Урок русского языка в 4 классе "Склонение имён прилагательных во множественном числе"

Урок русского языка в 4 классе с использованием личностно-ориентированной технологии и информационно-коммуникационной технологии

Урок – ознакомление с новыми знаниями. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, так как направлен на изучение особенностей склонения имён прилагательных во множественном числе. Для развития познавательной сферы проводится работа по развитию психологических процессов в речи, памяти, мышления. В организацию работы на уроке включаются задания, подводящие ученика к воспроизведению материала, способствующего осмыслению материала учеником и способствующего закреплению материала учеником. На уроке реализуется принцип развивающего обучения.


Тема:" Склонение имен прилагательных во множественном числе "


ЦЕЛИ УРОКА :

Ознакомление с особенностями склонения .

Формирование умения склонять и употреблять прилагательные во множественном числе .

Развивать внимание, память, орфографическую зоркость, мыслительные операции.

Воспитывать любовь к русской классической литературе, любовь к чтению, интерес к учению.


ОБОРУДОВАНИЕ: таблица падежных окончаний прилагательных во множественном числе, таблица знаний и умений учащихся на данном уроке , чайнворд “ Склонение имен прилагательных ”.


ХОД УРОКА .


1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку .


2. Повторение знаний об имени прилагательном . слайд № 2


- Послушайте отрывок из повести Фонвизина “Недоросль”.


Госпожа Простакова хочет показать, как умен ее сын Митрофанушка. Митрофан говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает из грамматики, отвечает: “Много. Существительна да прилагательна .”


(Инсценировка отрывка).


- Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное ?

- Дверь? Котора дверь?

- Вот эта.

- Эта? Прилагательна .

- Почему же?


- Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не повешена: так та покамест существительна .

- Так поэтому у тебя слово “дурак” прилагательное , потому что он прилагается к глупому человеку?

- И ведомо.


(Беседа) слайд №3


- Ребята, а как вы ответите на вопрос, что такое прилагательное ?

- Какую роль играют прилагательные в нашей речи?

- Как узнать род, число и падеж имени прилагательного ?

- Как следует проверять безударные окончания имен прилагательных ?

- В каком числе прилагательные не изменяются по родам? ( во множественном числе )


3. Сообщение темы и цели урока . слайд №4


Сегодня на уроке мы познакомимся со склонением прилагательных во множественном числе . К концу урока мы должны знать падежные окончания прилагательных во множественном числе и уметь склонять.


4 . Новый материал.


Работа со словарем.


- Найдите странице 3 в “Орфографическом словаре” три имени существительных , поставьте их во множественное число . Подберите к ним прилагательные , подходящие по смыслу. Запишите полученные словосочетания.


(например: вкусные абрикосы, красивые автобусы, цветные абажуры)


Выборочный диктант. Слайд №5


Послушайте стихотворение Р. Рождественского.


(На доске)


О русской природе, о милой природе

С зарей в материнских глазах.

О тающем снеге, о ясной погоде,

О яблоне в наших садах,

О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берез,

О ласковых реках, о девичьих взорах,

О песнях, щемящих до слез.


- О чем это стихотворение? (О любви к матери, к родной природе, к Родине.)

- Выпишите в левый столбик словосочетания с прилагательными в единственном числе , а в правый столбик – с прилагательными во множественном числе .

- Узнайте род прилагательных в единственном числе .

- Что можно сказать о роде прилагательных во множественном числе ? (по родам не изменяются)

- Как узнать падеж прилагательных ? (по падежу существительных ) слайд № 6


ед. ч., ж.р., пр. п.


О русской природе

О милой природе

О ясной погоде


мн. ч., р.п.


сквозистых берез

о вольных просторах


Ознакомление с правилом на стр.122


Вопросы по его содержанию:


- В каком числе прилагательные не изменяются по родам?

- Как можно узнать падеж прилагательных во множественном числе ?


5. Наблюдение над окончаниями во множественном числе . слайд № 7


Работа с таблицей.

Им.п. Какие? -ые, -ие

Р.п. Каких? -ых, -их

Д.п. Каким? -ым, -им

В.п. Какие? -ые, -ие

Т.п. Какими? -ыми, -ими

П.п. (о) каких? -их, -их



- В каких падежах сходные окончания?

- Устно просклоняйте словосочетания, записанные нами ранее. (Работа в группах). Слайд №8

- Склонение прилагательных и существительных :


Для 1 варианта – Уральские горы.

Для 2 варианта – Голубые озера.


6. Упражнение в определении падежей прилагательных во множественном числе .


Упражнение № 282 (выполняется по вариантам)


1 вариант – 1, 3, 5 предложения.

2 вариант – 2, 4 , 6 предложения.


Например: Прежде всего зима стала до лесных (мн.ч., р.п.) птиц (мн.ч., р.п.) добираться.


Разгадывание чайнворда. Слайд №9




- Каждое слово здесь – прилагательное в указанном падеже единственного или множественного числа .

Алый – д.п., ед.ч.

Ударный – тв.п., ед. ч.

Могучий – им.п., ед.ч., ср.р.

Единый – в.п., ед.ч., ж.р.

Юный – р.п., ед.ч.

Опытный – тв.п., мн.ч.

Интересный – р.п., мн.ч.

Хороший – д.п., мн.ч.

Мирный – р.п., ед.ч.

Отличный – д.п., мн.ч.


7. Итог урока . слайд №10


- Возвращаемся к нашей таблице.

- Знаем падежные окончания прилагательных во множественном числе ?

- Умеем склонять прилагательные во множественном числе ?


8. Д/З


Упражнение № 283, правило.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ