Конспект логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у детей среднего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью по лексической теме «Домашние животные»
Государственное казенное учреждение
Детский дом-интернат «Южное Бутово»
г. Москвы
Конспект логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у детей среднего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью по лексической теме «Домашние животные»
подготовила логопед
Тукалова Екатерина Викторовна
Москва 2013
Конспект логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у детей среднего школьного возраста с выраженной умственной отсталостью по лексической теме
«Домашние животные»
Цели:
1. Актуализация словаря детей по теме «Домашние животные».
2. Развитие артикуляционной моторики и мимической мускулатуры.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие речевого дыхания
5. Развитие зрительного, слухового внимания.
6. Формирование грамматического строя речи.
Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей; картинки с изображением миски с молоком, косточки, травы, зерен; конверт; презентация - распевка «Голоса животных» .
Ход занятия
I. Организационный момент.
-Здравствуй, Маша! Ко мне сегодня утром в окошко залетела сорока – белобока и принесла в клюве письмо от бабушки и дедушки. Давай его прочтем! (Достает письмо и читает: Здравствуй, Машенька! У нас случилась беда – разбежались все животные с нашего двора. Помоги, пожалуйста, их найти. А чтобы найти, тебе нужно будет отгадать загадки.)
II. Введение в тему. Отгадывание загадок. (По мере отгадывания изображения домашних животных выкладываются на стол)
Тяжело стучат копыта, Наша добрая подружка
Вымя молоком налито, Даст нам перьев на подушку,
Длинный хвост, рога дугой... Даст яичек для блинов,
Ждут кормилицу домой. (Корова) Куличей и пирогов. (Курица)
Рыльце лепешкой, К “своим” ласкается,
С копытцами ножки, На “чужих” ругается. Толстое брюшко, В своем же теремочке
Хвост, как стружка. (Свинья.) Сидит на замочке. (Собака)
Он рогат и бородат, У норы она сидит
Строго смотрит на ребят. И добычу сторожит
Если кто озорничает – Сама мохнатенькая
Забодает, забодает, забодает! (Козел.) Да усатенькая. (Кошка)
III. Этап обучения.
Педагог: – Всех животных вернули обратно во двор. Бабушка и дедушка довольны. Давай-ка вспомним, каких животных мы помогли вернуть? (Ребенок перечисляет). Где живут эти животные? (Рядом с человеком). Как можно этих животных назвать одним словом? (Домашние). Почему? (Люди ухаживают за ними, а животные приносят человеку пользу.) Каких еще домашних животных ты знаешь? (Ребенок перечисляет). Какую пользу приносят домашние животные? (Корова дает молоко и мясо. Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Лошадь перевозит грузы, катает людей. Коза дает мясо, шерсть, молоко. Овца дает мясо и шерсть. Свинья дает мясо)
Пальчиковая гимнастика «Котята».
У кошечки нашей есть десять котят, Ладошки складываются, пальцы прижаты друг к другу
Сейчас все котята по парам стоят: Покачивают руками, не разъединяя их.
Два толстых, два ловких, Постукивают соответствующими пальцами друг о друга
Два длинных, два хитрых, (от большого к мизинцу)
Два маленьких самых и самых красивых.
Дидактическая игра “У кого какой малыш?”
Педагог: Во дворе перепутались все детеныши наших животных, поможем вернуть детенышей их мамам и папам? (ребенок раскладывает картинки по парам мать-детеныш)
Собака – щенок
Овца – ягненок
Корова – теленок
Свинья – поросенок
Лошадь – жеребенок
Курица – цыпленок
Утка – утенок
Коза – козленок
Кошка – котенок
Развитие речевого дыхания. Презентация - распевка «Голоса животных».
Дидактическая игра «Назови ласково».
Собака — собачка, овца — овечка, курица — курочка, лошадь — лошадка и др.
Дидактическая игра «Один-много» (с опорой на картинки)
Собака — собаки, лошадь — лошади, коза — козы, свинья — свиньи и др.
Динамическая пауза. Кошка.
Села кошка под кусточек, Сесть на корточки Сыра скушала кусочек, Похлопать себя по животику Встала кошка, потянулась, Встать, потянуться Ее шерстка развернулась. Погладить руками бока.
Дидактическая игра «Кто чем питается? » Составление простого предложения с опорой на картинки.
Сначала рассматриваются и называются предметные картинки с изображением миски с молоком, косточки, травы, зерен. Ребенку предлагается взять одну из картинок и «угостить» животное (кошка, собака, корова, курица). При этом ребенок должен составить предложения, например: «Я дам корове траву», «Я дам курице зерен», «Я дам собаке косточку».
Развитие слухового внимания. Игра “Кто так говорит?” (Дети исправляют ошибки)
– Корова – хрю-хрю – мычит Собака – бе-е – лает
– Лошадь – ме-е – ржет Утка – мяу-мяу – крякает
– Свинья – му-у – хрюкает Курица – гав-гав – кудахчет
– Коза – ку-ка-ре-ку – мекает Петух – кря-кря – кукарекает
– Овца – и-го-го – блеет Кошка – бе-е – мяукает
Игра «Похлопаем». Развитие слоговой структуры слова.
Отхлопать скороговорку по слогам:
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капусты грыз.
III. Повторение.
О каких животных мы говорили сегодня на занятии? Почему они так называются? Какую пользу они приносят?
IV. Итог. Оценка деятельности детей.
Список использованной литературы
1. Громова О. Е, Соломатина Н. С, Кабушко А. Ю. Конспекты занятий по развитию речи 4 – 5 лет. Методическое пособие, творческий центр.- М., 2008. 2. Голицына Н.С. Конспекты комплексно – тематических занятий, вторая младшая группа. Интегрированный подход.- М.: «Скрипторий», 2013.
3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребёнка к школе. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010.
4. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно – методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М.: 2008.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории русский язык:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ