Русский язык "Буква и звук Ш"

Занятие № 8. Буква и звук Ш.


Организационный момент.

Ну-ка посмотри, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Повторение материала.

- Сегодня на уроке обучения грамоте мы познакомимся с новым звуком. Но сначала нам надо вспомнить, в чем отличие звуков от букв.    Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и видим.       

Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки русского языка?   Звуки делятся на гласные и согласные.

-  В чем отличие гласных звуков от согласных?

Знакомство со звуком [ш].

Я расскажу вам историю, которая произошла накануне Новогоднего праздника, слушайте: «Гуляли недавно Серёжка, Алёнка и Максим во дворе. Вдруг во двор въехал грузовик. Он привёз ёлку. Она была большая, мохнатая и так вкусно пахла морозом. Алёнка подошла к ёлке и стала её рассматривать, и вдруг как закричит: - Смотрите, смотрите на ёлке «сыски» висят. Максим как услышал, упал от смеха и кричит: - Ха –ха –ха! Умру от смеха! Сыски! Ой, мне плохо! Сыски! Ха –ха –ха!

Тут и Серёжка подключился. Ха-ха-ха! Девчонке 5 лет, скоро замуж выдавать, а она «сыски».

Алёнка отвечает: Я правильно сказала! Это просто у меня зуб вывалился и свистит. Я хочу сказать «сыски» а получается «сыски»

А Максим ей в ответ: - Подумаешь, зуб у неё вывалился! У меня целых три вывалилось, да два шатаются. А я всё равно правильно говорю. Послушайте: «хыхки». Ну что? Правда, здорово: «хыхки» я даже петь могу:

Ох, хыхечка зелёная,

Боюся, уколюся я.

Алёнка даже запрыгала от радости. Неправильно! – кричит, надо «сыски», а ты говоришь «хыхки». И давай спорить они. Один кричит «хыхки», другая «сыски». Серёжка смотрел, смотрел, а потом говорит: - Вот чудаки, чего вы спорите? Ведь оба неправы. Никакие ни «сыски», никакие ни «хыхки», а просто – «фыфки». Вот и всё!

- Интересный рассказ? Какое слово не могли выговорить дети? Шишки.

- А вы догадались, какой звук не удавалось произнести ребятишкам? Назовите его. [ш]

С новым звуком [ш] и буквой, которая обозначает этот звук на письме, мы и познакомимся сегодня на уроке.

Произнесите слово ШИШКИ. Назовите первый звук. [ш]

А сколько раз в слове ШИШКИ мы произносим звук [ш] ? Два раза.

Какой это звук согласный или гласный? Согласный

Почему так считаете? (при произношении воздух встречает преграду)

Автоматизация звука [ш] в слогах.

-  Посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости. Чебурашка.

- Чебурашка шёл к нам на занятие издалека. Он шёл через лес и прислушивался. А лес шумел: «Аш – ош – уш - иш! (Чебурашка насторожился).
Шта – што – шту - шты! (испугался.)» Но тут зашептались листья: «Шу – шу - шу». И Чебурашка успокоился. Какие звуки вы услышали в шепоте листьев?
(Звуки [ш], [у].) Дополните их звуком [м]. Какое слово получилось? (Шум.)

«Разбросайте» звуки слова шум.

Сколько звуков в нем?

Какой первый?

Какой звук в середине слова?

Какой звук в конце слова?

Составьте схему слова ШУМ.

Игра «Добавь словечко».

Учитель говорит от имени Чебурашки, а дети помогают вести рассказ.

-Я по лесу шел и волнушку… (на - шел). Дальше я в лес… (по - шел), в чащу леса я… (за - шел) и к избушке … (подо - шел), потом в избушку я… (за - шел), ничего там не … (на - шел), дальше … (по - шел). К дереву я … (по - дошел), там я сладкий мед … (на - шел). По дорожке … (по - шел) и к вам на занятие … (при - шел).

- Чебурашка вышел из леса и пришел к нам.

- Чебурашка пришёл пожаловаться нам на одну вредную старушку, которая мешает делать добрые дела и помогать людям. Вы догадались, кто это? (Шапокляк).

На доску выставляется рисунок с изображением старухи Шапокляк.

Я старушка хоть куда:
И умна, и молода!
Со мною всюду крыска
По имени Лариска.

- Правильно. Может быть, сегодня она увидит наше занятие, таких умных и прилежных деток и тоже станет умнее и добрее. Поможем её в этом?

- Вы знаете, почему старуху зовут Шапокляк? Её назвали так в честь старинного головного убора, который она носит.

- А какой первый звук мы слышим в имени старушки? (Это звук [ш]).

В имени нашего гостя тоже есть звук [ш]. (Чебурашка). В какой части слова мы его слышим? (Звук [ш] слышится в середине слова).

- Чебурашка хочет поиграть с вами в слова-рифмы. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки (дети повторяют правильные предложения полностью).

С другом мы играли в чашки … (в шашки).
Пили чай из белой шашки … (чашки).
Вылезла из норки шишка … (мышка).
На нее упала мышка … (шишка).
Под кустом сидели шишки … (мышки).
На сосне висели мышки … (шишки).
В воздухе летала кошка … (мошка).
Молоко лакала мошка … (кошка).
На столе стояла кошка … (плошка).
На полу сидела плошка … (кошка).


Физкультминутка.


Мы весёлые мартышки.

Мы играем громко слишком.

Мы в ладоши хлопаем,

Мы ногами топаем,

Надуваем щёчки,

Скачем на носочках,

И друг другу даже

Язычки покажем.

Дружно прыгнем к потолку,

Пальцы поднесём к виску,

Оттопырим ушки,

Хвостик на макушке.

Шире рот откроем,

Гримасы все состроим.

Лишь скажу я слово «три»

Все с гримасами замри!

Раз, два, три!


Знакомство с буквой Ш.

Работа с картинкой. Знакомство с образом буквы.

- Ребята, давайте посмотрим, как обозначается звук [ш], но сначала вспомним, чем мы обозначаем звуки, чтобы их увидеть. Буквами.

Правильно, Чебурашка нам принес картинку с буквой Ш.

Давайте посмотрим на букву Ш.


Одна палочка лежит,
Три на ней стоят.
Значит, это буква Ш
Смотрит на ребят.


Работа с учебником.

Работа со словами: Шар, шуба, шарф.

Чтение слогов, слов, предложений.


Слияние согласных с гласной:

ША – ША - ША – наша Маша хороша

СА – СА - СА - залетела в дом оса.

ШИ – ШИ – ШИ - наши уши хороши

СЫ – СЫ - СЫ- У кошки длинные усы.

ШУ – ШУ – ШУ – птицам хлеба накрошу

СУ – СУ – СУ - груз тяжелый я несу.

ША – ША – ША – у Оли два карандаша

СА – СА - СА - укусила в нос оса.

ШО – ШО – ШО – мы читаем хорошо

СО – СО – СО - завертелось колесо.


Игра у доски «Найди слоги». Паровозик.

- Ребята, нашу букву пора селить в домик. За ней приехал из Буквограда Паровозик.

В первый вагон мы посадим слова, у которых звук в начале слова.

Во второй вагон мы посадим слова, в которых звук находиться в середине слова.

В третий вагон мы посадим слова, в которых звук находится в конце слова


Развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.



Итог. Закрепление.


Ребята, Чебурашка хочет нас предупредить, что,

Шапокляк, известная везде,
Ест по букве на обед,
Буквы очень нужные,
А их звуки очень важные!

О! Старые мои друзья! Уже успели нажаловаться? Я съела звук, а какой догадайтесь:

На доске под картинками выложены слова без первых букв. Дети должны доставить недостающую букву.

Ш…. УМ М….ОХ

С….. ОМ С….ОР

Ш … АР У….РА

О …. СА

У…. ХА



- Нашим гостям очень понравилось занятие. Теперь Старуха Шапокляк больше не будет хулиганить и, как и вы пойдёт в школу.









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ