Конспект урока литературы "Г. Фаллада « История про мамину сказку», В. Драгунский «…Бы…»" 3 класс
Урок литературного чтения в третьем классе
учителя начальной школы МАОУ гимназии №144
Куликовой Анны Леонидовны
Тема: Г. Фаллада « История про мамину сказку», В. Драгунский «…Бы…»
Цель: Обеспечить понимание нравственного смысла читаемых произведений
( Необходимость взаимопонимания между детьми и родителями).
Задачи:
Познакомить с биографией немецкого писателя Г. Фаллады;
Продолжить знакомство детей с юмористическим направлением в литературе на примере рассказа Драгунского … «Бы»..;
Учить определять и оценивать мотивы поступков героев произведений;
Учить сопереживать героям;
Развивать логическое мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи;
Развивать воссоздающее воображение;
Формировать нравственное представление о необходимости взаимопонимания между детьми и родителями;
Вызвать смех и удовольствие от чтения.
Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность детей
IОрганизационный момент
Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста!
II Сообщение темы и цели урока
-Как называется, раздел, произведения, которого, мы сейчас читаем?
- Сегодня мы подробнее поговорим произведение «История про мамину сказку», которое вы прочитали дома, а также познакомимся с новым рассказом из этого раздела.
- Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
III Анализ прочитанного дома произведения
1) Рассказ об авторе
- Ребята, кто (кто запомнил) сможет назвать очень интересную, необычную фамилию автора произведения, с которым вы познакомились дома?
- Вы встречались раньше с этим автором? Хотели бы узнать о нём? Слушайте внимательно! Сейчас я немного расскажу о нём. Ганс Фаллада - немецкий писатель. Годы жизни 1893 - 1947 (настоящее имя — Рудольф Дитцен); Родился Германии. Ганс Фаллада в основном писал романы для взрослых, но всё же создал сборник сказок под названием «Истории из Бедокурии». В книгу вошли веселые истории и сказки, рассказанные Гансом Фалладой своим детям.
«История про мамину сказку» одна из них.
- Что интересного вы узнали об авторе?
(Где родился? Кто по национальности Ганс Фалда? А кто запомнил, как назывался сборник его детских рассказов?)
- Ребята, а как вы думаете, на каком языке написал сказку Ганс Фаллада?
- А кто же перевел нам эту сказку? Давайте откроем учебники и посмотрим имя переводчика?
- В учебнике не написали переводчика, потому что её переводили очень много раз и различные авторы. Они предлагали разные названия для этого произведения. Например: «Сказка про мамину сказку». А как она называется у нас в учебник?
- Фаллада
- Нет
- Родился в Германии, немецкий писатель, «Истории из Бедокурии»
- На немецком
-Не написан
- История про мамину сказку
2)Проверка первичного восприятия
3) Анализ
4) Обобщение
- Интересно ли было читать?
- Что вам понравилось?
- Ребята, а какую сказку рассказывала мама?
-О чем она?
- Почему?
- Когда вы читали, вам хотелось узнать, о чем эта мамина сказка?
- О ком же тогда эта история?
- Что вы можете сказать про девочку?
- Как девочку называет автор? Найдите в тексте
- Почему же она не слушала сказку?
- За что она была наказана?
- Как она была наказана?
- Что стала делать девочка, кода её отправили в другую комнату? Почитайте.
-А что сделала мама?
- Сколько раз это происходит? Сколько раз мама обращается к девочке?
- Как вы думаете, зачем мама несколько раз обращалась к девочке?
- Почему она давала ей возможность?
-Девочка согласилась? Что она сделала?
- Что значит заупрямилась?
- В чем заключается её упрямство? Прочитайте
- Что значит во весь голос?
- Как вы думаете, почему же девочка не вышла?
- Что произошло потом? Зачем?
- И что предложила ей девочка?
- Что мы можем сказать о девочке? Почему она просит мышку подслушать сказку?
- Мышка согласилась? Почему?
- Девочка стала ждать, когда вернется мышка?
- Как характеризует это девочку? Почему она не стал ждать мышку?
- К кому еще она обращается?
- Что она говорит мухе? Прочитайте.
- Как она обращается к мухе?
- Докажите. Найдите в тексте.
- Что девочка обещает взамен своей просьбы?
- Почему она так вежливо обращается к мухе, всё ей объясняет, предлагает вознаграждение?
- У неё получилось договориться?
- Значит, что мы можем сказать о девочке? Как это характеризует девочку?
- Если девочка знает правила поведения, умеет договариваться. Почему же тогда она отказывалась идти за стол? ( Потом что она маленькая? Или потому что она не знает как себя следует вести? ) Да, она просто-напросто капризничала.
- Никто - ни мышка, ни муха, ни муравей, к девочке не возвращаются и что же она делает?
- Почему она перестает капризничать? Прочитайте.
- Почему мама не зовет больше девочку?
- О чем сообщили девочке вернувшиеся посланцы?
- Чем же девочка «расплатилась» за свой каприз?
- Как вы думаете, что будет в следующий раз, кода мама позовет девочку к столу?
- Какой совет автор даёт девочке?
- Что имеет в виду автор?
(Чтобы произошло « если бы она вовремя одумалась» ? ) Получается , что девочка наказала сама себя.
- Ребята как вы думаете, какое бы название подошло больше этому произведению «Сказка о маминой сказке» или « История»? Можно ли назвать сказкой это произведение? Почему? А можно ли сказать что это настоящая жизненная история?
Тогда мы можем сделать вывод о том, что в этом произведении сказка переплетается с настоящим рассказом.
- Ребята, подумайте, почему же автор дал название своему произведению «История про мамину сказку», хотя саму сказку, которую рассказывала мама мы так и не узнали?
( Почему он не назвал произведение История о капризной девочке?)
( Почему мама начала рассказывать ту сказку?)
- Можно сказать, что мама нашла правильное наказание для своей непослушной дочки. И что же явилось наказанием для девочки.
- Да
-..
- Очень интересную.
- Не знаем
- Потому что одна из девочек её не слушала.
- Да, очень
-О девочке
- Она была очень капризная
- Непослушная девочка
- Потому что мама её наказала
-Когда её звали за стол, она принималась капризничать.
- Её отправили в другую комнату инее разрешили послушать мамину сказку.
- Только мама начала, непослушная девочка заплакала, потому что ей страшно захотелось узнать, о чём эта сказка.
- Мама крикнула через дверь:
— Если будешь слушаться, сможешь послушать сказку.
- Три раза
- Она давала ей возможность вернуться, чтобы поужинать и послушать сказку.
- Потому что она очень любит свою девочку
- Заупрямилась и заревела во весь голос
-Не соглашалась, противилась, сопротивлялась, проявляла упорство.
-…и заревела во весь голос, хотя ей очень хотелось послушать сказку.
- Очень громко, еще сильнее
- Она думала, что она будет плакать еще громче и мама её выпустит
- Вылезла мышка , девочка напугала её мышат.
- Предложила подслушать сказку и рассказать ей
- Девочке очень интересно, её хочется услышать мамину сказку, она очень любопытная.
- Да, чтобы девочка не пугала её детишек.
- Нет
-Девочка нетерпеливая
- К мухе и к муравью
- Уважаемая муха-хлопотуха, я послала в столовую мышь, чтобы она подслушала сказку, которую мама рассказывает моим сестрёнкам. Но мышь всё не возвращается. Будь добра, пролезь через замочную скважину и посмотри: что там происходит? А я тебе за это завтра утром подарю сахар, который мне дадут к какао.
- Вежливо, предлагает ей вознаграждение.
- Уважаемая, будь добра.
- Сахар
- Она пытается договориться с мухой
- Да
- Она умеет договариваться, знает вежливее обращения , т.е. знает правила поведения.
- Это просто её каприз
- Поэтому мама ее справедливо наказывает
- Перестает реветь.
- Во- первых горло устало ; во- вторых , подумала: что сказка очень интересная и муха , муравей заслушались сказку и забыли про неё.
- Мама звала её три раза, давала девочке шанс избежать наказания а девочка всё капризничала
- О том, какой вкусный ужин она пропустила очень интересную сказку.
- Не услышала сказку и не поужинала вкусным шоколадным пудингом.
- Девочка больше не будет так капризничать
- «Да, куда лучше было бы для неё, если бы она вовремя одумалась …»
- Она попробовала бы пудинг и послушала сказку.
- Можно назвать сказкой, потому что в ней животные разговаривают , помогают девочке.
- Да, потому что такая ситуация может случиться в настоящей жизни.
- Потому что мама знала, что девочка очень любопытная и её захочется услышать сказку.
- Сказка. Не услышать мамину сказку.
IV Чтение и анализ сказки В.Драгунского «…Бы..»
1) Подготовка к восприятию
2) Первичное восприятие
3)Проверка первичного восприятия
4) Чтение и анализ
5) Обобщение
- Ребята, следующее произведение из этого раздела написано русским писателем с которым, вы уже хорошо знакомы.
- Автор этого произведения Виктор Драгунский. Что пишет этот автор? Дайте вспомним, с какими произведениями вы уже знакомы?
- О ком эти рассказы?
- Какие эмоции вы испытывали, когда читали эти рассказы? Какое у вас было настроение?
- Как называют рассказы, которые вызывают улыбку на лице?
Сейчас мы узнаем еще одну историю из жизни Дениса. Прочитайте название рассказа? Как вы думаете, почему такое название? О чем этот рассказ, предположите?
- Очень сложно сделать предположение, неправда ли? Какое загадочнее произведение. Давайте узнаем, о чем же оно! Сейчас я его прочитаю, а вы внимательно будете слушать.
Чтение рассказа учителем
- Я слышала, что вы смеялись.
(Я видела, что вы улыбались)
- Когда было смешно?
- Почему же рассказ называется
«… Бы…»?
Давайте прочитаем рассказ еще раз.
Алина начинает читать, остальные -внимательно следят.
После чтения:
1 абзац
- Что придумал на сей раз Дениска?
- О чем мечта мальчик? Прочитайте.
Возможно , Дениска об этом подумал после того , как мама велела сделать что-то, чего исполнять ему не хотелось.
2 – 3 абзацы.
-Почему слово «понравилось» заключено в кавычки ? Что оно означает?
-Что узнали о семье Дениски ?
- Почему Дениска такие слова сказал бы маме ? -О каких привычках Дениса вы узнали ?
-Хорошие это привычки или плохие ?
- Как надо читать слова в адрес мамы ?
4 – 5 абзацы.
- Как Дениска встретил бы папу ?
-Что чаще всего слышал Дениска от папы ?
-О какой папиной привычке вы узнали ?Как вы к ней относитесь ?
- Интересно , а где бабушка ? Как к ней относится Дениска ?
6 -7 абзацы.
- Что значит, «как шёлковые»?
-Как Дениска встретил бы бабушку ?
- Что значит «заголосил»
-Вы представили эту сцену ?
-Как бабушка относится к внуку ?( Она любит Дениску а, заботится о его здоровье ).
8 абзац.
-Мы узнаём , чему Дениска завидовал ? Чему ?
-Сравнимо ли кино и мороженое ?
9 -10 абзацы .
-Вы догадались , что говорили родители на настойчивые упрашивания Дениски ?
11 абзац.
-Кто прервал мечты мальчика ?
-Как это произошло ?
-Знакомы ли слова мамы ? Откуда?
- Подумайте, какова цель и причина нотаций взрослых людей?
- Какие слова из текста, ставшие пословицей, доказывают, что родители хотят, чтобы вы вели себя правильно?
О чём же этот рассказ? ( Только о мечтах мальчика? ) Не только о мечтах мальчика , но и о взаимоотношениях в семье между взрослыми и ребёнком.
- О чем в начале рассказа мечтал Денис? Почему он начал фантазировать?
-- Денис мечтает о том, чтобы им не командовали. А сам как начинает себя вести во время своих фантазий?
- Да, правильно, ведёт себя так же как и его родители. Поучает, говорит, как и что нужно правильно сделать.
- Почему так получилось?
-Только ли для детей написан этот рассказ?
-Кому бы вы посоветовали его прочитать?( Как вы думаете полезно ли будет прочитать этот рассказ родителям?
- Что они узнают из этого рассказа? Что они смогут увидеть?
-Почему?
- О чем этот рассказ?
- Зачем же Драгунский написал этот рассказ?
-А В.Драгунский понимает детей?
- Рассказы для детей
- « Всё тайное становится явным» « Кот в сапогах» « Заколдованная буква»
-.О мальчике по имени Денис.
- Смех, весёлое настроение.
- Смешные , юмористические.
- «… Бы…»
- ….
- Мальчик часто повторял эту частицу, мечтал о том, чего не бывает на самом деле
- Поменять местами детей и взрослых
- …дети были бы во всех делах главными и взрослые должны были их во всём слушаться
- Ему не нравилось, что взрослые им командуют, отомстить им
-Он повторяет мамины слова , которые она не раз говорила Дениске.
-Решительно, энергично , в приказном тоне.
-?Громко , заговорил с причитаниями.
-Нет . Родители думают , что мороженое для Дениски желаннее , чем кино. Дениска хотел бы вместе с родителями пойти в кино.
-Взрослые несут ответственность за детей, хотят, чтобы вы вели себя правильно, беспокоятся , переживают. Учат как правильно себя следует вести.
- Когда я ем, я глух и нем
-…..
- Мечтал, чтобы им не командовали
-И сам же в своих фантазиях начинает командовать.
- Родителям
- Увидеть себя со стороны.
Денис вел себя словно зеркальное отражение своих родителей.
- О взаимопонимании между детьми и родителями ( Взаимоотношении между д . и р.)
- Чтобы дети и родители понимали друг друга.
- Да
V Итог урока
-Ребята, как вы считаете, что значит взаимопонимание?
- Что значит взаимное?
- Что вы можете сказать о взаимопонимании между родителями и детьми после того как мы прочитали «Историю о маминой сказке» и рассказ Драгунского…Бы…?
Спросите: что объединяет эти произведения?
- Взаимное понимание, согласие
- Понимание с обеих сторон.
- Нужно понимать родителей они желаю нам добра, переживают за нас и заботятся.
6 Д.з.
Прочитать рассказ «…Бы.» стр. 54- 55 родителям ( бабушке, дедушке)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ