Технологическая карта изучения темы "Глагол как часть речи" 3 класс
Технологическая карта изучения темы « Глагол как часть речи »
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного метода)
Урок составлен к учебнику Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык»,
3 класс, ч. II, УМК «Школа 2100»
Тема
Глагол как часть речи.
Цели
Образовательные:
– обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль.
– Развитие умений устной связной учебно-научной речи при обобщении сведений о глаголе.
Воспитывать: толерантность, умение общаться, совместно работать (в парах), культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать Универсальные Учебные Действия:
- Личностные: воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; с помощью учителя добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Учащиеся научатся определять глаголы; задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте и выявлять их роль,строить сообщения в устной и письменной форме; анализировать, делать выводы.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
(Регулятивные УУД): уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
(Коммуникативные УУД): уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; высказывать и обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
(Познавательные УУД): уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Основные понятия
Части речи, глагол.
Межпредметные связи
Русский язык
Ресурсы:
Учебник Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык», 3 класс, ч.2
Презентация «Глагол как часть речи»
Организация пространства
Работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
УУД
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Проговаривают правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
У. Здравствуйте, ребята! Я пришла сегодня к вам на урок русского языка , чтобы помочь вам приобрести новые знания. Я очень надеюсь, что у нас всё получится.
Желаю вам удачи на уроке.
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
(2 мин)
Цели:
- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
Выполняют задание по рядам: один ученик называет слово, ученик с другого ряда отвечает, какая это часть речи и т.д.
Организует актуализацию умений учащихся. Организует обобщение актуализированных знаний.
Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Беседа.
– Как называются слова, о которых можно спросить:
что это? кто это? (Имена существительные.)
какой? какая? какое? какие? (Имена прилагательные.)
– Как называются слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них? (Местоимения.)
– Приведите примеры названных частей речи.
Примечание. Называются только те три части речи, которые назвали во время беседы, – существительные, прилагательные, местоимения.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
(Познавательные УУД).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
(Регулятивные УУД).
Выявлять сущность, особенности объектов.
(Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
III. Формулирование проблемы.
(2 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий; определить ср-ва.
Работают в парах.
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
С помощью учителя ставят цель урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
Называют
средства.
Организует постановку цели урока.
Организует составление совместного плана действий.
Организует определение средств.
1. Мотивирующее введение в тему урока.
На карточках представлен текст.
Котенок.
Катя ……… домой, ……. молока и ……. кошке.
Котят было пять. Когда они ………. немножко и стали……. из-под угла, где ………, дети ……… себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и …….. в дом. Мать ……… всех остальных котят, а этого ……. детям. Дети ……… его, …… с ним и ….. с собой ……..
(Л.Н. Толстой)
– Поняли, о чём этот текст? А чего здесь не хватает? Попробуйте восстановить нужные слова.
Варианты учеников.
– А вот авторский вариант. (На слайде появляется полный текст.)
Котенок.
Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.
Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
(Л.Н. Толстой)
– Какие же слова делают по-настоящему возможным понимание текста? (Глаголы.)
– Сформулируйте тему урока и вопросы, которые предстоит рассмотреть. (Глагол.)
– Что обозначает глагол?
– На какие вопросы отвечает?
– Зачем глаголы нужны в речи?
Учитель фиксирует вопросы на доске.
2. – Проверим свои предположения, прочитав название параграфа на с. 103.
– Рассмотрите рисунок на с. 103. Что делает Афанасий? (Плывёт.)
– Можно ли плыть, не совершая действия руками и ногами?
А представьте себе мир без действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь.
– Мы сегодня попробуем сделать жизнь настоящей с помощью … глаголов.
– Давайте составим план сегодняшнего урока.
Учитель вместе с детьми составляет план.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме .
(Коммуникативные УУД).
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
(Познавательные УУД)
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
( Регулятивные УУД)
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
( Личностные УУД)
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
IV. Открытие новых знаний.
Цели:
-создать условия для формирования умений слушать, анализировать;
-организовать усвоение детьми понятия глагол,
наблюдать за ролью глаголов в речи,
Сравнивают тексты в учебнике.
Задают вопросы и подбирают подходящее действие.
Сравнивают свои выводы с выводом в учебнике.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
1. Наблюдение по учебнику и определение ключевых слов темы.
а) Упр. 344 (устно).
– Прочитайте про себя и сравните два текста. Чем они отличаются?
– Что называют слова, которые добавились во 2-й части?
– Как они называются? (Глаголы.)
– Какую же роль выполняют глаголы? (Передают точно и достоверно все действия, события.)
б) Упр. 345. Запись отдельных примеров с комментированием.
– Как вы будете подбирать глаголы? (Зададим вопрос и подберём подходящее действие.)
Сделайте вывод: много ли глаголов можно подобрать к существительному? Почему? (С предметом можно производить разные действия.)
– По частоте употребления глагол занимает 2-е место после имени существительного.
в) Упр. 346.
– Прочитайте текст ознакомительным чтением. Ответьте на вопрос: что означает глагол? Откуда это слово в русском языке?
Связные ответы детей.
2. Обобщение наблюдений
Сравните со своими выводами. Ключевые слова: глаголы.
После упр. 344: оживляют картину, обозначают действия предметов.
После упр. 345: многообразие глаголов, частота употребления в речи.
Упр. 346 (устно): старославянские слова «слово», «речь» важны при построении предложений, для передачи сообщения.
3. Продолжение наблюдений. Отличие глаголов от других частей речи со сходным значением.
Упр. 347.
– Что общего у слов в каждой группе?
– Что передаёт корень в этих группах? (Действие или признак.)
– Как среди слов со значением действия или признака найти глаголы?
– Запишите только глаголы. Покажите, как вы действовали.
Запись: бегал (что делал?), петь (что делать?)...
– Сделайте вывод: как же отличить глаголы от других частей речи со сходным значением? (Задать вопрос и подумать над значением.)
4. Рассказ о глаголе по плану (с. 105).
5. Работа с определением (с. 105).
– Прочитайте текст про себя.
– Что бы вы ещё могли добавить к этому определению? (О роли глаголов в речи.)
– Приведите свои примеры глаголов.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
( Познавательные УУД)
V. Развитие умений.
(10 мин)
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи ;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
Под руководством учителя выполняет составленный план действий.
Отвечают на вопросы учителя.
Фиксируют новое знание в речи.
Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организует подводящий диалог.
Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.
Работа в учебнике.
1. Слуховой диктант.
– Кто о себе мог так рассказать?
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
– Послушайте ещё раз и выпишите все глаголы.
– Сколько глаголов? (7.)
2. Задание № 1, тема 10 в рабочей тетради.
– Как вы нашли глагол?
3. Словесное рисование.
– Попробуйте представить себе глагол в виде живого существа.
Какой он?
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
( Познавательные УУД)
YI. Физминутка.
Цель:
-снятие умственного напряжения
На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят: "Такого свиста, мы не слышали пока"
плечи поднять
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Отвечают на вопросы учителя.
По схеме рассказывают что узнали, знают, смогли.
Делают самооценку
Организует фиксирование нового содержания.
Организует рефлексию.
Организует самооценку учебной деятельности.
– Что такое глагол?
– Чем он отличается от других самостоятельных частей речи? (Вопросом, значением, ролью в речи.)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
( Регулятивные УУД).
На основе анализа объектов делать выводы.
( Познавательные УУД).
VIII. Домашнее задание.
Упр. 1, с. 116.
Выучить определение на с. 105.
3. Нарисовать портрет Глагола.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ