Урок русского языка "Звук [ч'], буква Ч, ч" 1 класс

Урок русского языка в 1-м классе "Звук [ч'], буква Ч, ч"

Цели:

создать условия для работы в парах, при изучении нового материала;

развивать интеллектуальные умения: анализировать, систематизировать, делать выводы;

познакомить с новым звуком и буквой;

развивать речевые умения, наблюдательность, творческие способности;

воспитывать интерес к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технология: дифференцированная, мультимедиа.

Методы: эвристический, словесный, наглядный.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, буквари, прописи, книга Э.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости, поэтому будьте внимательными, наблюдательными. Давайте мы с вами покажем наши знания и умения.

II. Актуализация знаний.

На доске буквы: а, у, е, и, ё, я, ш.

Назовите буквы.

Какая буква лишняя? Почему?

- Согласный какой звук? Звонкий или глухой? Для буквы Ш какая буква является парой?

А какое правило мы знаем с этими буквами?

Назовите гласные.

На какие группы их можно разделить?

- Почему?



III. Изучение нового. (Слайд 1)

Сегодня к нам на урок пришли герои одного мультфильма. Посмотрите внимательно отрывок.

Итак, скажите отрывок из какого мультфильма вы посмотрели? («Крокодил Гена и его друзья»)

- Чему радуется Чебурашка?

Как вы думаете, с каким новым звуком хочет нас познакомить Чебурашка?

Почему?

Давайте сформулируем тему урока. (Слайд 2)

Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока. Я буду начинать, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытайтесь продолжить мою мысль.

Познакомить со звуком ч и буквой ч;

Учиться отличать букву ч от других букв;

Учиться читать слова с буквой ч

Рассмотрите картинки. (Слайд 3)

Какие предметы вы видите? (чашка, часы, Чебурашка)

Какой первый звук в этих словах?

Произнесем хором.

Дадим характеристику звуку. Гласный или согласный?

Звонкий или глухой? (Закроем ушки произнесем 1 раз.)

Твердый или мягкий? (Произнесем сначала мягко, теперь твердо, есть ли отличия?)

Откройте прописи, страницу 23, возьмите цветные карандаши и оденьте звуковичка

(Слайд 4)

Доскажите словечко:

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Целый день по пашне вскачь,

А зовется птица… (грач). (Слайд 5)

Выполните звуковой анализ слова.

Отгадайте загадку:

Пушистая вата плывет куда-то

Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча.) (Слайд 6)

Чебурашка решил нам помочь и составил схему этого слова.

Давайте ее проверим. Что вы заметили? О чем забыл Чебурашка?

Познакомим букву Ч с гласными. Прочитаем слоги. (Слайд 7)

- Почему слоги Ча и Чу даны красным цветом? Как вы думаете?

Ребята, буква Ч для нас приготовила правила.

Послушайте сказку и подумайте, какие правила она нам приготовила ? (Слайды 8-12)

Сказка: Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я ,как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор они были в ссоре. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась. С тех пор Ча и Чу пишутся только с А и У.

Итак, буква Ч – особенная. Она приготовила 2 правила:

ЧА – пиши с А,

ЧУ – пиши с У.

Прочитаем слова в букваре цепочкой.

Какие родственные слова встретили?











Рассмотрите эту букву. На что она похожа?

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя!

Работа в прописи:

А теперь давайте, откроем еще раз прописи и посмотрим , как же пишется строчная буква ч. Внимательно посмотрите на строчную букву и скажите, на какую букву она

похожа? (на букву г).

Итак, с какого элемента нужно начать писать букву ч.

Начинаю писать букву со штриха вверх, пишу маленькую петлю, соединительную линию (она как бы провисла) и линию с нижним закруглением, как у буквы г

Давайте с вами сначала напишем букву в воздухе: и-раз-и-два.

Зарядка:

Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке будут буковки писать

Работа в прописи

Прочитаем слоги.

Какое соединение у всех слогов? (нижнее)

Найдите и прочитайте слог, где буква ч соединяется сверху. (оч)

IV. Физкультминутка.

Однажды крокодил Гена и Чебурашка решили посадить цветы. Давайте им поможем. Встаньте в проходы.

Мы в саду цветы сажаем,

Их из лейки поливаем.

Я буду перечислять названия цветов. Если в них есть звук [ч], изображайте, как вы их поливаете, если нет, поднимайте руки вверх и хлопайте:

Одуванчик, василек, розочка, астра, георгинчик, ландыш, колокольчик, ромашечка, мак.

Молодцы, Теперь цветочки обязательно вырастут.

V. Задание в парах.

Прочитайте слова на листочках и вставьте пропущенные буквы.

Проверим с объяснением на слайде. (Слайд 13)

VI. Работа в книге.

А теперь откройте книги и давайте мы с вами прочитаем текст, который называется «Буква-почемучка».

- Как вы думаете, почему текст назван «Буквой-почемучкой»? (задает много вопросов)

- Давайте сейчас мы об этом и узнаем. (Чтение текста).

Почему буква Ч странная?

Какие вопросы может задавать буква Ч?

Как нужно читать их?

Чем интересны эти вопросы? (в них есть буква ч)

Как меняется настроение в тексте у буквы ч когда его прогоняют?(она обижается, но потом она опять веселится)

Какая буква ч? (она не умеет долго обижаться, любопытная, веселая)

- Молодцы!!! А сейчас мы с вами прочитаем стихотворение.

Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.

О какой птичке пойдет речь в стихотворении? Как она выглядит? (Это небольшая лесная птица, похожая на воробья, с серым оперением)

Почему чижик невежда? Кого так называют?(того, кто не знает чего-то)

За что его так назвали? (не читает чудных книжек)

Почему чижика называют чудаком?

Какие слова из стихотворения подтвердят это? (Я читаю – он никак!)

Как герой стихотворения относится к птице?(он любит его, хочет чтобы чижик научился читать)

Важно ли для чижика уметь читать?(нет)

Как вы думаете, кто же он, герой стихотворения? Кого подразумевает автор стихотворения? (ребенок, который любит играть и веселится)

VII. Итог.

Вот и время нашего урока подходит к концу. Наши герои Чебурашка и крокодил Гена решили к себе пригласить гостей. А чем угощать не знают. Давайте подберем угощения, в которых будет звук [ч]: чай, печенье, чебуреки, чернослив, черешня, черника, сочник, чипсы, чупа-чупс, калачи и т.д.(Слайд 14)

Молодцы!

Достигли мы поставленных целей?

Какие эмоции вызвал у вас сегодняшний урок? Выберите и покажите.

Чебурашка и крокодил Гена тоже довольны вашей работой и говорят вам: “Чудесно! Очаровательно! Умнички! До встречи!” И ждут с вами встречи на страницах книги Эдуарда Успенского “Крокодил Гена и его друзья”. (Слайд 15)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ