Технологическая карта урока по русскому языку в 2 классе "Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы"
Пьянкова Наталья Владимировна
МБОУ «ООШ № 35» г.Киселёвск
учитель начальных классов
Технологическая карта урока русского языка
Класс: 2
Тема: Что такое суффикс. Суффикс слов, называющих предметы.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель: учить распознавать суффиксы в словах, понимать механизм образования новых слов.
Задачи:
актуализировать знания учащихся о частях слова;
повторить основные признаки суффикса как части слова: имеет значение, служит для образования слов, стоит за корнем;
способствовать развитию критического мышления, устойчивости внимания, умения переключать свое внимание, восприятия, связной речи;
создать условия для формирования познавательного интереса к изучению русского языка.
Планируемые результаты (предметные):
Познавательные УУД
Общеучебные:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
понимают и преобразовывают информацию;
находят информацию в Обратном словаре, анализируют ее содержание;
контролируют и оценивают процесс и результат деятельности;
обосновывают выбор собственного решения;
подводят итог своей деятельности;
Логические:
выстраивают логическую цепь рассуждений:
самостоятельно выбирают критерии для оценки.
научатся графически обозначать части слова; образовывать новые формы слова с помощью суффикса; находить информацию в Обратном словаре, анализировать ее содержание.
Формирование УУД (метапредметных):
регулятивные – определяют и формулирую цель; принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; организовывают и контролируют свою работу, работу в группе, в паре; оформляют свои мысли в устной и письменной форме; прогнозируют результат собственной деятельности;
коммуникативные – умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; умеют слушать и вступать в диалог; умеют интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие; умеют договариваться и приходить к общему мнению;
личностные – осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Оборудование и материалы:
Учебник: Н.А. Чуракова «Русский язык. 2 класс»
Проектор, компьютер
Презентация Microsoft Power Point
Приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП): кластер (прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста), рефлексия.
Ход урока
Технология проведения
Совместная работа учителя и учащихся, направленная на достижение запланированных результатов
Планируемые результаты
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Предметные УУД
Метапредметные УУД
I.Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цель: создание условий для возникновения у учащихся потребности включения в учебную деятельность.
Создает благоприятную эмоциональную атмосферу.
Прозвенел звонок для вас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сядьте, спинки прямо
Вижу, класс наш - хоть куда,
Мы начнём урок тогда.
- Покажите сигнальным значком, какое у вас настроение.
- Я очень рада, что у вас хорошее настроение. И с хорошим настроением отправимся в путь за знаниями.
- Откройте свои тетради, запишите дату сегодняшнего урока, вид работы.
Настраиваются на плодотворную работу, организуют рабочее место.
Учащиеся с помощью сигнальных значков показывают свое настроение.
5 февраля
Классная работа
Самоконтроль готовности
Реакция на учителя, внимание
Личностные УУД:
Мотивация к учебной деятельности
II. Актуализация знаний (4 – 5 мин)
Цель: повторение изученного материала, необходимого для закрепления полученных знаний.
Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.
- Прочитайте слова:
лес, лесок, в лесу, лесник, за лесом.
- Назовите родственные слова.
- Почему вы так решили?
- Какие части слова вы еще знаете?
- С помощью какой части слова образовались новые родственные слова?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Это новая тема для вас?
- Сформулируйте тему нашего урока.
- Каких слов?
- Какую цель мы перед собой сегодня поставим?
- Какими знаниями мы воспользуемся для достижения поставленной цели?
На доске карточки со словами:
Маленькое слово
Часть слова
Д Для образования новых слов С
Для связи слов в предложении
После корня
Перед корнем
Не имеет значение
Имеет значение
- Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.
Фронтальная работа
Дети читают
- Лес, лесок, лесник
- Есть общая часть – корень, общий смысл.
- Корень, окончание, суффикс
- С помощью суффикса
- О суффиксах
- Нет, мы знакомы с понятием суффикса
- Суффиксы слов.
- Слов-предметов.
-Уточнять и расширять наши представления о понятии «суффиксы».
- Знаниями о том, что такое суффикс.
На доске получается схема:
Часть слова С СУФФИКСС Имеет значение С
Общеучебные УУД:
применение ранее изученной информации;
ориентирование в своей системе знаний.
Логические УУД: подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных п После корня С
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя.
III. Применение теоретических знаний для выполнения упражнений (23-25 мин)
Цель: формирование навыков письменного образования новых слов с помощью суффикса.
ФИЗМИНУТКА
Организует работу по самостоятельному выполнению упражнения и самопроверке. Помогает учащимся найти себя, простраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
- Работаем по учебнику.
С. 36 упр.34
-Прочитайте задание. Что вам нужно сделать?
(Кто сделал вперед, выходит к доске.)
-Проверьте, у кого так?
-У кого не так?
-Молодцы! Хорошо справились с заданием.
- А теперь отдохнем!
- Отдохнули? Вернемся к работе с новыми силами!
Работают самостоятельно по учебнику. Организуют и контролируют свою работу.
Дети записывают слова: 2 человека у доски, остальные в тетради.
собачка — собака; задачка — задача ; речка — река; аптечка - аптека, после чего выделяют корни и окончания.
Общеучебные УУД:
самостоятельное понимание и преобразование информации; нахождение информации в Обратном словаре, анализ ее содержания.
Регулятивные УУД:
умение организовывать и контролировать свою работу;
умение оформлять свои мысли в письменной форме.
Коммуникативные УУД:
умение слушать и вступать в диалог.
Организует работу в паре.
С.36 упр.35.
- Это упражнение является продолжением предыдущего упражнения.
- Прочитайте задание.
- С помощью какого суффикса образовали новые слова?
-Какой оттенок смысла он придает новым словам?
-Покажите письменно, как от ОСНОВЫ каждого слова образовалось новое слово.
-Эта работа не новая для вас, поэтому вы будете работать самостоятельно в парах с комментированием.
Проверка по слайду.
- Проанализируйте весь список слов на –чка.
- Как пишется буквосочетание чк?
Работа в паре
Договариваются, при необходимости корректируют работу соседа. Оценивают совместную работу.
После того как корни и окончания выделены, дети обнаруживают в одном из слов каждой пары суффикс –к-,
устанавливают уменьшительно-ласкательный характер этого суффикса.
Дети письменно по образцу показывают, как из ОСНОВЫ каждого слова образовалось другое слово.
1ряд – 2 слово
2ряд – 3 слово
3ряд – 4 слово
Просмотрев весь список слов на -чка, дети убеждаются, что буквосочетание ЧК пишется без Ь.
Общеучебные УУД:
умение контролировать и оценивать процесс и результат действия; умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД:
умение организовывать и контролировать работу в паре.
Коммуникативные УУД:
способность договариваться и приходить к общему мнению; умение слушать и вступать в диалог.
IV. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков
(4 - 5мин) (резерв)
Цель: обобщение полученных знаний
Организовать работу в группе.
- Прочитайте слова на слайде:
нос, дом, хвост, слон.
- От этих слов образуйте новые слова, которые обозначают маленькие предметы, а затем – большие.
- С помощью чего образовываем новые слова?
-Какой оттенок вносят эти суффиксы в значение нового слова?
Работа в группе
Договариваются, приходят к общему мнению.
Дети читают.
Дети работают в группах.
Проверка.
- С помощью суффиксов.
- Суффикс -ИК- делает предмет маленьким,
-ИЩ- - увеличивает предметы.
Общеучебные УУД:
умение обосновывать выбор собственного решения.
Логические УУД:
умение выстраиваит логическую цепь рассуждения.
Коммуникативные УУД:
умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.
Регулятивные УУД:
умение принимать и сохранять учебную задачу.
Личностные УУД:
Учебно-познавательный интерес к выполняемому заданию.
V. Рефлексия деятельности (3 – 4 мин)
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности
Подводит учащихся к самооцениванию своей деятельности
- А теперь давайте подведем итог нашего урока.
- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?
-Достигли мы этой цели?
-Кто остался доволен своей работой?
- Дополните предложения.
- Нарисуйте в тетрадях «Лесенку успеха», оцените себя.
- Мне очень понравилось как вы сегодня работали, особенно отличились …
Оценивают результат собственной деятельности
-Уточнять и расширять наши представления о понятии «суффиксы».
- Да
- Поднимают руки.
Я узнал…
Я понял…
Мне понравилось…
Было трудно…
Могу порадоваться успехам…
Общеучебные УУД:
умение подводить итог своей деятельности; самостоятельно выбирать критерии для оценки.
Регулятивные УУД:
умение прогнозировать результат собственной деятельности.
Личностные УУД:
адекватное суждение о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Д/З дифференцированное
Т. с.21 упр.28
Т. с.20 упр.27
-Выберите себе задание, но помните:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ