Технологическая карта урока по русскому языку в 2 классе "Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы"

Пьянкова Наталья Владимировна

МБОУ «ООШ № 35» г.Киселёвск

учитель начальных классов



Технологическая карта урока русского языка

Класс: 2

Тема: Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель: учить распознавать суффиксы в словах, понимать механизм образования новых слов.


Задачи:

  • актуализировать знания учащихся о частях слова;

  • повторить основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем;

  • способствовать развитию критического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;

  • создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.


Планируемые результаты (предметные):

Познавательные УУД

Общеучебные:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • понимают и преобразовывают информацию;

  • находят информацию в Обратном словаре, анализируют ее содержание;

  • контролируют и оценивают процесс и результат деятельности;

  • обосновывают выбор собственного решения;

  • подводят итог своей деятельности;

Логические:

  • выстраивают логическую цепь рассуждений:

  • самостоятельно выбирают критерии для оценки.

научатся графически обозначать части слова; образовывать новые формы слова с помощью суффикса; находить информацию в Обратном словаре, анализировать ее содержание.


Формирование УУД (метапредметных):

  • регулятивные – определяют и формулирую цель; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; организовывают и контролируют свою работу, работу в группе, в паре; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; прогнозируют результат собственной деятельности;

  • коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умеют слушать и вступать в диалог; умеют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; умеют договариваться и приходить к общему мнению;

  • личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


Оборудование и материалы:

  • Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 2 класс»

  • Проектор, компьютер

  • Презентация Microsoft Power Point

Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП): кластер (прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста), рефлексия.

Ход урока

Технология проведения

Совместная работа учителя и учащихся, направленная на достижение запланированных результатов

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предметные УУД

Метапредметные УУД

I.Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цель: создание условий для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность.

Создает благоприятную эмоциональную атмосферу.




Прозвенел звонок для вас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сядьте, спинки прямо

Вижу, класс наш - хоть куда,

Мы начнём урок тогда.


- Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.




- Я очень рада, что у вас хорошее настроение. И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.


- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы.


Настраиваются на плодотворную работу, организуют рабочее место.











Учащиеся с помощью сигнальных значков показывают свое настроение.









5 февраля

Классная работа

  1. Самоконтроль готовности

  2. Реакция на учителя, внимание

Личностные УУД:

Мотивация к учебной деятельности

II. Актуализация знаний (4 – 5 мин)

Цель: повторение изученного материала, необходимого для закрепления полученных знаний.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.




- Прочитайте слова:

лес, лесок, в лесу, лесник, за лесом.


- Назовите родственные слова.

- Почему вы так решили?


- Какие части слова вы еще знаете?


- С помощью какой части слова образовались новые родственные слова?


- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?


- Это новая тема для вас?



- Сформулируйте тему нашего урока.

- Каких слов?

- Какую цель мы перед собой сегодня поставим?



- Какими знаниями мы воспользуемся для достижения поставленной цели?


На доске карточки со словами:

Маленькое слово

Часть слова

Д

Для образования новых слов

С

ля образования новых слов

Для связи слов в предложении

После корня

Перед корнем

Не имеет значение

Имеет значение

- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Фронтальная работа


Дети читают




- Лес, лесок, лесник

- Есть общая часть – корень, общий смысл.

- Корень, окончание, суффикс


- С помощью суффикса




- О суффиксах



- Нет, мы знакомы с понятием суффикса


- Суффиксы слов.


- Слов-предметов.

-Уточнять и расширять наши представления о понятии «суффиксы».


- Знаниями о том, что такое суффикс.






На доске получается схема:

Часть слова

С

СУФФИКСС

Имеет значение

С








Общеучебные УУД:

применение ранее изученной информации;

ориентирование в своей системе знаний.


























Логические УУД: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных п

После корня

С

ризнаков







Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме.










Регулятивные УУД:

умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя.

III. Применение теоретических знаний для выполнения упражнений (23-25 мин)

Цель: формирование навыков письменного образования новых слов с помощью суффикса.















ФИЗМИНУТКА

Организует работу по самостоятельному выполнению упражнения и самопроверке. Помогает учащимся найти себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.


- Работаем по учебнику.

С. 36 упр.34


-Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?



(Кто сделал вперед, выходит к доске.)

-Проверьте, у кого так?

-У кого не так?


-Молодцы! Хорошо справились с заданием.


- А теперь отдохнем!


- Отдохнули? Вернемся к работе с новыми силами!

Работают самостоятельно по учебнику. Организуют и контролируют свою работу.









Дети записывают слова: 2 человека у доски, остальные в тетради.


собачка — собака; задачка — задача ; речка — река; аптечка - аптека, после чего выделяют корни и окончания.













Общеучебные УУД:

самостоятельное понимание и преобразование информации; нахождение информации в Обратном словаре, анализ ее содержания.












Регулятивные УУД:

умение организовывать и контролировать свою работу;

умение оформлять свои мысли в письменной форме.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и вступать в диалог.

Организует работу в паре.








С.36 упр.35.

- Это упражнение является продолжением предыдущего упражнения.


- Прочитайте задание.

- С помощью какого суффикса образовали новые слова?

-Какой оттенок смысла он придает новым словам?


-Покажите письменно, как от ОСНОВЫ каждого слова образовалось новое слово.


-Эта работа не новая для вас, поэтому вы будете работать самостоятельно в парах с комментированием.


Проверка по слайду.


- Проанализируйте весь список слов на –чка.

- Как пишется буквосочетание чк?


Работа в паре


Договариваются, при необходимости корректируют работу соседа. Оценивают совместную работу.



После того как корни и окончания выделены, дети обнаруживают в одном из слов каждой пары суффикс –к-,

устанавливают уменьшительно-ласкательный характер этого суффикса.


Дети письменно по образцу показывают, как из ОСНОВЫ каждого слова образовалось другое слово.

1ряд – 2 слово

2ряд – 3 слово

3ряд – 4 слово





Просмотрев весь список слов на -чка, дети убеждаются, что буквосочетание ЧК пишется без Ь.









Общеучебные УУД:

умение контролировать и оценивать процесс и результат действия; умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.









Регулятивные УУД:

умение организовывать и контролировать работу в паре.

Коммуникативные УУД:

способность договариваться и приходить к общему мнению; умение слушать и вступать в диалог.

IV. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

(4 - 5мин) (резерв)

Цель: обобщение полученных знаний

Организовать работу в группе.




- Прочитайте слова на слайде:

нос, дом, хвост, слон.

- От этих слов образуйте новые слова, которые обозначают маленькие предметы, а затем – большие.

- С помощью чего образовываем новые слова?


-Какой оттенок вносят эти суффиксы в значение нового слова?


Работа в группе

Договариваются, приходят к общему мнению.


Дети читают.


Дети работают в группах.

Проверка.



- С помощью суффиксов.



- Суффикс -ИК- делает предмет маленьким,

-ИЩ- - увеличивает предметы.

Общеучебные УУД:

умение обосновывать выбор собственного решения.

Логические УУД:

умение выстраиваит логическую цепь рассуждения.

Коммуникативные УУД:

умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Регулятивные УУД:

умение принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные УУД:

Учебно-познавательный интерес к выполняемому заданию.

V. Рефлексия деятельности (3 – 4 мин)

Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности






Подводит учащихся к самооцениванию своей деятельности


- А теперь давайте подведем итог нашего урока.
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
-Достигли мы этой цели?

-Кто остался доволен своей работой?

- Дополните предложения.







- Нарисуйте в тетрадях «Лесенку успеха», оцените себя.

- Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились …


Оценивают результат собственной деятельности




-Уточнять и расширять наши представления о понятии «суффиксы».

- Да


- Поднимают руки.



Я узнал…

Я понял…

Мне понравилось…

Было трудно…

Могу порадоваться успехам…

Общеучебные УУД:

умение подводить итог своей деятельности; самостоятельно выбирать критерии для оценки.

Регулятивные УУД:

умение прогнозировать результат собственной деятельности.

Личностные УУД:

адекватное суждение о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Д/З дифференцированное



Т. с.21 упр.28



Т. с.20 упр.27


-Выберите себе задание, но помните:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ