Русский язык. "Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах"
Русский язык. Тип урока – урок формирования новых знаний и умений
Тема: Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах
Цели: помочь ребятам вывести алгоритм определения типа склонения у имен существительных в косвенных падежах; совершенствовать умение определять тип склонения по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже); развивать интеллектуальные возможности учащихся; совершенствовать речевую деятельность
I Постановка целей и задач урока
- Какую тему начали изучать на прошлых уроках?
- Над чем будем работать сегодня?
- Чему еще учимся на уроках русского языка?
- Итак, сегодня на уроке: Будем учиться определять склонение у существительных. Но, у каких существительных, я думаю вы это сможете назвать сами в течение урока.
- Я прошу вас: не ленитесь думать, рассуждать, отвечать. Помните, любознательных, активных и внимательных на уроке ждет УСПЕХ (слово на карточке)
II Интеллектуальная разминка
1 этап. Теоретический
«Это верно или нет»
- Склонение это изменение существительных по родам. (Нет.)
- При изменении имен существительных по падежам получаются однокоренные слова. (Нет.)
- Подлежащее в предложении всегда стоит в начальной форме. (Да)
- Винительный падеж является начальной формой имен существительных. (Нет)
- Склонение имен существительных определяется по роду и окончанию в дательном падеже. (Нет.)
- Существительные одного и того же рода не могут относиться к разным склонениям. (Могут)
2этап. Каллиграфический.
- Слушаем шифр нашей минутки чистописания:
первая буква в слове успех . Она имеет согласный, глухой, парный, мягкий звук.(успех)Вторая буква это окончание существительного успех во множественном числе.(успехи) Третья буква является суффиксом в прилагательном мужского рода, образованном от слова успех. (успешный)
- Итак, запишем сочетания букв: ипн, инп, нип, пин
3 этап.Словарно – орфографический
- Попробуйте назвать новое слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся. Для этого спишите слова, вставляя и объясняя пропущенные орфограммы:
Шу.ка, сн.жок, про.ьба, см.шил, праз.ник, з.бежали.
- Какое слово зашифровано? (БЕСЕДА).
– Как вы понимаете значение этого слова? Беседа – разговор, обмен информацией . Запишите это слово, определите склонение. Как определить склонение?
- Прочитайте пословицы.
В умной беседе быть – ума прикупить.
Жить в соседях – быть в беседах.
Без соли, без хлеба худая беседа.
III Изучение нового материала
- Найдите пословицу, в которой нет глаголов. Запишем её, определим склонение существительных.
? ? 1 склонение
Без соли, без хлеба худая беседа. (На доске с комментированием)
- Вспомните правило. Какие существительные относятся к 1скл, 2скл, 3скл?
- В каком падеже определяем склонение существительных? А эти сущ в каком падеже стоят?
- Итак, кто уже понял, у каких существительных будем учиться определять склонение?
Тема урока: Определение склонения у существительных в косвенных падежах.
- Как же определить склонение, если существительное стоит в косвенном падеже? Попробуйте составить алгоритм определения склонения у существительных в косвенном падеже.
- Определите склонение:
заяц, у лисы, к медведю, с козой, на лошади, на лошадке, без змеи
IV Первичное закрепление
Работа с правилом в учебнике
Упражнение 278 с комментированием
Самостоятельный разбор предложений по вариантам
Стоит морозная погода. Падают на землю красивые снежинки.
- Найдите основу предложения, укажите связь слов в предложении. О чём текст в упражнении? Скоро мы будем писать сочинение «Волшебница –зима»
V Самостоятельная работа
- Поработаем со словариком «снежных слов»
- Какое задание можно выполнить с данными словами?
- Найдите и выпишите существительные в косвенной форме, определите у них склонение
После вьюги, метель, от мороза, буран, пороша, на снегу, позёмка, стужа, к снеговику, с лыжником, на холоде /взаимопроверка в парах/
- Кто справился без ошибок? Какие слова, вы можете сами назвать по данной теме? (снегопад..) Разберем эти слова по составу.
VI Творческое задание.
- Составить текст - описание «Зима в лесу». Можете использовать слова для справок.
Составление мини-текста.
Проверка.
VII Итог урока. Рефлексия
-
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ