Урок по русскому языку в 1 классе «В гостях у Апрельчика!»



Негосударственное частное общеобразовательное учреждение

Гимназия «Росток»

Анапского района Краснодарского края











Конспект урока по русскому языку в 1 классе

«В гостях у Апрельчика!»







подготовила

учитель начальных классов

Сверчкова Галина Ивановна





г. Анапа

2013



Обобщающий урок по наблюдению над смыслоразличительной

функцией букв и звуков. «В гостях у Апрельчика!»

Цель: проверить умения учащихся анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, творчески решать учебную задачу; формировать фонематический слух по умению выделять звуки в словах и соотносить их с буквами; развивать познавательную активность и мышление;


Оборудование: индивидуальные листы А - 4 с личиком мальчика; Лист А-2 с изображением личика мальчика; картинки слов с буквами для игры в рифму, игрушка «кот»; карточки слов и предложений – перевёртыши;



Ход урока.

I. Вводная часть.

Тяжела для всех наука,

Если в школе сон и скука.

Если будет увлеченье –

Станет радостным ученье!

II. Сообщение темы урока. Постановка цели.

-- Мы познакомились со всеми прописными буквами русского языка, узнали много правил, умеем списывать тексты. Сегодня я предлагаю провести весёлый урок, ведь наступил месяц апрель – добрый, весёлый месяц весны.

(на доске написано: «Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!»)

-- Прочитаем на доске, как сегодня мы будем учиться на уроке (чтение хором предложения с доски)

-- Прошли холода, с каждым днём всё теплее и теплее. Люди радуются теплу, солнцу. Радуюсь и я, что вас многому научила в 1 классе. Радуется со мной и один мальчик, который пришёл к нам на урок.

(открывается закрытая часть доски, на формате А2 изображено личико мальчика.)

-- Это мальчик – Апрельчик. Он весёлый, любит по - доброму шутить, радоваться и хочет сделать вам весенний сюрприз. Настоящий АПРЕЛЬСКИЙ!!!

(работа в тетрадях, а точнее в индивидуальных листах формата А 4)

-- Откроем тетради. Что такое? У вас в тетрадях такие же Апрельчики? Вот хитрый мальчишка! Но он что - то написал вам на листах (читаем «Чтобы было веселее, делай всё наоборот!»)

-- Он хочет, чтобы вы писали не в тетрадях, а на этих листочках. Вы согласны? Ладно, я тоже соглашусь, но с условием: писать правильно и красиво, работать активно и умело, и показать нашим гостям чему мы научились за это время в 1 классе. Давайте вызовем Апрельчика на спор - что лучше: «Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться!» или

« Чтобы было веселее, делай всё наоборот!»

III. Чистописание.

-- Предлагаю порадовать Апрельчика и все записи на листке начинать с последней строчки – внизу. Все последующие записи будем выполнять также – снизу вверх. Запишем число – 6 апреля.

-- Пропишем любимую букву нашего гостя. Угадайте, какую? (Аа а А)

-- А теперь Апрельчик приглашает нас в комнату смеха! Что там люди делают? Кто из вас там был? Мы тоже будем смеяться (учитель читает стихотворение А.Усачёва)

В комнате сме….( дети дополняют «ха»)

Такая поте…(ха)

Верблюд с головой пету…(ха)!

Глаза, словно блюда!

Ой, мама, мне худо!

А кругом только слышно….(ха –ха –ха –ха –ха)

-- А как ещё люди смеются?

хи – хи хо – хо хе – хе

-- Запишем эти слоги. Но, угадайте, где будем эти слоги писать? Давайте напишем на губках нашего Апрельчика! (на 1, 2, 3 строках. Учитель пишет тоже на своём листе у доски фломастером)

-- Какие согласные звуки в этих слогах? Почему?

IV. «Оживление Апрельчика» ----------- звуко –буквенный анализ слов.

-- Давайте нашего Апрельчика оживим! Чтобы он говорил и шутил вместе с нами, видел нас и слышал. Вот мой помощник всем вам известный Умный котик (игрушка). Он предлагает вам первый сюрприз от Апрельчика.

А) 1 сюрприз

-- Мы знаем, что одна буква может поменять не только звук, но и значение целого слова! (обращаю внимание на стенд Умного кота, где висят схемы – правила русского языка изученные в 1 классе)

-- Мой помощник Умный котик хочет, чтобы вы в его слове (показываю табличку со словом «Котик») изменив всего одну букву, образовали новые слова ( дети подбирают: ротик,…). Апрельчику понравилось это слово: ротик. Запишем внизу на строчке: котик – ротик. (Учитель тоже пишет, показывая детям)

-- Что изменилось?

(значение слова, первый согласный звук глухой поменялся на согласный звонкий)

-- А что будет делать этот ротик? (подсказываю детям –кушать…?)…тортик. Допишем это слово.

-- А что помогло подобрать новое слово? (рифма)

Игра в рифму.

На доске открываются рисунки с записью слов с выделенной первой буквой: мак, корона, лук, дрова, дом

На партах у детей лежат карточки слов. Дети, анализируя свою карточку, находят слово - рифму к каждому слову, выходят к доске и ставят свою карточку– рифму рядом ( мак – РАК, корова – ВОРОНА, лук – ЖУК, и т.д.)

-- Что изменилось в первой паре? (значение слова и первый звук)

-- Что изменилось во второй паре? (значение слова и первый глухой звук стал звонким звуком)

-- Что изменилось в третьей паре? (значение слова и первый звук)

(анализ продолжается с др. карточками).

ФИЗМИНУТКА «Кузнечики»

Поднимаем плечики – мы теперь кузнечики!

Прыг – скок, прыг - скок. Стоп!

Сели посидели. Травушку покушали – тишину послушали.

Выше, выше, высоко прыгаем легко!!!

Б) 2 сюрприз.

Учитель:

Если только засмеяться.

То настанут чудеса -----

От улыбок проясняться

И глаза и небеса!

-- Наш Апрельчик теперь может смеяться и разговаривать. Давайте удивим его новыми словами – рифмами. Вот слово – ФОНАРИК. (дети подбирают - ШАРИК).

-- Давайте напишем эту пару на бровках нашего Апрельчика!

(учитель тоже пишет на рисунке на доске)

Задание: разделим эти слова на слоги и поставим ударение!

(идёт комментированная работа по заданию)

Учитель: Ну – ка, взрослые и дети,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало у нас в классе

И светлее и теплей!

Молодцы, ребята!!!

В) 3 сюрприз.

Учитель: Хи – хи, да ха – ха – ха

Слышим смеха звуки

Избавляют нас всегда

От хандры и скуки!

-- Ребята, а наш Апрельчик, мне кажется, нас плохо слышит. Давайте ему «прочистим уши!».

-- Какое правило мы слышим в слове УШИ ?

(хором читаем правило в стихах: Букву И всегда пиши

После Ж и после Ш(ша)

И тогда твоя отметка

Будет очень хороша!)

-- Запишем это слово в одном ушке Апрельчика. (переворачиваем лист и записываем. Учитель тоже пишет на листе на доске)

-- Что знаете про согласный звук в этом слове?

(имеет один твёрдый глухой звук)

-- А какое слово получится, если этот твёрдый согласный звук поменять на звонкий согласный звук? (ужи). Запишем это слово в другом ушке Апрельчика. Давайте вспомним, что нам предложил Апрельчик в начале нашего урока? (читаем слова на верхней части листа «Чтобы было веселее делай всё наоборот»)

3. Грамматическая загадка: Отгадайте! Какое слово спряталось в последнем слове этого предложения, обозначающего часть лица?

( в слове –« наоборот» спряталось слово «рот»)

-- Запишем слово РОТ на нижней строчке (пишу на рисунке, дети в своих листах).

-- А теперь давайте превратим это слово в слово НОС!!! Для этого будем менять только одну букву. Сначала изменим первую: был РОТ --- ? ОТ, что это может быть за слово? (дети подбирают слова: нот, кот, тот, вот) Какое слово выберем, чтобы получилось слово НОС? (нот). Превращаем!!! (на листах появляется запись РОТ – НОТ). -- Теперь изменим последнюю букву. Получилось слово НОС!

( записываем на листочках)

Вот теперь наш Апрельчик и видит, и слышит, и может разговаривать и веселиться с нами.

ВОТ ЧТО ЗНАЧИТ – ПОМЕНЯТЬ ОДНУ ВСЕГО БУКВУ!!! Вывод: игра « Пересадка» (называю слово – дети составляют своё слово на последнюю букву и пересаживаются на пустое место.)

V. Знакомство со словами – перевёртышами – полиндромами.

1. Игра с полиндромами.

-- Буквы такие выдумщицы. Они вместе с Апрельчиком приготовили для вас целые предложения, которые можно читать и справа налево, и слева направо. Их в русском языке называют перевёртышами, а точнее полиндромами. Увидели буквы, что девочке Олесе бабушка печёт пирог и закричали, пошутив: «Гори пирог!» (вывешиваю на доску таблицу с предложением). Олеся прочитала, как полагается слева направо. Прочитаем и мы! А потом Олеся прочитала это предложение наоборот и засмеялась.

-- А что её развеселило? Прочитаем и мы справа налево! А буквы того и ждали (вывешиваю таблицу с новым предложением): «Олесе весело!» (вывешиваю таблицу, и читаем в разных направлениях). А тут пришёл фокусник и говорит: «Я ем змея!» (вывешиваю таблицу и читаем в разных направлениях)

2.Списывание с комментированием.

Спишем, комментируя 1 и 2 предложение, а 3 -е уберу – очень уж страшно! (пишем в шапочке Апрельчика на строчках: « Гори пирог! Олесе весело.» - комментируя)




VI. Работа над текстом. Выборочное письмо – списывание.

-- Мальчик Апрельчик приготовил для вас свои волшебные капельки (раздача листиков по форме капельки с текстом о весне).

Прочитаем, что он вам написал?

Текст на листах капельках:

«Настал тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыши падает чистая капель. На клёне набухли почки. »

-- Какое слово вам непонятно?

Задание: -- Какое знакомое правило вы видите в слове АПРЕЛЬ? (ь для обозначения мягкости согласного звука)

-- Выпишем слова на эту орфограмму. Писать будем в шапочке нашего Апрельчика. ( АПРЕЛЬ, ДЕНЬ, КАПЕЛЬ)

-- Последнее предложение самостоятельно спишите и подчеркните правила оформления предложения (начало и конец предложения)

VII. Итог урока - рефлексия

-- Наш урок заканчивается. Давайте прочитаем слова на самой верхней строчке ваших и моего листа («Учиться будем весело, чтоб хорошо учиться»). Учились мы с вами весело? А что весёлого и интересного было на нашем уроке?

А что предлагал нам гость - Апрельчик? ( «Чтобы было веселее, делай всё наоборот»). Что у нас было на уроке как предлагал наш гость?

Кто же прав был сегодня на уроке: мы или Апрельчик?(ответы детей)

Мы весело учились и поэтому хорошо всему научились!!!

Дома раскрасьте своего Апрельчика, сделайте его самым красивым!!!









Использованная литература для урока

  1. Русский язык. 1 – 4 классы: занимательные материалы, задания, упражнения / авт. – сост. С.В.Ракитина. – Волгоград: Учитель, 2009.

  2. Газета «Начальная школа» 2000 №12

  3. Учебник «Русский язык» 1класс. Авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова – М.: Ветана – Граф, 2010.

  4. Занимательная грамматика. – М., Омега, 1995.













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ