Технологическая карта урока по русскому языку "Правильные действия – правильная буква" 4 класс
Технологическая карта урока
Учитель: Бондарева Марина Васильевна
МБОУ СОШ № 14 г. Азова
Класс: 4
Предметная область: русский язык, УМК «Гармония»
Тема урока: «Правильные действия – правильная буква».
Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) обучающихся 4 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Правильные действия – правильная буква».
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Познавательные:
- формирование умения извлекать информацию из схем, текстов;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные:
- формировать умения прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом урока;
- формировать умение осуществлять познавательную и коммуникативную рефлексию.
Коммуникативные:
- развивать умение слушать и понимать других;
- оформлять свои мысли в устной форме.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- закрепить умение писать безударные личные окончания глаголов;
-закрепить умение определять спряжение глаголов;
-формировать умение обосновывать правильное написание безударных личных окончаний глаголов;
-закрепить знание глаголов – исключений.
Планируемый результат: уметь правильно писать безударные личные окончания глаголов, обосновывая свои действия.
Основные понятия: «спряжение глаголов», «личные окончания глаголов», «время глагола», «фразеологический оборот», «мини-сочинение», «олицетворение».
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы:
основные: карточки для работы в группах;
дополнительные: ПК учителя, проектор, экран или интерактивная доска.
Организация учебного пространства: работа с классом, в парах, в группах, индивидуальная.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Обучающие и развивающие задания каждого этапа
УУД
1. Орг. момент. Самоопределение к деятельности.
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Задача учителя: включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу», вызвать положительную эмоциональную направленность; повышать уровень учебной мотивации.
Ребята, сегодня наш урок будет необычным, он будет сказочным. А помогать нам будут герои сказок А.С.Пушкина.
Работать сегодня на уроке мы будем по группам (каждая группа включает в себя детей разного уровня подготовки). Ваша задача - помогать друг другу, если возникнет такая необходимость.
Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте – море, волны плещут, ветер по морю гуляет…
Коммуникативные, личностные.
2. Выход на тему, цель, учебные задачи в соавторстве.
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы
Вступают в диалог с учителем. Вспоминают пройденный материал, отвечают на вопросы учителя.
Выписывают глаголы, ставят ударение, определяют спряжение, пишут личное окончание глагола.
Задача учителя: создать условия для определения детьми темы занятия.
Слайд №2 (или работа на интерактивной доске)
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
-Выпишите глаголы.
-Поставьте в них ударение.
-Выделите окончания.
-Укажите спряжение.
-Какие окончания глаголов встретились в тексте? (Ударные и безударные).
-В каком глаголе вы смогли быстро определить окончание? (Бежит).
-Почему? (Окончание ударное).
-Как определить спряжение глагола с ударным окончанием? (Определяем сразу: в окончании буква и –ΙΙ спряжение, - е – Ι спряжение).
-В каких глаголах вы задумались над написанием окончания? (Гуляет, подгоняет)
-Какие окончания в этих глаголах? (Безударные).
Слайд №3 (самопроверка)
-Назовите окончание глагола гуляет (-ет).
-Обоснуйте свой выбор.
-Обоснуйте свой выбор окончания у глагола подгоняет.
-Как вы уже, наверно, догадались, наш урок будет посвящён…… Закончите предложение. (Правописанию личных окончаний глаголов).
-Какую цель каждый из вас поставит перед собой? (Научиться правильно писать личные окончания глаголов).
Слайд №4
Регулятивные, личностные, предметные.
3. Актуализация знаний.
Подводит обучающихся к актуальности данной темы.
Доказывают актуальность своих знаний и умений.
Задача учителя: актуализировать субъектный опыт детей.
Ребята, а знания о правописании безударных личных окончаний глаголов пригодятся ли нам в жизни?
Вывод.
Каждый должен писать грамотно на родном языке, делать ошибки - стыдно.
Познавательные, коммуникативные, личностные.
4.Организация взаимодействия с учащимися по обобщению и систематизации знаний. Словарная работа.
Организует фронтальный опрос, работу в парах со скороговорками, с пословицами
Обобщают знания о правописании безударной гласной в корне. Работают со скороговоркой.
Задача учителя: создать условия для закрепления знаний и умений и применения их на практике; обогатить субъективный опыт детей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах…
И вдруг нам навстречу…
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны, как на подбор;
С ними дядька Черномор.
Словарная работа.
- Черномор приготовил вам задание.
В строчках, которые он вам написал, надо найти глаголы, записать их в столбик, выделив все окончания, определить спряжение, время, лицо и число.
Слайд №5 (или работа на интерактивной доске)
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук.
Дети:
Ломит – 2 спр., н.в., 3 л., ед. ч.
Сгибает – 1 спр., н.в., 3 л., ед. ч.
Слайд №6 (самопроверка)
Слайд №7 (или работа на интерактивной доске)
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь.
Дети:
Плещешь – 1 спр., н.в., 2 л., ед.ч
Точишь – 2 спр., н.в., 2 л., ед.ч.
Захочешь – 1 спр., б.в., 2 л., ед.ч.
Слайд №8 (самопроверка)
-Сравните глаголы.
-Чем отличаются глаголы первого отрывка от глаголов второго отрывка?
(Окончаниями 2 лица и 3 лица).
Вывод.
Закончите мою мысль: «Чтобы правильно написать букву в безударном личном окончании глагола, надо…
Работа со словами – исключениями.
- Молодцы, продолжаем путешествие.
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит…
-Мы очутились с вами на острове Буяне и какое чудо встретили?
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые…
- В каждом орешке глагол, но не простой, а исключение.
-Давайте попробуем их отыскать.
-Глаголы - исключения пишите в тетрадь в столбик.
(Работа проходит у доски и в тетрадях).
Слайд №9 (или работа на интерактивной доске)
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто стон.
Слышит
-Запишите этот глагол в 1 лице мн. числе (слышим).
Слайд №10 (или работа на интерактивной доске)
Смотрит – видит дело лихо:
Бьется лебедь средь зыбей…
Смотрит, видит
- Поставьте эти глаголы во 2 л. ед.ч. (смотришь, видишь).
-Ребята, все ли глаголы – исключения мы назвали? (Нет).
-Давайте их вспомним: 2 на –ить: брить, стелить – Ι спр.
4 на – ать : гнать, держать, слышать, дышать- ΙΙ спр
7 на – еть : смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть,
терпеть, вертеть, зависеть - ΙΙ спр.
-Вспомним весёлую подсказку.
Вывод: закончите мою мысль: «Чтобы правильно написать букву в безударном личном окончании глагола, надо…
Физминутка
Задача учителя: организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детей.
Все встали. Когда я буду называть глаголы I спряжения, вы делаете приседание, глаголы II спряжения поднимаете руки вверх.
У меня друзей немало,
Но я всех нарисовала (I)
Коля колет (I)
Толя полет (I)
Паша пашет (I)
Варя варит (II)
Света светит (II)
Соня дремлет (I)
Катя катит (II)
Тоня тонет (I)
Но не дам ей утонуть (I)
Подрисую что-нибудь (I)
Познавательные, регулятивные, коммуникативные, предметные.
7.Применение знаний и умений в новой ситуации. Работа по развитию речи.
Задача учителя: проверить знания по теме; формировать умение вносить необходимые коррективы в работу.
1) Работа с фразеологизмами.
-Прочитайте словосочетания.
Слайд №11
Втирает очки
Гладите по головке
Бьёт баклуши
-Что вы прочитали? (Фразеологические обороты).
-Что такое фразеологический оборот или фразеологизм? (Словосочетание, предложение, имеющее переносное значение).
-Замените фразеологический оборот глаголом, запишите в тетрадь.
Комментированное письмо.
(Один ученик комментирует написание личного окончания глагола)
Слайд №12 (или работа на интерактивной доске)
Втирает очки - обманывает
Гладите по головке – хвалите
Бьёт баклуши - ленится
-А теперь выполним работу наоборот. Я предлагаю словосочетание, а вы его заменяете фразеологическим оборотом.
Обманывать всех – водить за нос
Прослушать весь урок – ловить ворон
Держать язык за зубами - молчать
2) Работа над мини-сочинением о зиме. (Работа в группах)
-Продолжаем путешествие.
-Пушкин сочинял не только сказки. У него написано много стихотворений и поэм.
-Вспомните, какие произведения А.С.Пушкина вы читали?
-А.С. Пушкин писал стихи и о разных временах года. Но у нас за окном зима, поэтому вспомним стихи об этом времени года.
Слайд №13
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Или.
Слайд №14
Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета.
И вдруг.
Слайд №15
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
-Прислушайтесь, как великолепен и красив русский язык!
-В нашем крае зима бывает разной. Мы с вами вспомним дни, когда выпадал снег.
-Попробуйте своими словами описать зиму.
-К вам на помощь спешит Золотой петушок. Он составил несколько опорных слов, чтобы вам было легче, и ваш рассказ получился интересным.
Слайд №16
Гуляет, укутает, укроет, покрывает, запорошит.
-Составьте с этими словами словосочетания, используя их в прямом и переносном значениях. Называйте средства художественной выразительности.
ветер гуляет (олицетворение)
укутает деревья (олицетворение)
укроет землю (олицетворение)
покрывает землю (олицетворение)
запорошит снегом
-Дома вы подбирали эпитеты. Зачитайте.
-Кто составил сравнения? Зачитайте.
-А теперь приступайте к работе. Работаете группами.
(Проверка проходит по группам).
-Вот и сказке конец, а кто слушал…
Дети: молодец.
-А вместе со сказкой и закончился наш урок.
Познавательные, регулятивные, коммуникативные, предметные.
6. Рефлексия деятельности (итог урока)
Задаёт вопросы, побуждает к рефлексии.
Высказывают свои впечатления от урока, делают выводы, заполняя листы самооценки.
Задача учителя: проверить знания по теме; формировать умение вносить необходимые коррективы в работу, её оценки и учёта характера сделанных ошибок; создать ситуацию успеха каждому ребёнку.
-Чему учились на уроке русского языка?
Оценивание.
-Каждый поставьте себе отметку за урок, учитывая устные ответы, наличие или отсутствие ошибок в тетради, то есть оцените, насколько хорошо вы усвоили тему.
Регулятивные.
7.Домашнее задание.
Задача учителя: дать возможность каждому ребёнку раскрыть свои возможности, опираясь на материал урока.
- Дома каждый из вас напишет мини-сочинение о зиме, пользуясь собранным материалом для урока.
Регулятивные, личностные, предметные.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ