Урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание окончаний имен существительных во множественном числе»



МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕРГАЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 23







Урок русского языка в 4 классе по теме:





«Правописание окончаний имен существительных во множественном числе» (закрепление)



учитель начальных классов

Гущиной Екатерины Евгеньевны













Декабрь 2010

Тема: Правописание окончаний имен существительных во множественном числе.

Задачи: Формировать умение :

  • правильно употреблять в речи существительные во множественном числе, составлять предложения,

  • работать самостоятельно по алгоритму,

  • самопроверке,

  • развивать умение четко оформлять свою мысль,

  • работать в группе,

  • высказывать свое мнение, выслушивать оппонента,

  • оценивать свою работу на уроке.

  1. Орг. момент.

Здравствуйте ребята, сегодня у нас на уроке гости, давайте их поприветствуем. Тихо сели.

Каждый день на каждом уроке мы с вами все выше и выше поднимаемся на вершину горы знаний. Сегодня я предлагаю вам взять еще одну высоту. Но прежде чем отправимся в путь, давайте повторим то, что уже знаем.

  1. Повторение. Игра домино.( Приложение 1)

Игру начну я: Что такое существительное? Отвечает тот у кого карточка с ответом на этот вопрос , после чего задает вопрос из своей карточки.

( Приложение 1)

Молодцы, двигаемся дальше.

  1. Словарная работа.

Открываем тетради. Сейчас вы будете записывать словарные слова.

Запишите слова во множествен числе (работа в группах) в 1гр. Р.п.

2 гр.Д.п.

3гр. В.п.

4 гр. Т.п.

5 гр. П.п.

Помните, сомневаетесь в написании буквы, ставьте точку.

Автобус, билет, дорога, километр, телефон, товарищ, мороз, деревня, месяц, девочка.

А теперь проверим слова с помощью словаря, возьмите зеленую ручку и вставьте буквы.

Посмотрите на окончания и давайте заполним таблицу.

( заполнение таблицы, на доске)

И.п. ы,и,а,я

Р.п. ов,ев,ей, нулевое

Д.п. ам,ям

В.п.

Т.п. амии,ями

П.п. ах, ях.

( проговорить итог)

Какая же тема урока? Правильно. Правописание окончаний имен существительных во множественном числе(запись в тетради).

  1. Работа в группах

А теперь будем работать в группе. Из записанных слов составьте и запишите одно предложение. Дайте характеристику и запишите схему.

- У кого предложения с однородными членами?

-У кого сложное предложение?

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного.

У вас у каждого на столе лист с заданием. Прочитайте. Все понятно? Задание у каждого свое, выполняем самостоятельно.(Приложение 2)

- Какого вида текст? Докажите.

-Что нужно знать, чтобы озаглавить текст? (тему, основную мысль)

7. Итог.

Закончите предложение:

Сегодня я запомнил?

Я сегодня понял?

Я сегодня научился?

Приложение 1

Каждый ученик получает свою карточку с вопросом и ответом

Ответ: Существительное –это часть речи отвечает на вопросы кто?что? и обозначает предмет.



Вопрос: Какие существительные к первому склонению относятся?

Ответ: Сущесвительное первого склонения в родительном падеже имеет окончание –и





Вопрос: Какие окончания имеют существительные третьего склонения в родительном падеже ?




Ответ: Сущесвительное третьего склонения в родительном падеже имеет окончание –и



Вопрос: Какие окончания имеют существительные первого склонения в дательном падеже ?

Ответ: Первое склонение –существительные женского и мужского рода с окончаниями –а-я



Вопрос: Какие существительные ко второму склонению относятся?

Ответ: Сущесвительное первого склонения в дательном падеже имеет окончание –е





Вопрос: Какие окончания имеют существительные третьего склонения в дательном падеже ?


Ответ: Второе склонение- существительные мужского и среднего рода с окончаниями –о-е, нулевым.



Вопрос: Какие существительные к третьему склонению относятся?


Ответ: Сущесвительное третьего склонения в дательном падеже имеет окончание –и





Вопрос: Какие окончания имеют существительные первого склонения в предложном падеже ?

Ответ: Третье склонение - существительные женского рода с мягким знаком на конце.



Вопрос: Сколько падежей в русском языке?

Ответ: Сущесвительное первого склонения в предложном падеже имеет окончание –е



Вопрос: Какие окончания имеют существительные второго склонения в предложном падеже ?


Ответ: В русском языке 6 падежей





Вопрос: На какие вопросы отвечают существительные в именительном падеже?

Ответ: Сущесвительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание –е



Вопрос: Какие окончания имеют существительные третьего склонения в предложном падеже ?


Ответ: Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы кто, что и предлогов не имеют



Вопрос: На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

Ответ: Сущесвительное третьего склонения в предложном падеже имеет окончание –е





Вопрос: Как отличить существительные во множественном числе от существительных в единственном числе ?

Ответ: Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы кого, чего и предлоги имеют : от, до, из, для, около , вокруг



Вопрос: На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?

Ответ: Существительные в единственном числе обозначают один предмет, во множественном числе - несколько.





Вопрос: Какие окончания имеют существительные во множественном числе в родительном падеже ?

Ответ: Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы кому, чему и предлоги имеют : к, по.



Вопрос: На какие вопросы отвечают существительные в винительном падеже?

Ответ: Существительные во множественном числе в родительном падеже имеют окончания- ов,ев,ей, нулевое.



Вопрос: Какие окончания имеют существительные во множественном числе в дательном падеже ?


Ответ: Существительные в винительном падеже отвечают на вопросы кого, что и предлоги имеют : через, про, за.



Вопрос: На какие вопросы отвечают существительные в творительном падеже?

Ответ: Существительные во множественном числе в дательном падеже имеют окончания- ам, ям.



Вопрос: Какие окончания имеют существительные во множественном числе в творительном падеже ?

Ответ: Существительные в творительном падеже отвечают на вопросы кем, чем и предлоги имеют : над, между,под.



Вопрос: На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже?


Ответ: Существительные во множественном числе в творительном падеже имеют окончания- ами, ями.



Вопрос: Какие окончания имеют существительные во множественном числе в предложном падеже ?

Ответ: Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы о ком, о чем и предлоги имеют : при, о,об, в, на

.



Вопрос: Какие окончания имеют существительные первого склонения в родительном падеже ?

Ответ: Существительные во множественном числе в предложном падеже имеют окончания- ах, ях.


















Приложение 2

Уровень 1

1.Прочитай. Впиши пропущенные окончания существительных, определи падеж.

2. Озаглавь текст

Площадк_ перед подъезд__ все были заставлены машин___. Жильц_ с собак___ гуляли чуть в стороне. На лавочк__ сидели старушк_ и родител_ с малыш___ в коляск__. По железным лестниц__ и низким бревнышк__ лазили ребят_ по взрослей. Между будк___ дет_ играли в футбол двумя команд___. Они делали друг другу передач_, били по ворот__, ободряли товарищ__ крик___. Под окн___ дома девочк_ играли в классик_, прыгали со скакалочк___ через резиночк_. Все были заняты своими забот___.





















Уровень 2

1.Прочитай. Впиши пропущенные окончания существительных, определи падеж.

2. Вставь пропущенные орфограммы.

3. Озаглавь текст

Пл_щадк_ перед под_езд__ все были заставлены машин___. Ж_льц_ с с_бак___ гуляли чуть в ст_роне. На лавочк__ с_дели ст_рушк_ и родител_ с м_лыш___ в коляск__. По железным лес_ниц__ и ни_ким бревнышк__ лазили ребят_ по взр_слей. Между будк___ дет_ играли в фу_бол двумя к_манд___. Они делали друг другу передач_, били по ворот__, ободряли т_варищ__ крик___. Под окн___ дома девочк_ играли в классик_, прыгали со ск_калочк___ через резиночк_. Все были заняты св_ими забот___.





.

















Уровень 3

1.Прочитай. Впиши пропущенные окончания существительных, определи падеж.

2. Вставь пропущенные орфограммы.

3. Востанови порядок предложений в тексте( цифрами)

4. Озаглавь текст

Ж_льц_ с с_бак___ гуляли чуть в ст_роне. На лавочк__ с_дели ст_рушк_ и родител_ с м_лыш___ в коляск__. Между будк___ дет_ играли в фу_бол двумя к_манд___. Пл_щадк_ перед под_езд__ все были заставлены машин___. Под окн___ дома девочк_ играли в классик_, прыгали со ск_калочк___ через резиночк_. Все были заняты св_ими забот___. По железным лес_ниц__ и ни_ким бревнышк__ лазили ребят_ по взр_слей. Они делали друг другу передач_, били по ворот__, ободряли т_варищ__ крик___.















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ