Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Знакомство с понятием «Сложные слова»

Табличка 8





















































Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой информации, используя приёмы проблемного обучения и групповую работу.

Тип урока: открытие новых знаний

Задачи:

- образовательная: создать условия для открытия и осмысления учащимися нового понятия «сложные слова»;

- развивающая: способствовать формированию умений выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации;

- воспитательная: способствовать формированию познавательности мира и природы.

Оборудование: компьютерная презентация, интерактивная доска, фонограмма с голосами птиц, аудио рассказ, шаблоны птиц.

Ход урока.

  1. Мотивация.

Рассказать секреты слова я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов сам назвать секреты слов!

В стране родного языка не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём и сами до всего дойдём.

А для этого на уроке надо быть очень внимательными, старательными.


  1. Актуализация знаний учащихся с затруднением.

- Мы отправляемся в путешествие в царство русского языка. В словесном царстве, грамматическом государстве жили-были орфограммы. Они очень любили играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось: (Слайд 2)

гласные

парные

непроизносимые













- Вспомните полные названия орфограмм.

- Проверим (Слайд 2 )

- В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?

- Что такое корень слова?

Какие слова называются однокоренными? (Слайд 3)

3. Выявление места и причины затруднения.

А теперь посмотрим, как вы справитесь с заданием. Умеете ли вы находить орфограммы в словах. Сейчас будем работать в парах. ( Даны слова: стриж, грачи, дрозд, сова, буревестник, вертишейка).

- Прочитайте слова.

- Назовите данную группу одним словом.

- Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике.

- А пока распределите слова по группам в зависимости от орфограмм.

- Проверим, как выполнили задание. (Слайд 4)

- Найдите в каждом слове корень.

- Вы справились с работой достаточно быстро, но вот 2 слова вызывают у меня сомнения. Посмотрим на одно из них. Вы разобрали слово

ВЕРТИШЕЙКА так, а я вчера была на уроке в 3Б и увидела, что ребята

разбирали это же слово ВЕРТИШЕЙКА вот так. (Слайд 5)

- Ваши мнения разделились. А какой вариант правильный?

- Где возникло затруднение?

ВЕРТИШЕЙКА ВЕРТИШЕЙКА

- А почему оно возникло? ( мы не знаем как выделять корни в таких длинных словах, такие слова нам нигде не встречались)

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Какие слова называются сложными?

- Как они образовались?

- Мы узнали, как называются необычные слова, а теперь научимся выделять корни в этих словах.

- Для этого вспомним правило о том, как найти корень в слове.

- А так как в сложных словах 2 корня, то необходимо подобрать однокоренные слова к 2 частям. - Так чему же мы будем сегодня учиться? (находить корень в словах)

- А мы с вами работали на уроках с такими словами? Какая цель нашего урока? (научиться выделять корни в таких длинных словах)

- А хотите узнать, как называются эти слова?

- Значит, еще какая цель?

- Я предлагаю вам работать по следующему плану:

1. Познакомимся с названием таких слов.

2. Вспомним правило, о том, как найти в словах корень.

3. Научимся выделять корни в необычных словах при помощи алгоритма.

- На один из вопросов мы попытаемся ответить прямо сейчас.

- Вспомним математику. Как называется математическое действие со знаком плюс, где складывают 2 части? Иногда приходиться складывать не только числа, но и слова. В русском языке, когда мы сложим корни двух слов, как мы можем их назвать?

- Кто может сформулировать тему нашего урока? ( Слайд 6)

- Давайте откроем учебник на странице 89 и прочитаем правило.

АЛГОРИТМ: Слайд 7

  1. Думаю над значением слова.

  2. Подбираю родственные слова к первой части.

  3. Выделяю общую часть.

  4. Подбираю родственные слова к второй части

  5. Выделяю общую часть.

5. Реализация построенного проекта

Работа со словом ВЕРТИШЕЙКА. - Как вы думаете, почему её так назвали? (Предположения детей)

На слайде 8 картинка с изображением птицы. Аудиорассказ о вертишейке.

- Вертишейка вьёт гнездо в дупле. Если возникает опасность, птичка сумеет защитить своё потомство. Она так мастерски изображает змею – вытягивает шею, шипит и поворачивает голову, - что у неприятеля пропадает всякая охота нападать. Никому не хочется познакомиться с разъярённой змеёй.

На слайде 9 появляется запись ВЕРТИШЕЙКА – ВЕРТИТ, ШЕЙКА

- Из каких слов составили слово вертишейка?

- Какой корень в слове ВЕРТИТ? Подберите однокоренные слова. (Слайд 9)

- Какой корень в слове ШЕЙКА? Подберите однокоренные слова. (Слайд 9)

- ВЫВОД:

Так сколько корней в этом слове? Как называются слова с двумя корнями? (Слайд 9) - А теперь исправим свою ошибку. И идем на прогулку в лес.

Физминутка. Слайд 10, фонограмма с голосами птиц.

Мы немножко отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Погуляем,
 
За природой понаблюдаем.
Есть в лесу 3 полочки (
Хлопаем в ладоши)
Ели, елки, елочки.
 (Руки вверх, в стороны, вниз)
Лежат на елях небеса.
 (Руки вверх)
На елках птичьи голоса.
 (Руки в стороны)
А внизу грибы растут. (
Руки вниз, присели)
Их так много нынче тут!
 
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся. (
 Наклоны, приседания)

А в дупле у вертишейки птенцы покручивают шейкой

Язык высовывают клейкий, на всех шипят сердитой змейкой.



Потихоньку садимся на места, теперь вы всё знаете про вертишейку. Давайте разберем второе сложное слово, где такая же ошибка.



6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

- Есть еще такая птица БУРЕВЕСТНИК Слайд11

Буревестники большую часть жизни проводят не на суше, а в море. Из-за того, что море и океаны могут часто штормить, этой птице пришлось привыкнуть к любой погоде и переживать ее. Обычно люди говорят, что буревестники приносят весть о приближении бури. Собственно поэтому эту птицу и прозвали буревестником.

- Попробуйте сами определить, сколько корней в слове БУРЕВЕСТНИК.

- Спишите, слово, выделите корни.

- Кто справился с заданием?

- Как вы рассуждали? По щелчку слайд11.

- Исправьте ошибку в первом задании.

- А как вы думаете, носороги летают? (нет)

- Есть такая птичка носорог! Догадайтесь, почему ее так назвали? Слайд 12

- Спишите, выделите корни. Кто готов прокомментировать?

И еще одна любопытная птичка залетела к нам в гости. Эту птичку зовут – козодой. Слайд 13

7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (Слайд 14)

- Составьте сложные слова – название птиц из данных корней.

- Проверяем. Слайд 15

- Почему птицу так назвали (Мухоловка – ловит мух)

- Догадайтесь, как зовут эту птичку? (черноголовка)

- А эту? (шилоклювка)

8. Включение в систему знаний и повторение. Слайд 16

Эта птица получила название за свой хвост, интересно, как же ее зовут? Ученый-лингвист Ирина Голуб дала нам описание этой птицы. Почему ее так назвали, мы узнаем из упр.122.

- Прочитайте текст

- Как его можно озаглавить? (Горихвостка)

-Почему ее так назвали?

Спишите текст, обозначьте корень в сложном слове. Проверяем. ( По щелчку).

- Поднимите руку, кто справился с заданием?

- Ребята, а достаточно ли просто сложить корни? Что вы ещё заметили? Слайд 17

-А если она соединяет 2 корня как ее можно назвать? (соединительная)

- Какой вывод можно сделать? (слова образуются не только при помощи суффиксов и приставок, но и при помощи соединительных гласных.)

- Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

9.. Рефлексия.

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этих целей?

- Какие слова называются сложными?

- Как выделяют корни в сложных словах?

- Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было трудным?

- Оцените свою работу на уроке Слайд 18

- У вас на партах шаблоны птичек.

- Если вам на уроке всё удалось, поднимите зеленую птичку.

- Если остались неразрешенные проблемы – красную птичку.

Молодцы! Запишите дом задание. Слайд 19, 20











Список литературы:

  1. Школьный словообразовательный словарь, В.И. Николаев, М.:ЗАО Центрполиграф, 2008.

  2. Учебник «Русский язык» ,Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. 3 класс, ООО «Баласс», 2011.

  3. Методические рекомендации для учителя.  Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева,М.А. Яковлева, 3 класс, ООО «Баласс», 2012.

  4. Кульневич С. В. “Нетрадиционные уроки в начальной школе”.
    Воронеж. Учитель. 2002.

  5. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk













Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории русский язык:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ