Урок русского языка в 4 классе «Разбор глагола, как части речи»

Тема: «Разбор глагола, как части речи».

Цели:

Сформировать мотивацию к обучению и познанию данной темы через метапредметную связь.

Организовать совместную деятельность для решения конкретных проблем.

Способствовать развитию орфографической зоркости, совершенствовать умение разбирать глагол как часть речи, совершенствовать каллиграфические навыки.

Развивать критическое мышление, коммуникативные способности, проводить самоанализ; Воспитывать умение слушать и уважать другое мнение, расширять кругозор;

Оборудование: картинка грача, карточки со словами, картина Саврасова «Грачи прилетели», кластеры, ракеты, карточки для проверки.

I.Организационный момент.

1) Приветствие

2) Запись числа, классной работы

-Кто изображен на картинке?

Как пишется слово грач?

-Что это за птица?

-Кто может назвать картину знаменитого художника с изображением этих птиц?

- Вспомните пословицы о граче.

-Как вы относитесь к птицам?

-Подумайте почему я завела речь о этой птице?

- Какой сегодня день? (День который на Руси зовётся – День Герасима Грачевника.

Этот день совпал со временем прилёта грачей. По поведению птиц судили о весне. Существовала примета: если грачи на старые гнёзда летят – весна будет дружная.)

Попробуем перефразировать примету . Продолжите мысль.

Наш урок русского языка удастся, если …

II.Орфографическая минутка и индивидуальная работа по карточкам

От тш ум ел ли

Попробуйте составить слово, используя данные соединения букв.

- Составьте устно простое предложение, с однородными членами используя это слово.

-Запишите данное предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы.

Отшумели все м.тели и м.розы (не)трещ…т.

-О каком времени года идет речь?

-Какая орфограмма в слове весна? Как проверить безударную гласную в корне?

-Попробуем разобрать это предложение по косточкам.

-Что означает данный фразеологизм? (Разобрать подробно, обстоятельно, по мелочам.)

-Выделить орфограммы и разобрать предложение, то есть выполнить синтаксический разбор и сделать схему.

-Что объединяет слова: отшумели, не трещат.

(Часть речи- глагол, II спр., множественное число).

-Чем различаются?

(Значением, формой времени, видом).

III. Физминутка.

VI.Работа в группах.

- Найти лишнее слово и выполнить морфологический разбор этого слова.

I группа II группа III группа IV группа

счас..ливый у д…машн… очага (Р.п.)

капус..ный под ос…нн… дождем (Т.п.)

наез..ник по гла…кой дороге (Д.п.)

звез..ный

Проверка работы групп.

-Что мы указываем сначала, выполняя морфологический разбор? Что такое начальная форма существительного?

-Как проверить безударную гласную в окончании имен прилагательных?

Исправьте ошибки:

Наездник по гладкой [глаткай]

-Разбор какой части речи не провели? Чем будем заниматься на уроке?

Сформулируйте и запишите тему: разбор глагола, как части речи.

V.Блиц опрос:

- Что такое глагол?

- Как изменяются глаголы?

- Какие постоянные признаки есть у глагола?

- Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?

-Что помогало вам при разборе существительных и прилагательных? (Нам помогал кластер).

-Поработайте в группах и предложите свой вариант кластера, помогающий при разборе глагола.

-Давайте попытаемся выполнить разбор глагола, как части речи с опорой на кластер.

VI.Работа по учебнику. Упр. 271 стр.82

  1. Работа по образцу (устно).

Светлеет- (что делает?) неопр.ф.светлеть, гл., 1 спр., наст.вр., 3-е л., ед.ч., сказуемое

  1. Комментированное письмо.

Яснеет- (что делает?) неопр.ф.яснеть, гл., 1 спр., наст.вр., 3-е л., ед.ч., сказуемое

  1. Работа в группах

Белеют-(что делают?) неопр.ф.белеть, гл., 1 спр., наст.вр., 3-е л., мн.ч., сказуемое

  1. Работа в парах

Зеленеют-(что делают?) неопр.ф.зеленеть, гл., 1 спр., наст.вр., 3-е л., мн.ч., сказуемое

  1. Индивидуальная работа

Всплывает- (что делает?) неопр.ф.всплывать, гл., 1 спр., наст.вр., 3-е л., ед.ч., сказуемое

VII.Физминутка.

Я называю глагол, вы выполняете действие.

VIII. Закрепление пройденного материала.

1.Самостоятельная работа с самопроверкой.

На выбор 2 глагола. Упр. 272 стр.78

Идёте-(что делаете?) неопр.ф.идти, гл., 1 спр., наст.вр., 2-е л., мн.ч., сказуемое

Яснеет-(что делает?) неопр.ф.яснеть, гл., 1 спр., наст.вр., 3-е л., ед.ч., сказуемое

Восходит-(что делает?) неопр.ф.восходить, гл., 2 спр., наст.вр., 3-е л., ед.ч., сказуемое

Мелькают-(что делают?) неопр.ф.мелькать, гл., 1 спр., наст.вр., 3-е л., мн.ч., сказуемое

2. групповая работа

Составьте синквейн - глагол.

IX. Итог.

-Почему при разборе глагола как части речи сначала указывают спряжение, а потом время, число, лицо.

-У кого возникли трудности?

-А теперь начнем подготавливаться к математике и обратимся к цифрам.

Завтра 18 марта 2013года, сколько лет исполняется с того момента, как впервые наш космонавт Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос (48 лет). Это был прорыв. Мы были первые в мире, покорившие космос. И, сейчас, спустя 46 лет мы гордимся теми людьми, которые столько сделали для России.

-Я горжусь вашей работой на уроке.

-Настало время, вам оцените свои достижения на уроке, индивидуальную работу покажите в иллюминаторах, а работу вашей группы - в носовой части ракеты. Чья же ракета достигла сегодня наивысших высот? А кто еще должен тренироваться?

X. Домашнее задание.

Упр.153 (дидактический материал)


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ