Технологическая карта урока русского языка во 2 классе «Имя прилагательное»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №13»
Города Александрова Владимирской области
Технологическая карта урока русского языка
во 2 классе
«Имя прилагательное»
подготовила
учитель начальных классов
Косырева Ирина Даниловна
Цели урока
Организовать деятельность учащихся по выведению общего понятия о прилагательном как части речи, которая называет признаки предмета.
Учебные задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения
Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения.
Развитие доброжелательности.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Учебные задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов
Развитие умения работать с информацией.
Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.
Формирование способности решать проблемы поискового характера.
Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения.
Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи.
Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
Формирование умения слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Формирование умения взаимодействовать в статичных группах, распределять роли и функции совместной деятельности.
Учебные задачи урока, направленные на достижение предметных результатов
Формировать умение выражать собственное мнение.
Соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения.
Формирование умения находить имена прилагательные, знать их значение.
Необходимое оборудование и материалы
Ватман, фломастеры, геометрические фигуры, карточки для игры.
Подробный конспект урока.
Этапы урока
Время, продолжительность этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
Организационный момент
3 минуты
Методика деления на группы.
Цель: научиться сотрудничать, развивать коммуникативные компетенции.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 3 минуты.
Необходимые материалы: различные геометрические фигуры по количеству групп
Проведение: Деление на группы заранее планируется учителем. В группах 6-8 человек.
-Добрый день! Я вижу, что у большинства из вас сегодня настроение отличное, а если кто-то чувствует себя неважно, пусть ему помогут наши улыбки и дружеское участие.
- Выберете себе геометрическую фигуру и сядьте за парту, где находится ваша геометрическая фигура.
В начале урока дети разбиваются на группы. Учащиеся выбирают геометрическую фигуру и определяются, в какую группу они попадают. Выбирается руководитель группы, спикер (выступающий). Недопустимо, чтобы образовывались группы «лучшие», «худшие».
Личностные:
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения.
Развитие доброжелательности.
Коммуникативные:
Формирование умения взаимодействовать в статичных группах, распределять роли и функции совместной деятельности.
Вхождение или погружение в тему
5 минут
Цель: помочь осознать каждому ребёнку, что он знает, а чему должен научиться.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 5 минут
Проведение: Прочитайте слова, выделите из них имена существительные и задайте вопросы, на которые они отвечают. (Мёд, жаркие, стрекоза, сладкий, поле, зелёная, большое, дни).
Запись в тетрадь:
Предметы
что? мёд
кто? стрекоза
что? поле
что? дни
- По какому принципу разделили слова?
- Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? что?
- Для чего нужны имена существительные?
- Обратите внимание на оставшиеся слова. Какой частью речи они являются?
- С какой проблемой вы столкнулись? Почему? (Мы не знаем новую часть речи, не знаем, как её отличить от других частей речи).
- Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
Дети сталкиваются с проблемой. Они не могут определить часть речи у слов . Учащиеся говорят, почему они не могут определить часть речи, определяют, что они знают, а что не знают. Учащиеся формулируют учебные задачи.
(Научиться определять новую часть речи, находить её среди других частей речи, будем учиться общаться, слушать и слышать друг друга).
Личностные:
Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения.
Развитие доброжелательности.
Познавательные:
Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения.
Регулятивные: развитие умения сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
Формирование ожиданий учеников
5 минут
Метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево».
Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 5 минут.
Необходимые материалы: на доске нарисовано дерево, на нём – красные и жёлтые листочки.
Проведение: Учитель предлагает учащимся на жёлтых листочках написать, чего они ждут на уроке, а на красных – чего опасаются.
-Напишите на жёлтых листочках, чего вы ждёте на уроке, а на красных – чего опасаетесь. А в конце урока мы посмотрим, сбудутся ваши ожидания и опасения или нет.
Оценка результата урока: жёлтое дерево – цели достигнуты, красное дерево - выросло не то, что ожидали.
В конце урока учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и не сбывшиеся опасения – жёлтыми несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.
Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию, формирование способностей к самооценке, ориентируясь на понимание причин успеха.
Познавательные: развитие операций мышления: сравнения, анализа, синтеза.
Регулятивные: Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи.
Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Открытие нового знания и первичное закрепление
15 минут
Метод работы в группе.
Цель: научиться делиться своими идеями, развивать умение рассуждать, делать умозаключения.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 15 минут.
Необходимые материалы: таблица, с кратким описанием алгоритма работы, бумага, фломастер.
Проведение: Учитель предлагает учащимся исследовать новую часть речи в группе
Работа в группах.
Задание 1. Игра « Угадай». Кто и что это?» Каждой группе дается определенный предмет, животное или др. Группа записывает слова прилагательные, характерные данному предмету. Другая группа должна отгадать кто или что это? № 1 – волк, № 2 – лиса, № 3- слон, № 4 – заяц, № 5 – береза.(символ нашей Родины!)
– По какому слову вы точно поняли, о каком предмете идет речь?
- Какой можно сделать вывод?
Задание 2. Соедините линиями прилагательные с существительными, к которым они относятся.
Мёд зелёный сладкое трава поле большая дни. Жаркие
- Почему не получается составить словосочетания? - Что делать? - Что мы можем узнать у имени существительного ? (род) - Ставим от имени сущ. вопрос к имени прилагательному? - Какой можно сделать вывод?
Задание 3. Найди общее прилагательное к каждому из двух существительных. Подчеркни сочетание слов в переносном значении.
Ключ золотой, твердый
Характер
Дорога
Дисциплина железная
Хлеб
Климат мягкий
Хвост
Холод собачий
Нора
Хитрость лисья
Вывод. Что еще нового узнали об имени прилагательном?
- Прочитайте правило.
-Как же называется новая часть речи?
Учащиеся записывают ответ на листочках бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивают на доску. Выбирается учениками от группы спикер, который будет защищать мнение свое группы. Все участники дискуссии высказывают своё мнение. Делают выводы, дискутируют.
- Как проверить наши выводы? (Посмотреть в учебнике).
Ученики делают вывод.
Ребята строят рассуждения об объектах, высказываются в устной форме.
Личностные:
Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.
Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения.
Развитие доброжелательности.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Познавательные:
Развитие умения работать с информацией.
Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.
Формирование способности решать проблемы поискового характера.
Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения.
Регулятивные: Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи.
Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
Формирование умения слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Формирование умения взаимодействовать в статичных группах, распределять роли и функции совместной деятельности.
Проработка содержания темы
8 минут
Метод игры «Разведчики генералы».
Цель: формировать у учащихся умение находить прилагательные среди других частей речи.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 8 минут.
Необходимые материалы: карточки: существительное, прилагательное,глагол, карточки со словами.
Проведение: Все участники делятся на 2 группы. Одни исполняют роль разведчиков. У них в руках находятся листы, с указанием разных частей речи: существительное, прилагательное, глагол. Другие исполняют роль генералов. У них в руках, карточки со словами разных частей речи. Задача разведчиков набрать себе группу генералов. Если у генерала существительное, то его выбирает разведчик, у которого карточка существительное.
В конце этапа проводится анализ работы.
Дети играют в игру .
Анализ работы.
- Какие проблемы у вас возникли?
-Чему вы учились?
Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения.
Развитие доброжелательности.
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.
Познавательные:
Развитие умения работать с информацией.
Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.
Формирование способности решать проблемы поискового характера.
Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения.
Регулятивные: Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи.
Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Коммуникативные: Формирование умения слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
Подведение итогов
4 минуты
Метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево».
Цель: сравнить результаты с намеченными ожиданиями в начале урока.
Участники: все обучающиеся.
Время проведения: 4 минуты.
Проведение: На доске появляется дерево с разноцветными листочками.
-- С какими проблемами вы столкнулись, работая в группе?
- Что вам помогло в решении этих проблем?
Сравниваются результаты с намеченными ожиданиями в начале урока.
Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения
Познавательные: Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения.
.
Регулятивные: Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи Коммуникативные: формирование умения использовать речь для регуляции своих действий.
Домашнее задание
Творческое задание на дом.
- Найти или самим сочинить загадки, которые состоят из прилагательных.
- Самим сочинить и придумать загадки с прилагательными.
Дополнительная информация
Результативность урока, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями)
Предлагаемый урок может быть полезен учителям начальных классов, работающих по разным учебно-методическим комплексам. Подготовка и проведение урока требует от учителя знаний технологии АМО (активные методы обучения)
Ожидаемые/полученные результаты урока.
Активные методы обучения позволили активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Учитель выступает в роли модератора. При организации работы в группе, дети учатся распределять действия между собой.Во время работы учащиеся смогли реализовать свои возможности в общении, в преодолении боязни, робости. Во время игры и решения проблемы дети получили положительные эмоции открытия нового знания.
Использованная литература, источников информации.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная указом Президента РФ от 04.02.2010 Пр-271.
Асмолов А.Г. Пособие для учителей «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». – М. 2008.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ