Урок русского языка "Звук [ч'], буква Ч, ч" 1 класс
Урок русского языка в 1-м классе "Звук [ч'], буква Ч, ч"
Цели:
создать условия для работы в парах, при изучении нового материала;
развивать интеллектуальные умения: анализировать, систематизировать, делать выводы;
познакомить с новым звуком и буквой;
развивать речевые умения, наблюдательность, творческие способности;
воспитывать интерес к русскому языку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Технология: дифференцированная, мультимедиа.
Методы: эвристический, словесный, наглядный.
Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, буквари, прописи, книга Э.Успенского “Крокодил Гена и его друзья”.
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок
Начинаем наш урок
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости, поэтому будьте внимательными, наблюдательными. Давайте мы с вами покажем наши знания и умения.
II. Актуализация знаний.
На доске буквы: а, у, е, и, ё, я, ш.
– Назовите буквы.
– Какая буква лишняя? Почему?
- Согласный какой звук? Звонкий или глухой? Для буквы Ш какая буква является парой?
А какое правило мы знаем с этими буквами?
– Назовите гласные.
– На какие группы их можно разделить?
- Почему?
III. Изучение нового. (Слайд 1)
– Сегодня к нам на урок пришли герои одного мультфильма. Посмотрите внимательно отрывок.
Итак, скажите отрывок из какого мультфильма вы посмотрели? («Крокодил Гена и его друзья»)
- Чему радуется Чебурашка?
– Как вы думаете, с каким новым звуком хочет нас познакомить Чебурашка?
– Почему?
– Давайте сформулируем тему урока. (Слайд 2)
– Давайте вместе сформулируем цели сегодняшнего урока. Я буду начинать, а вы, отталкиваясь от темы урока, попытайтесь продолжить мою мысль.
Познакомить со звуком ч и буквой ч;
Учиться отличать букву ч от других букв;
Учиться читать слова с буквой ч
– Рассмотрите картинки. (Слайд 3)
– Какие предметы вы видите? (чашка, часы, Чебурашка)
– Какой первый звук в этих словах?
– Произнесем хором.
– Дадим характеристику звуку. Гласный или согласный?
– Звонкий или глухой? (Закроем ушки произнесем 1 раз.)
– Твердый или мягкий? (Произнесем сначала мягко, теперь твердо, есть ли отличия?)
– Откройте прописи, страницу 23, возьмите цветные карандаши и оденьте звуковичка
(Слайд 4)
Доскажите словечко:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Целый день по пашне вскачь,
А зовется птица… (грач). (Слайд 5)
– Выполните звуковой анализ слова.
Отгадайте загадку:
Пушистая вата плывет куда-то
Чем вата ниже, тем дождик ближе (Туча.) (Слайд 6)
– Чебурашка решил нам помочь и составил схему этого слова.
– Давайте ее проверим. Что вы заметили? О чем забыл Чебурашка?
– Познакомим букву Ч с гласными. Прочитаем слоги. (Слайд 7)
- Почему слоги Ча и Чу даны красным цветом? Как вы думаете?
– Ребята, буква Ч для нас приготовила правила.
– Послушайте сказку и подумайте, какие правила она нам приготовила ? (Слайды 8-12)
Сказка: Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит Ю и Я ,как ни в чем не бывало, сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор они были в ссоре. Никогда не стоят они вместе. А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась. С тех пор Ча и Чу пишутся только с А и У.
Итак, буква Ч – особенная. Она приготовила 2 правила:
ЧА – пиши с А,
ЧУ – пиши с У.
– Прочитаем слова в букваре цепочкой.
Какие родственные слова встретили?
– Рассмотрите эту букву. На что она похожа?
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
Работа в прописи:
– А теперь давайте, откроем еще раз прописи и посмотрим , как же пишется строчная буква ч. Внимательно посмотрите на строчную букву и скажите, на какую букву она
похожа? (на букву г).
Итак, с какого элемента нужно начать писать букву ч.
Начинаю писать букву со штриха вверх, пишу маленькую петлю, соединительную линию (она как бы провисла) и линию с нижним закруглением, как у буквы г
Давайте с вами сначала напишем букву в воздухе: и-раз-и-два.
Зарядка:
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке будут буковки писать
Работа в прописи
– Прочитаем слоги.
– Какое соединение у всех слогов? (нижнее)
– Найдите и прочитайте слог, где буква ч соединяется сверху. (оч)
IV. Физкультминутка.
Однажды крокодил Гена и Чебурашка решили посадить цветы. Давайте им поможем. Встаньте в проходы.
Мы в саду цветы сажаем,
Их из лейки поливаем.
Я буду перечислять названия цветов. Если в них есть звук [ч], изображайте, как вы их поливаете, если нет, поднимайте руки вверх и хлопайте:
Одуванчик, василек, розочка, астра, георгинчик, ландыш, колокольчик, ромашечка, мак.
– Молодцы, Теперь цветочки обязательно вырастут.
V. Задание в парах.
– Прочитайте слова на листочках и вставьте пропущенные буквы.
– Проверим с объяснением на слайде. (Слайд 13)
VI. Работа в книге.
А теперь откройте книги и давайте мы с вами прочитаем текст, который называется «Буква-почемучка».
- Как вы думаете, почему текст назван «Буквой-почемучкой»? (задает много вопросов)
- Давайте сейчас мы об этом и узнаем. (Чтение текста).
Почему буква Ч странная?
Какие вопросы может задавать буква Ч?
Как нужно читать их?
Чем интересны эти вопросы? (в них есть буква ч)
Как меняется настроение в тексте у буквы ч когда его прогоняют?(она обижается, но потом она опять веселится)
Какая буква ч? (она не умеет долго обижаться, любопытная, веселая)
- Молодцы!!! А сейчас мы с вами прочитаем стихотворение.
Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.
О какой птичке пойдет речь в стихотворении? Как она выглядит? (Это небольшая лесная птица, похожая на воробья, с серым оперением)
Почему чижик невежда? Кого так называют?(того, кто не знает чего-то)
За что его так назвали? (не читает чудных книжек)
Почему чижика называют чудаком?
Какие слова из стихотворения подтвердят это? (Я читаю – он никак!)
Как герой стихотворения относится к птице?(он любит его, хочет чтобы чижик научился читать)
Важно ли для чижика уметь читать?(нет)
Как вы думаете, кто же он, герой стихотворения? Кого подразумевает автор стихотворения? (ребенок, который любит играть и веселится)
VII. Итог.
– Вот и время нашего урока подходит к концу. Наши герои Чебурашка и крокодил Гена решили к себе пригласить гостей. А чем угощать не знают. Давайте подберем угощения, в которых будет звук [ч]: чай, печенье, чебуреки, чернослив, черешня, черника, сочник, чипсы, чупа-чупс, калачи и т.д.(Слайд 14)
– Молодцы!
– Достигли мы поставленных целей?
– Какие эмоции вызвал у вас сегодняшний урок? Выберите и покажите.
– Чебурашка и крокодил Гена тоже довольны вашей работой и говорят вам: “Чудесно! Очаровательно! Умнички! До встречи!” И ждут с вами встречи на страницах книги Эдуарда Успенского “Крокодил Гена и его друзья”. (Слайд 15)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ