Урок по русскому языку в 1 классе «В гостях у Апрельчика!»
Негосударственное частное общеобразовательное учреждение
Гимназия «Росток»
Анапского района Краснодарского края
Конспект урока по русскому языку в 1 классе
«В гостях у Апрельчика!»
подготовила
учитель начальных классов
Сверчкова Галина Ивановна
г. Анапа
2013
Обобщающий урок по наблюдению над смыслоразличительной
функцией букв и звуков. «В гостях у Апрельчика!»
Цель: проверить умения учащихся анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, творчески решать учебную задачу; формировать фонематический слух по умению выделять звуки в словах и соотносить их с буквами; развивать познавательную активность и мышление;
Оборудование: индивидуальные листы А - 4 с личиком мальчика; Лист А-2 с изображением личика мальчика; картинки слов с буквами для игры в рифму, игрушка «кот»; карточки слов и предложений – перевёртыши;
Ход урока.
I. Вводная часть.
Тяжела для всех наука,
Если в школе сон и скука.
Если будет увлеченье –
Станет радостным ученье!
II. Сообщение темы урока. Постановка цели.
-- Мы познакомились со всеми прописными буквами русского языка, узнали много правил, умеем списывать тексты. Сегодня я предлагаю провести весёлый урок, ведь наступил месяц апрель – добрый, весёлый месяц весны.
(на доске написано: «Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!»)
-- Прочитаем на доске, как сегодня мы будем учиться на уроке (чтение хором предложения с доски)
-- Прошли холода, с каждым днём всё теплее и теплее. Люди радуются теплу, солнцу. Радуюсь и я, что вас многому научила в 1 классе. Радуется со мной и один мальчик, который пришёл к нам на урок.
(открывается закрытая часть доски, на формате А2 изображено личико мальчика.)
-- Это мальчик – Апрельчик. Он весёлый, любит по - доброму шутить, радоваться и хочет сделать вам весенний сюрприз. Настоящий АПРЕЛЬСКИЙ!!!
(работа в тетрадях, а точнее в индивидуальных листах формата А 4)
-- Откроем тетради. Что такое? У вас в тетрадях такие же Апрельчики? Вот хитрый мальчишка! Но он что - то написал вам на листах (читаем «Чтобы было веселее, делай всё наоборот!»)
-- Он хочет, чтобы вы писали не в тетрадях, а на этих листочках. Вы согласны? Ладно, я тоже соглашусь, но с условием: писать правильно и красиво, работать активно и умело, и показать нашим гостям чему мы научились за это время в 1 классе. Давайте вызовем Апрельчика на спор - что лучше: «Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!» или
« Чтобы было веселее, делай всё наоборот!»
III. Чистописание.
-- Предлагаю порадовать Апрельчика и все записи на листке начинать с последней строчки – внизу. Все последующие записи будем выполнять также – снизу вверх. Запишем число – 6 апреля.
-- Пропишем любимую букву нашего гостя. Угадайте, какую? (Аа а А)
-- А теперь Апрельчик приглашает нас в комнату смеха! Что там люди делают? Кто из вас там был? Мы тоже будем смеяться (учитель читает стихотворение А.Усачёва)
В комнате сме….( дети дополняют «ха»)
Такая поте…(ха)
Верблюд с головой пету…(ха)!
Глаза, словно блюда!
Ой, мама, мне худо!
А кругом только слышно….(ха –ха –ха –ха –ха)
-- А как ещё люди смеются?
хи – хи хо – хо хе – хе
-- Запишем эти слоги. Но, угадайте, где будем эти слоги писать? Давайте напишем на губках нашего Апрельчика! (на 1, 2, 3 строках. Учитель пишет тоже на своём листе у доски фломастером)
-- Какие согласные звуки в этих слогах? Почему?
IV. «Оживление Апрельчика» ----------- звуко –буквенный анализ слов.
-- Давайте нашего Апрельчика оживим! Чтобы он говорил и шутил вместе с нами, видел нас и слышал. Вот мой помощник всем вам известный Умный котик (игрушка). Он предлагает вам первый сюрприз от Апрельчика.
А) 1 сюрприз
-- Мы знаем, что одна буква может поменять не только звук, но и значение целого слова! (обращаю внимание на стенд Умного кота, где висят схемы – правила русского языка изученные в 1 классе)
-- Мой помощник Умный котик хочет, чтобы вы в его слове (показываю табличку со словом «Котик») изменив всего одну букву, образовали новые слова ( дети подбирают: ротик,…). Апрельчику понравилось это слово: ротик. Запишем внизу на строчке: котик – ротик. (Учитель тоже пишет, показывая детям)
-- Что изменилось?
(значение слова, первый согласный звук глухой поменялся на согласный звонкий)
-- А что будет делать этот ротик? (подсказываю детям –кушать…?)…тортик. Допишем это слово.
-- А что помогло подобрать новое слово? (рифма)
Игра в рифму.
На доске открываются рисунки с записью слов с выделенной первой буквой: мак, корона, лук, дрова, дом
На партах у детей лежат карточки слов. Дети, анализируя свою карточку, находят слово - рифму к каждому слову, выходят к доске и ставят свою карточку– рифму рядом ( мак – РАК, корова – ВОРОНА, лук – ЖУК, и т.д.)
-- Что изменилось в первой паре? (значение слова и первый звук)
-- Что изменилось во второй паре? (значение слова и первый глухой звук стал звонким звуком)
-- Что изменилось в третьей паре? (значение слова и первый звук)
(анализ продолжается с др. карточками).
ФИЗМИНУТКА «Кузнечики»
Поднимаем плечики – мы теперь кузнечики!
Прыг – скок, прыг - скок. Стоп!
Сели посидели. Травушку покушали – тишину послушали.
Выше, выше, высоко прыгаем легко!!!
Б) 2 сюрприз.
Учитель:
Если только засмеяться.
То настанут чудеса -----
От улыбок проясняться
И глаза и небеса!
-- Наш Апрельчик теперь может смеяться и разговаривать. Давайте удивим его новыми словами – рифмами. Вот слово – ФОНАРИК. (дети подбирают - ШАРИК).
-- Давайте напишем эту пару на бровках нашего Апрельчика!
(учитель тоже пишет на рисунке на доске)
Задание: разделим эти слова на слоги и поставим ударение!
(идёт комментированная работа по заданию)
Учитель: Ну – ка, взрослые и дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало у нас в классе
И светлее и теплей!
Молодцы, ребята!!!
В) 3 сюрприз.
Учитель: Хи – хи, да ха – ха – ха
Слышим смеха звуки
Избавляют нас всегда
От хандры и скуки!
-- Ребята, а наш Апрельчик, мне кажется, нас плохо слышит. Давайте ему «прочистим уши!».
-- Какое правило мы слышим в слове УШИ ?
(хором читаем правило в стихах: Букву И всегда пиши
После Ж и после Ш(ша)
И тогда твоя отметка
Будет очень хороша!)
-- Запишем это слово в одном ушке Апрельчика. (переворачиваем лист и записываем. Учитель тоже пишет на листе на доске)
-- Что знаете про согласный звук в этом слове?
(имеет один твёрдый глухой звук)
-- А какое слово получится, если этот твёрдый согласный звук поменять на звонкий согласный звук? (ужи). Запишем это слово в другом ушке Апрельчика. Давайте вспомним, что нам предложил Апрельчик в начале нашего урока? (читаем слова на верхней части листа «Чтобы было веселее делай всё наоборот»)
3. Грамматическая загадка: Отгадайте! Какое слово спряталось в последнем слове этого предложения, обозначающего часть лица?
( в слове –« наоборот» спряталось слово «рот»)
-- Запишем слово РОТ на нижней строчке (пишу на рисунке, дети в своих листах).
-- А теперь давайте превратим это слово в слово НОС!!! Для этого будем менять только одну букву. Сначала изменим первую: был РОТ --- ? ОТ, что это может быть за слово? (дети подбирают слова: нот, кот, тот, вот) Какое слово выберем, чтобы получилось слово НОС? (нот). Превращаем!!! (на листах появляется запись РОТ – НОТ). -- Теперь изменим последнюю букву. Получилось слово НОС!
( записываем на листочках)
Вот теперь наш Апрельчик и видит, и слышит, и может разговаривать и веселиться с нами.
ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ – ПОМЕНЯТЬ ОДНУ ВСЕГО БУКВУ!!! Вывод: игра « Пересадка» (называю слово – дети составляют своё слово на последнюю букву и пересаживаются на пустое место.)
V. Знакомство со словами – перевёртышами – полиндромами.
1. Игра с полиндромами.
-- Буквы такие выдумщицы. Они вместе с Апрельчиком приготовили для вас целые предложения, которые можно читать и справа налево, и слева направо. Их в русском языке называют перевёртышами, а точнее полиндромами. Увидели буквы, что девочке Олесе бабушка печёт пирог и закричали, пошутив: «Гори пирог!» (вывешиваю на доску таблицу с предложением). Олеся прочитала, как полагается слева направо. Прочитаем и мы! А потом Олеся прочитала это предложение наоборот и засмеялась.
-- А что её развеселило? Прочитаем и мы справа налево! А буквы того и ждали (вывешиваю таблицу с новым предложением): «Олесе весело!» (вывешиваю таблицу, и читаем в разных направлениях). А тут пришёл фокусник и говорит: «Я ем змея!» (вывешиваю таблицу и читаем в разных направлениях)
2.Списывание с комментированием.
Спишем, комментируя 1 и 2 предложение, а 3 -е уберу – очень уж страшно! (пишем в шапочке Апрельчика на строчках: « Гори пирог! Олесе весело.» - комментируя)
VI. Работа над текстом. Выборочное письмо – списывание.
-- Мальчик Апрельчик приготовил для вас свои волшебные капельки (раздача листиков по форме капельки с текстом о весне).
Прочитаем, что он вам написал?
Текст на листах капельках:
«Настал тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыши падает чистая капель. На клёне набухли почки. »
-- Какое слово вам непонятно?
Задание: -- Какое знакомое правило вы видите в слове АПРЕЛЬ? (ь для обозначения мягкости согласного звука)
-- Выпишем слова на эту орфограмму. Писать будем в шапочке нашего Апрельчика. ( АПРЕЛЬ, ДЕНЬ, КАПЕЛЬ)
-- Последнее предложение самостоятельно спишите и подчеркните правила оформления предложения (начало и конец предложения)
VII. Итог урока - рефлексия
-- Наш урок заканчивается. Давайте прочитаем слова на самой верхней строчке ваших и моего листа («Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться»). Учились мы с вами весело? А что весёлого и интересного было на нашем уроке?
А что предлагал нам гость - Апрельчик? ( «Чтобы было веселее, делай всё наоборот»). Что у нас было на уроке как предлагал наш гость?
Кто же прав был сегодня на уроке: мы или Апрельчик?(ответы детей)
Мы весело учились и поэтому хорошо всему научились!!!
Дома раскрасьте своего Апрельчика, сделайте его самым красивым!!!
Использованная литература для урока
Русский язык. 1 – 4 классы: занимательные материалы, задания, упражнения / авт. – сост. С.В.Ракитина. – Волгоград: Учитель, 2009.
Газета «Начальная школа» 2000 №12
Учебник «Русский язык» 1класс. Авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова – М.: Ветана – Граф, 2010.
Занимательная грамматика. – М., Омега, 1995.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ