вспомним чем мы обозначаем звуки, чтобы их увидеть. Буквами.

Правильно, Золотая рыбка нам принесла картинку с буквой Р. Давайте посмотрим на букву Р и скажем на что она похожа. (Учитель вывешивает рисунки, содержащие изображением буквы Р.)

«Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывет, небес касаясь».

Дрожу от страха до сих пор!- воскликнуло полено:- 
-Похожа буква на топор! Расколет непременно!


Физкультминутка.


Мы шагаем по дорожке. (Ходьба на месте.)
Раз, два! Раз, два!
Дружно хлопаем в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Раз, два! Раз, два!
Поднимаем ручки (Руки подняли вверх.)
К солнышку, к тучке.
Вдоль дорожки теремок.
Он не низок, не высок. (Присели.)
В нем живет мышонок Квак.
Быстро прячется
Вот так! (Прыжки.)


Работа с учебником. Работа на стр. 8.

Работа со словами: рыба, ворона, шар. Определить с детьми нахождение звука [р] в словах: в начале, в середине и в конце.

Рифмовка:

Ра-ра-ра- начинается… игра. 
Ры-ры-ры – у мальчиков … шары. 
Ро-ро-ро- у нас новое … ведро. 
Ру-ру-ру – продолжаем мы … игру. 
Ре-ре-ре- стоит домик на …. горе. 
Ри-ри-ри- на ветках … снегири. 
Ар-ар- ар- кипит наш …самовар 
Ор-ор-ор- созрел красный … помидор. 
Ир-ир-ир- мой папа- … командир. 
Арь-арь-арь- на стене висит… фонарь. 


Ра-ра-ра – у мышки есть … нора. 
Ре-ре-ре- носим воду мы в …. ведре. 
Ра-ра-ра- мусор уберем с … утра. 
Ро-ро-ро- соберем песок в … ведро. 
Ре-ре-ре- подметаем во… дворе. 
Ри-ри-ри- дом убрали – раз, два… три. 
Ры-ры-ры – Бобик спит у … конуры. 

Чтение слогов стр.20 - 21.



Игра у доски «Найди слоги». Паровозик.

- Ребята, нашу букву пора селить в домик. За ней приехал из Буквограда Паровозик. В первый вагон мы посадим слова, у которых звук в начале слова.

Во второй вагон мы посадим слова, в которых звук находиться в середине слова.

В третий вагон мы посадим слова, в которых звук находится в конце слова.

Развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.

Итог.

У Олесика всегда

С буквой «Эр» была беда.

Скажет «Рак» -

Выходит «Лак».

Вместо «Рожь» -

Выходит «Ложь».

У щенка, который злился,

Он рычанью научился.

И теперь назло беде

Произносит «Эр» везде:

«Крокодир» и «Мороток»,

«Мороко» и «Коробок»,

В зоопарке «Рев» и «Рвица».

У кого же «Эль» учиться?

Н. Тимчак.


Дом задание.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ