Русский язык "Буква и звук С"

Занятие № 5. Буква и звук С.


Организационный момент.


Повторение пройденного материала.

Назовите и покажите буквы, которые мы изучили. (Дети хором называют буквы, а один ученик их показывает по таблице).

Сегодня мы с вами продолжим знакомство с буквами и звуками из страны Знаний.

А сейчас я предлагаю вспомнить:

- Звуки бывают …какими? (гласные и согласные).

- Как отличить согласный звук от гласного?

- А что мешает петь согласным звукам? Губы, зубы, язык.

- Как называется дружная песенка гласного с согласным? Слог

- Каким цветом мы обозначаем гласный звук? Красным

- Каким цветом мы обозначаем согласный звук? Синим


Знакомство со звуком [ с ].

- Ребята, сегодня к нам в гости пришел кто-то из смешариков. Догадайтесь кто ?

Любой рецепт, любой совет,
И лучший врач (другого нет!),
И мудрости на всех хватает,
И спорт она не забывает…http://www.luntiki.ru/uploads/images/5/6/0/e/158/2980306a45.gif

На лыжах бегунья,
На кухне певунья.
Узнали кто это?

(Совунья)

- Правильно, Совунья. Совунья хочет вам загадать свои любимые загадки. Отгадайте загадки, и, называя отгадки, выделяйте первый звук.

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы. (С-с-санки.)

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (С-с-собака.)

Спереди – пятачок,

Сзади крючок.

Посредине спинка,

А на ней щетинка. (С-с-свинья).

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжет,

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печет? (С-с-солнце.)

Что за птица:

Песен не поет.

Гнезда не вьет,

Людей и груз везет? (С-с-самолет).


- Ребята, а почему эти загадки очень любит С-с-совунья? Чем эти слова-отгадки похожи? (Они начинаются с одного звука – [c]).

- Правильно, звук [с] любимый звук Совуньи. Почему как вы думаете? Имя С-с-с совунья так же начинается со звука [с].

Именно об этом звуке мы будем с вами говорить сегодня на уроке. Произнесите еще раз слова - отгадки, выделяя голосом только первый звук. С-с-санки, с-с-собака, с-с-свинья, с-с-солнце, с-с-самолет.

Какой звук мы выделили? Звук [с].

Какой он: гласный или согласный? Согласный.

Почему согласный? Как вы думаете? Он не поется.

Почему он не поется? Что нам мешает петь звук [с]? Зубы.

Молодцы, правильно.

Знакомство с буквой С.

Работа с картинкой. Знакомство с образом буквы.

- Ребята, давайте посмотрим, как обозначается звук [с], но сначала вспомним чем мы обозначаем звуки, чтобы их увидеть. Буквами.

Правильно, Совунья нам принесла картинку с буквой С. Давайте посмотрим на букву С и скажем на что она похожа. (Учитель вывешивает рисунки, содержащие изображением буквы С.)


Буквой С повис над домом

Полумесяц в небе темном.

.

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.


Физкультминутка.


Руки подняли и помахали

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

В стороны руки

Плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, помашем

Крылья сложим назад.


Работа с учебником. Работа на стр. 8.

Работа со словами: самолет, сосна, сани, лиса, лес. Попытаться определить с детьми нахождение звука [с] в словах: в начале, в середине и в конце.

Слияние согласных с гласной:

СА-СА-СА - вот идет лиса

СО-СО-СО - кати лиса колесо

СЫ-СЫ-СЫ - хвост красивый у лисы

СУ-СУ-СУ - видел я в лесу лису.

Чтение слогов стр.13 – 15.

Игра у доски «Найди слоги». Паровозик.

- Ребята, нашу букву пора селить в домик. За ней приехал из Буквограда Паровозик. В первый вагон мы посадим слова, у которых звук в начале слова.

Во второй вагон мы посадим слова, в которых звук находиться в середине или в конце слова. Лес.

Развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.



Итог. Закрепление. Игра «Любопытный»

Ребята, Совунья очень любознательная дама. Ей все интересно знать. Она задала нам несколько вопросов. Но ответы на вопросы должны начинаться с любимого звука Совуньи. Какой это звук? Звук [с].


Какие вы знаете имена на звук [с]? С-света, С-саша, С-сергей, С-семен.

Какие вы знаете животные на звук [с]? С-собака, с-слон, с-суслик, с-соловей.

Что говорит мама, когда ты ложишься спать? С-спокойной ночи.

Что дает мама маленькому ребенку, когда он плачет? С-соску.

Какое волшебное слово на звук [с] вы знаете? С-спасибо.



Дом задание.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ