Русский язык. "Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах"

Русский язык. Тип урока – урок формирования новых знаний и умений


Тема: Упражнение в распознавании типа склонения имен существительных, употребленных в косвенных падежах


Цели: помочь ребятам вывести алгоритм определения типа склонения у имен существительных в косвенных падежах; совершенствовать умение определять тип склонения по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже); развивать интеллектуальные возможности учащихся; совершенствовать речевую деятельность


I Постановка целей и задач урока

- Какую тему начали изучать на прошлых уроках?

- Над чем будем работать сегодня?

- Чему еще учимся на уроках русского языка?

- Итак, сегодня на уроке: Будем учиться определять склонение у существительных. Но, у каких существительных, я думаю вы это сможете назвать сами в течение урока.

- Я прошу вас: не ленитесь думать, рассуждать, отвечать. Помните, любознательных, активных и внимательных на уроке ждет УСПЕХ (слово на карточке)

II Интеллектуальная разминка


1 этап. Теоретический

«Это верно или нет»

- Склонение это изменение существительных по родам. (Нет.)

- При изменении имен существительных по падежам получаются однокоренные слова. (Нет.)

- Подлежащее в предложении всегда стоит в начальной форме. (Да)

- Винительный падеж является начальной формой имен существительных. (Нет)

- Склонение имен существительных определяется по роду и окончанию в дательном падеже. (Нет.)

- Существительные одного и того же рода не могут относиться к разным склонениям. (Могут)


2этап. Каллиграфический.

- Слушаем шифр нашей минутки чистописания:

первая буква в слове успех . Она имеет согласный, глухой, парный, мягкий звук.(успех)Вторая буква это окончание существительного успех во множественном числе.(успехи) Третья буква является суффиксом в прилагательном мужского рода, образованном от слова успех. (успешный)

- Итак, запишем сочетания букв: ипн, инп, нип, пин


3 этап.Словарно – орфографический

- Попробуйте назвать новое слово из словаря, с которым мы сегодня познакомимся. Для этого спишите слова, вставляя и объясняя пропущенные орфограммы:


Шу.ка, сн.жок, про.ьба, см.шил, праз.ник, з.бежали.


- Какое слово зашифровано? (БЕСЕДА).

Как вы понимаете значение этого слова? Беседа – разговор, обмен информацией . Запишите это слово, определите склонение. Как определить склонение?

- Прочитайте пословицы.

В умной беседе быть – ума прикупить.

Жить в соседях – быть в беседах.

Без соли, без хлеба худая беседа.

III Изучение нового материала

- Найдите пословицу, в которой нет глаголов. Запишем её, определим склонение существительных.

? ? 1 склонение

Без соли, без хлеба худая беседа. (На доске с комментированием)


- Вспомните правило. Какие существительные относятся к 1скл, 2скл, 3скл?

- В каком падеже определяем склонение существительных? А эти сущ в каком падеже стоят?

- Итак, кто уже понял, у каких существительных будем учиться определять склонение?

Тема урока: Определение склонения у существительных в косвенных падежах.

- Как же определить склонение, если существительное стоит в косвенном падеже? Попробуйте составить алгоритм определения склонения у существительных в косвенном падеже.


- Определите склонение:

заяц, у лисы, к медведю, с козой, на лошади, на лошадке, без змеи

IV Первичное закрепление

  1. Работа с правилом в учебнике

  2. Упражнение 278 с комментированием

  3. Самостоятельный разбор предложений по вариантам

Стоит морозная погода. Падают на землю красивые снежинки.

- Найдите основу предложения, укажите связь слов в предложении. О чём текст в упражнении? Скоро мы будем писать сочинение «Волшебница –зима»

V Самостоятельная работа

- Поработаем со словариком «снежных слов»

- Какое задание можно выполнить с данными словами?

- Найдите и выпишите существительные в косвенной форме, определите у них склонение


После вьюги, метель, от мороза, буран, пороша, на снегу, позёмка, стужа, к снеговику, с лыжником, на холоде /взаимопроверка в парах/


- Кто справился без ошибок? Какие слова, вы можете сами назвать по данной теме? (снегопад..) Разберем эти слова по составу.

VI Творческое задание.

- Составить текст - описание «Зима в лесу». Можете использовать слова для справок.

Составление мини-текста.

Проверка.

VII Итог урока. Рефлексия


-











Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ