Урок русского языка во 2-ом классе по теме "Диалог. Культура диалога"
СТРУКТУРА УРОКА
I. Организационный момент .Мотивация на урок.
III. Постановка учебной проблемы
IV. Целеполагание.
V. Создание ситуации противоречия.
VI. Планирование совместной деятельности.
VII. Актуализация
1.Работа со словарями.
2.Проблемное задание с поисковой функцией.
3. Проблемное задание с объяснительной функцией.
4. Проблемное задание с опознавательной функцией.
5. Проблемное задание с диагностической функцией.
VIII. Физминутка.
IX. Формирование умений и навыков
Х. Рефлексия.
XI. Домашнее задание.
XII. Подведение итогов.
Анализ урока.
В наш век развивающихся информационных технологий, компьютеризации, мобильной связи общение между людьми становится все более интенсивным и чрезмерно лаконичным. Иногда диалоги сопровождаются неоправданной негативной, экспрессивной лексикой, сленгом. Такое общение несет в себе отрицательный заряд, агрессию.
Я считаю, что сейчас, как никогда важно воспитывать в детях потребность в позитивном общении. Учить детей культуре диалога, умению общаться доброжелательно, вежливо. Проявлять внимание к собеседнику и уважать его мнение.
Учитывая, что большинство в классе составляют мальчики: подвижные, общительные и эмоциональные тема культуры диалога особенно актуальна.
Используя метод творческого исследования на уроке я ставлю целью создать условия для совершенствования коммуникативной культуры младших школьников. Метод способствует эмоционально положительному отношению процессу познания, позволяет решить ряд развивающих задач: выявление индивидуальных особенностей учащихся, умение работать в ситуации выбора, анализировать, делать выводы.
Использование на уроке современных информационных технологий способствует активизации познавательной деятельности учащихся, созданию эмоционально-положительной, творческой атмосферы.
Исследовательская деятельность на уроке превалирует над репродуктивной, заключается в развитии у учащихся умения структурировать, анализировать собранный материал, определять главное, решать поисковые задачи.
Посредством разноуровневых заданий на уроке реализуется дифференцированный подход. Урок отвечает принципам культуросообразности, индивидуально-личностного подхода. Способствует проявлению в детях таких свойств как: активность, ответственность, самоконтроль, умение делать выбор, участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, уважать мнение окружающих, собеседников.
Урок русского языка во 2 классе
учителя начальных классов Никитиной Н.В.
МБОУСОШ №8 пос. им. М. Горького.
Тема урока: Диалог. Обращение. Культура диалога.
Цели урока:
- создавать условия для совершенствования коммуникативной культуры младших школьников;
- способствовать эмоционально – положительному отношению к процессу познания на основе инновационной организации
внутригруппового общения;
- воспитывать уважение к родной речи (через деятельность учителя);
- анализировать собранный материал, структурировать, определять главное и второстепенное, решать поисковые задачи;
- овладевать современными формами группового взаимодействия для определения интересующих учащихся задач урока, вырабатывать гипотезы, работать со справочной литературой, анализировать тексты для детей и разговорную речь (через деятельность учащихся);
Задачи урока:
- Развивающие: выявлять индивидуальные особенности учащихся, развивать коммуникативные навыки, умение работать в ситуации выбора, способствовать развитию творческих способностей, воображения.
- Образовательные: актуализировать и расширить знания о диалоге как основном средстве общения. Культура диалога.
-Воспитательные: воспитывать потребность в позитивном содержательном общении, культуру диалога, нравственные качества и этические нормы общения: приветливость, доброжелательность, великодушие.
Планируемые результаты:
принимать и сохранять учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя. Отличать диалогическую речь от монологической, осознавать их значение в жизни людей. Работать со страничкой для любознательных, познакомиться с этимологией слов диалог и монолог. Развивать навык смыслового и выразительного чтения при чтении диалога и монолога, определение роли вежливых слов в речи. Использовать в речи диалог и монолог, участвовать в учебном диалоге. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты своей деятельности (4-е задание «Проверь себя» по учебнику).
Тип урока: творческо-исследовательский.
Оборудование:
использование ИКТ, офисной программы Pоwer Point , таблицы – диаграммы
дифференцированные задания, образцы текстов, листы с домашним заданием (каждому учащемуся)
Ход урока
I.Организационный момент и мотивация на урок.
Слайд 1.
1.Добрый день!
2. Привет!
3. Хеллоу!
4. Здравствуйте!
5. Салют!
-Подумайте какие из этих слов вы употребите вежливо здороваясь со взрослыми? Со сверстниками?
-Во всем мире люди приветствуют друг друга добрыми словами, желают здоровья, передают друг другу «тепло своей души».
II.Постановка учебной проблемы.
Кого сегодня поприветствовали вы, дети? Всегда ли вы ведете себя с окружающими вежливо, приветливо, уважительно?
( Ответы учащихся)
-Не сразу и не всем открывается тайна слова. Хотите постичь секреты родной речи, научиться говорить с окружающими доброжелательно, приветливо, чтобы не обидеть собеседника, а напротив попытаться улучшить его настроение? /проблема/
( Работа в группах на листах с печатной основой. Лист из «мини- энциклопедии» на букву «П».)
III.Целеполагание.
- Сегодня будем распознавать читать и записывать текст, в котором происходит разговор 2-ух лиц.
- Что будем изучать?
- Будем вести разговор так , чтобы не обидеть собеседника.
- Чему будем учиться?
Слайд 2
Где и с кем вы чаще вступаете в диалог?
-С близкими людьми дома.
-Со сверстниками в школе в гостях.
-Со взрослыми в культурных учреждениях, на улице, в транспорте.
IV.Создание ситуации противоречия.
-Умеете ли вы вести диалог вежливо, доброжелательно, приветливо? А хотите научиться?
V.Планирование совместной деятельности.
Слайд № 3
Для учащихся.
Для учителя.
Отличать диалог как вид текста.
2. Учиться вести диалог вежливо доброжелательно.
3. Выражать добрые чувства в разговоре с близкими людьми.
4. Изучать «формулы» вежливого общения.
1.Будем изучать устную и письменную речь.
Обратимся к синтаксису и пунктуации. Поработаем со словарями
2.В этом нам помогут этические нормы общения.
3.Будем развивать эмоциональную сферу, воспитывать нравственные качества
4.Тестирование.
VI. Выдвижение гипотезы.
Слайд 4.
«От учтивых вежливых слов язык не отсохнет»,- так мудро говорили в старину. И если ты хочешь, чтобы к тебе обращались учтиво, не забывай и сам говорить вежливые слова.
VII.Актуализация знаний.
Слайд 2 .
-Подберите родственные слова к слову «привет»
Привет, приветливо, приветливый, приветствовать.
-Придумайте предложения с этими словами.
\ -Определите вид текста.
- Откуда произошло слово «привет»?
Привет- от старинного « приветити»-приветствовоть, которое образовалось от слова «ветити»- говорить.
Приветливо- благожелательно, ласково, радушно.
- Это текст – рассуждение.
- Какие еще виды текстов вам известны?
/ Текст- описание, текст- повествование/
-Прочтите . Определите вид текста.
/ Дети читают текст. Вид текста неизвестен./
…Человечек, поравнявшись с подоконником, сказал:
- Привет. Можно мне здесь на минуточку приземлиться?
-Да, да,пожалуйста,- поспешно ответил Малыш и добавил: - Ачто, трудно вот так летать?
- Мне – ни капельки,- важно произнес Карлсон , потому что я лучший в мире летун!
-Как тебя зовут?- спросил Карлсон.
- Малыш, хотя по настоящему зовут Сванте Свантесон.
-А меня, Как это ни странно, зовут Карлсон. Просто Карлсон, и все. Привет, Карлсон! – сказал Малыш.
( А. Линдгрен)
/ Дети исследуют текст. Отвечают на вопросы./
Сколько говорящих в тексте?
Какой знак стоит перед словами говорящих?
С какой буквы начинается каждое высказывание?
Слайд 3.
Диалог это разговор двух лиц. В диалоге говорящие обмениваются высказываниями/репликами/
Обращение это слово, или группа слов к которому обращается говорящий.В устной речи обращения выделяются паузами. На письме эти паузы обозначаются запятыми.
VIII .Формирование умений и навыков
Диалог как вид текста.
СЛАЙД 7:
- Ну, это что – сказал он. – Вот я один раз был в Африке, меня там крокодил съел.
- Вот – так соврал! – рассмеялся Мишутка.
- Совсем нет.
- Почему же ты сейчас живой?
- Так он же меня потом выплюнул.
Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика… -
(Н. Носов «Фантазёры.)
………………………………………………………………………………………………
- Слушайте! Слушайте! Слушайте! Передаём экстренное сообщение! Человек поссорился с мамой! Человек поссорился с мамой! Эта беда случилась в нашем городе. И теперь в наш город пришли Великие Холода! Граждане берегите пальцы, носы и уши! Плотнее закрывайте форточки.
(С. Покровская « Не буду просить прощения».)
Учащиеся в группах решают ряд познавательных задач:
- Какой из текстов монолог, а какой диалог?
- Как форма записи помогла тебе ответить на вопрос?
- Составьте памятку, как записать диалог.
Памятка:
Диалог – от греч. «dialogos» - разговор двух или нескольких лиц.
Диалог состоит из реплик,
На письме реплики разных лиц даются с новой строки.
Перед каждой репликой ставится тире.
I – ая группа. Списать диалог. Восстановить и дописать недостающую реплику.
II.-ая группа. В диалоге перепутаны реплики. Восстанови их порядок. Запиши, пользуясь памяткой.
-Конечно, хочу! А как это делается?
-В страну Дураков!
-Умненький, благоразумненький Буратино, хотел бы ты, чтобы у тебя денег стало в десять раз больше?
-Проще простого. Пойдём с нами.
-Куда?
СЛАЙД 8:
III. – я группа. О чем диалог? Спишите, вставьте недостающие знаки препинания.
-Ты чей_
-Я Совенок _Моя мама Сова_ Я ничего не вижу_
Отведите меня к маме _
- К акая же у тебя мама_
-Моя мама самая красивая в мире_
(В. А. Сухомлинский «Моя мама самая красивая»)
(На экране высвечиваются правильные ответы. Самоконтроль)
Слайд 8:
.:
-Какими словами необходимо дополнить предложения?
Утром я пришёл в школу и сказал всем _____. Помог однокласснице снять пальто и услышал от неё ______. Мой друг поблагодарил бабушку за вкусный завтрак словом ______. Я случайно толкнул соседа по парте и попросил прощения словами ________ _________. Обращаясь к кому – либо с просьбой мы говорим _______ ________. Прощаясь, произносим _________.
Спишите, поставьте недостающие знаки препинания .
здравствуйте
спасибо
благодарю
простите
пожалуйста
будьте любезны
до свидания
-Какое слово у нас получилось?
-Доброта.
-Действительно, все эти вежливые слова несут доброту.
Как произносят эти добрые слова?
-Вежливо, с улыбкой.
-В общении с близкими выражаем сердечность, искренность, душевность.
Работа со словарями: а)выяснить этимологию слов;
б)объяснить лексическое значение;
в)подобрать синонимы;
г) подобрать антонимы;
Выполнение заданий из пособия «Слова с непроверяемыми написаниями», пособие к учебнику «Русский язык» 2 класс (1-4), СТРАНИЦЫ: 18, 30, 58, 93.
СЛАЙД 10:
Диалог может выражать приветствие, просьбу, благодарность. Как важен диалог в семье. Определите какой это диалог?
Приветствие:
- Здравствуй, сынок!
-Здравствуй, мамочка! Рад тебя видеть!
Какая ты красивая!
-Спасибо. Мне приятно это слышать. Как дела?
-Все в порядке.
Просьба:
- Папа,ты так здорово в прошлый раз накачал камеру! Я целый месяц катался. Помоги мне сегодня…
-Хорошо. Сделаю.
Благодарность:
- Бабуля, спасибо за обед. Все очень вкусно. Ты замечательно готовишь.
-Я рада это слышать. На здоровье!
1-ая группа. Спишите, подчеркните обращения.
2-ая группа. Дополните диалог, запишите реплики.
3-я группа. Составьте диалог со словами благодарности.
Сценическая пауза. Кубанский фольклор.
СЛАЙД 11:
Чтение диалогов «в лицах»
- Кума!
- Га?
- От, у вас собаки зли, семь штук напало – еле пэрэгавкала!
- Фома, у тебя в хати типло?
- Типло! На печи в кужухе согриться можно!
Это примеры «Занимательных диалогов»
• Тестирование «Умеете ли вы общаться?»
Слайд 12.
В современном мире дети и взрослые часто общаются посредством телефонной связи. Вы звоните по телефону и хотите позвать друга или подружку.
Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы:
- Позовите Веру.
- Здравствуйте, позовите пожалуйста Веру.
- Здравствуйте, позовите Веру.
Ты звонишь и оказывается, что номер набран неправильно.
- Вы ошиблись номером.
- Здесь таких нет.
- Вы, к сожалению, набрали не тот номер.
- Глядеть надо, когда набираете.
Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Как выразить просьбу вежливо?
- Я войду.
- Можно войти?
- Извините, можно войти?
Коля обидел Веру. Взял книгу не спросив разрешения. Вера плачет. Как попросить прощение?
- Да хватит тебе.
- Прости меня.
- Вера! Извини меня, пожалуйста!
Какие секреты диалога вы для себя открыли? Как вы теперь будете общаться с близкими, сверсниками и людьми старше вас по возрасту.
Творческие проекты в группах.
Слайд13.
Социализация
Ключ понимания.
- Как понимаете пословицу: «Добрые слова- добрые дела».
/Ответы детей/.
Поработаем над творческими проектами.
1 группа – «Мини энциклопедия» вежливых слов.
2 группа – Пополнение «копилки занимательных диалогов».
3 группа – Сочинение воображаемых диалогов.
IX. Домашнее задание.
Слайд 14.
Продолжение работы над проектом. Каждой группе даются листы с домашним заданием. (Приложение)
X. Рефлексия.
Слайд 15.
- Над чем работали?
- Что нового узнали?
- В чем были затруднения?
- Что помогло решить поставленные задачи?
- Кто самостоятельно сможет решить поставленные задачи?
- Кому необходима помощь?
- Где могут пригодиться полученные знания?
- Дайте оценку своей работе. ( Дети «проращивают зернышки» : очень высоко, высоко и руку «на локоток»)
XI. Подведение итогов.
Дети, сегодня мы с вами познавали секреты общения, учились вести диалог вежливо, доброжелательно, искренне. Цените слово, любите родную речь, уважайте собеседника.
- Будьте здоровы! Всего хорошего! До свидания!
Кужух – верхняя зимняя одежда из овчины.
Хата, курень – жилище казака.
Перегавкала – перекричала.
«От у тебя…» - какие у тебя...
Памятка:
Диалог – от греч. «dialogos» - разговор двух или нескольких лиц.
Диалог состоит из реплик,
На письме реплики разных лиц даются с новой строки.
Перед каждой репликой ставится тире.
Используемая литература.
Лакоцентина Т.П., Алимова Е,Е, Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 5: Научно-практическое пособие для учителей-методистов. Ростов н/Д. Издательство «Учитель», 2007г.
«Речь, язык и секреты пунктуации»: Кн. для учащихся/ Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая, Г.Н.Владимирская. изд. Москва.: Просвещение, 1995г.
«Речь. Речь. Речь». Детская риторика под редакцией Т.А.Ладыженской. Изд. «Родничок». Тула 2000г. Изд. «Астрель» г.Москва.
Е.П.Сгибнева «Классные часы в средней школе» Практическое пособие. Издание второе исправленное. АЙРИС ПРЕСС Москва 2005г.
О.В.Узорова, Е.А.Нефедова «Словарные слова» 4 кл. – М.: ООО. Издательство «Астрель» 2002 г: ООО «Издательство АСТ; 2002г (с. 18, 30, 58, 93.)
Приложение №1
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Утром я пришёл в школу и сказал всем «____________». Помог однокласснице снять пальто и услышал от неё «__________». Мой друг поблагодарил бабушку за вкусный завтрак словом «____________». Я случайно толкнул соседа по парте и попросил прощения словами «_________» . Обращаясь к кому – либо с просьбой мы говорим «_______ _________». Прощаясь, произносим «____________».
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №2
Вежливые слова – приветствия.
Здравствуйте, привет, добрый день, доброе утро, добрый вечер, приветствую вас, рад приветствовать вас.
Вежливые слова – знакомства.
Давайте познакомимся, разрешите с вами познакомиться, будем знакомы.
Вежливые слова – внимания к собеседнику.
Как дела, как живёте, какие новости, как себя чувствуете, какие успехи.
Вежливые слова – просьбы.
Пожалуйста, прошу вас, разрешите, будьте добры, будьте любезны, если вас не затруднит.
Вежливые слова – приглашения.
Приглашаю вас, разрешите пригласить вас, буду рад вас видеть, добро пожаловать.
Вежливые слова – поздравления.
Поздравляю вас с праздником, с праздником вас, позвольте поздравить вас и пожелать _____, примите мои поздравления.
Вежливые слова – разговора по телефону.
Алло, я слушаю, кто говорит, кто у телефона, позовите, пожалуйста, к телефону.
Вежливые слова – извинения.
Извините, простите, прошу прощения, виноват, мне очень жаль.
Вежливые слова – прощания.
До свидания, прощайте, до встречи, всего доброго, пока, счастливо оставаться
Вежливые слова – благодарности
Спасибо, большое спасибо, благодарю, очень признательны.
Этикет по телефону.
В начале разговора спроси, не помешал ли ты, не оторвал ли от важных дел. Телефонный разговор, прежде всего, должен быть кратким. Помни: пока ты ведёшь, неторопливый разговор с другом или подружкой, к твоему собеседнику или к тебе, быть может, не могут дозвониться по важному делу. К тому же длительный разговор перегружает линию.
Не веди по телефону пустых разговоров. Если ты не нуждаешься в душевной беседе, лучше встретиться с подружкой или с другом с глазу на глаз. Не стоит звонить знакомым слишком поздно. Если на пятый – шестой сигнал тебе не отвечают, повесь трубку и больше в этот день не звони. Если кто-то неправильно набрал номер и потом попал к тебе случайно, не груби, а вежливо ответь: «Простите, вы ошиблись номером».
Полезно чаще вспоминать, что телефон изобретён ещё и для того, чтобы не заходить к знакомым без предупреждения.
Прежде всего, ещё до того как ты наберёшь номер следует подумать: будет ли твой звонок приятен?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ