Урок по русскому языку по теме: «Буквосочетания чк, чн»

Андреева Валентина Юрьевна

учитель начальных классов

МБОУ «Шихазанская СОШ им. М. Сеспеля»

Канашского района ЧР




























Одним из принципов личностной направленности обучения и творческой активности учащихся – пробуждение у ребенка желания учиться и получать знания. На основе этого создаются реальные условия для реализации деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребенка», становится доступным и интересным для учащихся.

Важнейшей задачей орфографии является развитие умений видеть орфограммы в словах, писать слова с этими орфограммами, графически обозначать орфограмму.

Для того, чтобы мои ученики имели прочные знания и умело использовали полученную информацию на практике, я использую технологию проблемно-диалогического обучения. На таких уроках дети в процессе самостоятельного исследования делают выводы и обобщения, формулируют определения понятий, правила.

Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока русского языка по теме «Шипящие согласные звуки, буквосочетания чк, чн.



Тема : Сочетание ЧК, ЧН.

Цель: усвоить правило правописания сочетаний чк, чн.

Задачи:

-образовательные: формировать умение правильно писать слова с данной орфограммой;

-развивающие: развивать умение анализировать (мышление), связанную речь;

- воспитательную: воспитывать культуру труда, самостоятельность в принятии решений (задание по выбору, составление схемы); воспитывать любовь к пернатым друзьям.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Доброе утро, ребята. Для того, чтобы урок получился интересным, давайте будем работать вместе, дружно.

- Ребята, посмотрите на доску и прочитайте слова ( тучка, почка, банан, точка, школа, девочка). Эти слова надо разделить на две группы. Как вы разделите? Что общего в словах каждой группы ? (в одну группу слова, где встречается ч, во вторую – остальные).

-Сегодня мы будем работать с буквой Ч и звуком [Ч’].

2. Минутка чистописания

ч

Ч


3.Актуализация знаний

-Сейчас мы с вами составим кластер (схему) на тему «Буква Ч, ч и звук [ч’]».


а согласный

ч - [ ч’ ] мягкий

у

глухой

? непарный

Я поставлю еще одну стрелочку с вопросом. Чтобы ответить на вопрос в нашей схеме сегодня мы должны узнать на уроке что-то новое.


4. Организация наблюдения с целью открытия новых знаний

-Два ученика под диктовку писали слова. Ребята, посмотрите и скажите, в каком столбике слова написаны правильно и ПОЧЕМУ?

Ручка ручька

Сочный сочьный

Свечка свечька

Удочка удочька

Ёлочная ёлочьная

(в первом столбике слова написаны правильно)

ВЫВОД: ч – всегда мягкий и в сочетаниях чк, чн ь – не пишется

Запишите правильный вариант в тетрадях. Какая же сегодня тема урока? ( сочетания ЧК, ЧН)


5. Физкультминутка.


6. Работа по учебнику. Выполняем упражнение 110..

- Как произносится звук [ ч’ ] – мягко или твердо?

Работа с правилом с 79. Придумайте свои примеры на эту орфограмму.


7. Работа по карточкам. Чтение стихотворения, работа над текстом, анализ, беседа о помощи птицам в зимнее время. Найдите в тексте слова с сочетанием ЧК. Выпишите их в тетрадь.

Прилетела к нам синичка.

Села прямо над окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче стало,

Ведь исчезли червячки,

Для неё кусочки сала

Мы повесим на сучки.


8. Работа в группах (3 группы) (для каждой команды по три задания)

I задание (для всех групп одинаково) Измените, слова так, чтобы было сочетание ЧК

Свеча –

Собака –

Молоко –

Овца –

Река –

Птица –

Дача -

- Прочитайте, какие получились слова.

- Какая орфограмма встречается во всех новых словах?

- Почему в данных словах не надо писать ь ?

II задание. Измените в слове ТОЧКА первую букву и запишите новые слова (точка – кочка – дочка – бочка – почка)

III задание. В схеме найдите и исправьте ошибку

Ь

ЧК ЧН

9. Итог урока

-Давайте вернемся к нашей первой схеме и вместо вопросительного знака напишем ответ (помещаем исправленную детьми схему)

Ь

ЧК ЧН


-Что нового узнали на уроке?

-Какие задания показались трудными? Домашнее задание - упражнение 112.

Урок окончен. Всем спасибо.



Литература.

1. Мельников Е. Н. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Сб. программ/ Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. – М :Баласс. 2008.

2. Мельникова Е. Н. Проблемный урок в начальной школе, или как открывать знания вместе с детьми // Начальная школа: плюс-минус. 1999. №5,6,7,8.

3. Мельникова Е.Н. Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. Вып. 3.-М., Баласс. 1999

4. Климанова Л. Ф. Русский язык: Учеб. для 2 кл. в 2 ч. Ч1 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение» - М. Просвещение, 2010

5. Интернет ресурсы www. school 2100. ru



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ