Конспект урока по Литературе «Минувшее проходит предо мною…» (образ Ивана Грозного и эпоха его царствования в русской литературе)

«Минувшее проходит предо мною…» (образ Ивана Грозного и эпоха его царствования в русской литературе).



Цель: помочь учащимся глубже осмыслить образ Ивана Грозного и время его правления перед изучением «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.

Задачи:

  1. актуализировать знания учащихся об Иване Грозном и эпохе его царствования;

  2. развить умение учащихся видеть особенности того времени в творчестве различных мастеров слова и живописи;

  3. формировать умение учащихся самостоятельно подбирать, систематизировать, сопоставлять материал, размышлять, высказывать свои суждения.

Оборудование: портреты Дм. Кедрина, А. К. Толстого; тексты художественных произведений; компьютер, проектор, экран.

Домашнее задание к уроку:

  1. подготовить краткий рассказ об эпохе царствования Ивана Грозного;

  2. подготовить пересказ нескольких преданий об Иване Грозном;

  3. подготовить презентацию «В. М. Васнецов и его картина «Иван Грозный».

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

В 5-6 классах мы познакомились с несколькими произведениями на темы русской истории. Среди них – отрывки из «Повести временных лет» о походах князей Игоря, Святослава, Владимира, из «Повести о разорении Рязани Батыем» («Евпатий Коловрат»), сказание о Никите Кожемяке, патриотическое стихотворение Лермонтова «Бородино». В этих и многих других произведениях показано, как русский народ, принося неисчислимые жертвы, добивался достойного места среди других племен и народов, отражал вражеские нашествия, защищая свою независимость и свободу. А такие произведения, как «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина, воспроизводили быт и нравы нашего далекого прошлого. Но рядом с героическими в русской истории было немало тяжелых и даже страшных страниц.

Мы вступаем во времена царствования Ивана Грозного (1547 – 1548), оставшиеся навеки в памяти народной и своим величием, и своим трагизмом.

  1. Реализация индивидуального домашнего задания.

Строки истории: «Московская Русь в эпоху Ивана Грозного».

Материал для выполнения задания № 1.

Московская Русь в эпоху Ивана Грозного

Иван IV Грозный вступил на престол трехлетним мальчиком (1533). Семнадцатилетним юношей (1547), впервые в русской истории венчавшись на царство, он начал править самостоятельно. В июне того же года грандиозный пожар спалил едва ли не всю Москву; восставшие горожане явились к царю в село Воробьеве с требованием покарать виновных. «Страх вошел в душу мою и трепет в кости мои», — писал позднее Иван. Между тем от царя многого ждали: годы его малолетства, особенно после смерти матери, Елены Глинской, прошли в тяжкой атмосфере вражды боярских группировок, заговоров и тайных убийств. Жизнь поставила перед ним сложные задачи. Процесс создания единого Российского государства в основном завершился. Необходимо было его централизовать — создать единую систему центральных и местных органов управления, утвердить единое законодательство и суд, войско и налоги, преодолеть унаследованные от прошлого различия между отдельными районами страны. Предстояло осуществить важные внешнеполитические мероприятия, направленные на обеспечение безопасности южных, восточных и западных рубежей России.

Первый период царствования Ивана IV — до конца 50-х гг. — прошел под знаком деятельности Избранной рады, кружка ближайших советников и единомышленников царя — костромского помещика А. Адашева, князя А. Курбского, митрополита Макария, протопопа Сильвестра, дьяка И. Висковатого и др. Направление преобразований определялось стремлением к централизации, а их дух — созывом в 1549г. первого в русской истории органа представительства различных социальных слоев (боярство, духовенство, дворянство, служилые люди и др.) — Земского собора. Собор 1549 г. историки называют «собором примирения»: бояре клялись подчиняться во всем царю, царь обещал забыть прежние обиды. До конца 50-х гг. были осуществлены следующие реформы: принят новый Судебник (1550), призванный стать основой единой правовой системы в стране; отменены кормления (порядок, при котором бояре-наместники жили за счет средств, собираемых в их пользу с подвластных территорий); обрела стройность система государственного управления через приказы — центральные органы исполнительной власти (Разрядный, Посольский, Стрелецкий, Челобитный и др.); было ограничено местничество (принцип занятия должностей по знатности происхождения); создано стрелецкое войско, вооруженное огнестрельным оружием; принято «Уложение о службе», укрепившее поместную дворянскую армию; изменен порядок налогообложения — установлена единица налогообложения («соха») и размер взимаемых с нее повинностей («тягло»). В 1551 г. Церковный Собор принял «Стоглав» — документ, регулировавший деятельность церкви и направленный на унификацию (установление единства) обрядов.

Успех реформаторских усилий подкрепили внешнеполитические удачи. В 1552г. было завоевано Казанское, а в 1556г.— Астраханское ханства. В конце 50-х гг. признала свою зависимость Ногайская Орда. Существенный территориальный рост (почти в два раза), безопасность восточных границ, предпосылки для дальнейшего продвижения в Приуралье и Сибирь были важными достижениями Ивана IV и Избранной рады.

С конца 50-х гг., однако, отношение царя к планам своих советников и к ним лично изменилось. В 1560 г. охлаждение обрело форму вражды. О причинах можно только догадываться. Иван IV мечтал об истинном «самодержавстве», влияние и авторитет сподвижников, имевших и к тому же отстаивавших собственное мнение, его раздражали. Разногласия по вопросу о Ливонской войне стали последней каплей, переполнившей чашу: в 1558 г. была объявлена война Ливонскому ордену, владевшему Прибалтийскими землями. Вначале все шло успешно, орден распался, но его земли достались Литве, Польше и Швеции, с которыми России пришлось воевать до 1583 г. К середине 60-х гг. трудности начавшейся войны выявились со всей очевидностью, военная ситуация складывалась не в пользу России. В 1565 г. Иван Грозный выехал из Москвы в Александровскую слободу, потребовал казни изменников и объявил об учреждении особого удела — опричнины (от слова «опричь» — вне, кроме). Так началась новая эпоха в истории его царствования — кровавая и жестокая. Страну разделили на опричнину и земщину, с собственными Боярскими думами, столицами, войском. Власть, притом бесконтрольная, осталась при этом в руках Ивана Грозного. Важная черта опричнины — террор, обрушившийся и против древних боярских родов (князь Владимир Старицкий), и против духовенства (митрополит Филипп, архимандрит Герман), и против дворян, и против городов (погром в Новгороде зимой 1569/70 г., террор в Москве летом 1570г.). Летом 1571 г. крымский хан Дев-лет-Гирей сжег Москву: опричное войско, которое безумствовало в грабежах и разбое, проявило полную военную несостоятельность. На следующий год Иван Грозный отменил опричнину и даже запретил употреблять это слово впредь.

Покорив Казанское и Астраханское ханства, начав покорение Сибири, Иван Грозный в течение четверти века вел Ливонскую войну против Швеции, Польши и Великого княжества Литовского за выход России к Балтийскому морю, которая, несмотря на отчаянные усилия царя, мужество воинов (например, во время обороны Пскова в 1581 г.), завершилась потерей всех завоеваний в Ливонии и Белоруссии (Ям-Запольское перемирие с Польшей 1582г. и Плюсский мир со Швецией 1583 г.). Опричнина ослабила военную мощь России. Была разорена экономика страны, для удержания бежавших от насилия и невыносимых налогов крестьян были приняты законы о заповедных годах, отменявшие правило Юрьева дня и запрещавшие крестьянам менять своих хозяев. Убив собственноручно старшего сына, самодержец обрек страну и на династический кризис.

  1. Работа над образом Ивана Грозного.

Задание № 1. Составьте свое представление об Иване Грозном (каким предстает перед вами царь, как бы вы его охарактеризовали).

Работа проводится с использованием текста нескольких преданий об Иване Грозном (реализация индивидуального домашнего задания - пересказ) и «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина (текст читает учитель).

Материалы для выполнения задания № 2.

Наказание Волги

Стала одолевать неверная сила народ христианский, и собрался войной на врагов сам царь Иван Грозный. Повел он за собой войско большое. Надо было переправляться им за реку Волгу. Сперва переехал на тот берег царь и стал ждать переправы войска сели солдаты на лодки и отплыли от берега. Вдруг Волга начала бурлить, и пошли по ней валы за валами страшные…

Видит Грозный-царь с берега, что утопит все его воинство, - и крикнул он громким голосом:

- Не дури, река, а то худо будет!

Не унималась Волга, еще сильнее заволновалась.

- Палача сюда! – крикнул царь. – Вот я тебя проучу.

Пришел палач, и велел ему царь сечь реку кнутом. Взял кнут палач, разбежался да как свистнет по Волге – вдруг кровь воды вверх брызнула и лег на воде кровяной рубец в палец толщиной. Потише пошли волны по реке, а царь кричит:

- Не жалей, давай сильнее!

Разбежался палач дальше прежнего и ударил сильнее – кровь брызнула еще выше и рубец лег толще. После третьего удара кровь брызнула на три аршина и рубец оказался пальца в три толщиной – совсем успокоилась тогда Волга.

- Довольно, - сказал Грозный-царь, - вот как вас надо учить!

После того благополучно переправилось через реку все войско, и ни один солдат не утонул. И теперь, говорят, на том месте, где была переправа, видятна Волге три кровяных рубца, особенно летним вечером, если взглянешь против солнца, когда оно садится за горы.

Приехал царь Грозный в Новгород…

Еще до наших дедов был царь Грозный, Иван Васильевич. Приехал царь Грозный в Новгород, пошел к Софии. Стоит Иван-царь, богу молится; толко глядит – за иконой бумага виднеется. Он взял ту бумагу – и страшно рассердился. А какая та бумага была, никто не знает. Как распалился Грозный-царь и велел народ бросать в Волхов.

Стал Грозный на берегу, стали народ в Волхов бросать: возьмут двух, сложат спина к спине, руки свяжут да так в воду и бросят. Как в воду, так и на дно. Набросали на роду на двенадцать верст. Там народ остановился, не идет дальше, нельзя Грозному народ больше бросать! Послал он посмотреть за двенадцать верст – отчего народ мертвый вниз не идет. Сходили, посмотрели, говорят царю:

- Мертвый народ стеной стал.

- Давай коня! – закричал царь.

Подали царю коня. Царь сел на коня и поскакал за двенадцать верст. Смотрит – мертвый народ стеной стоит, дальше не идет.

В это самое время стал огонь из земли кругом Грозного выступать. Поскакал Иван Васильевич прочь – огонь за ним. Он скачет дальше – огонь все кругом.! С тех пор Волхов не замерзает в том месте, где Иван Грозный народ бросал: со дна Волхова то народ теплом греет… А где народ остановился за двенадцать верст, там Хутынский монастырь царь поставил..

Из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина

Иоанн имел разум превосходный, но не чуждый образования и сведений, соединенный с необыкновенным даром слова, чтобы бесстыдно раболепствовать гнуснейшим похотям.Имея редкую память, знал наизусть Библию, историю греческую, римскую, нашего отечества, чтобы нелепо толковать их в пользу тиранства; хвалился твердосию и властию над собой, умея громко смеяться в часы страха и беспокойства внутреннего; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился правосудием, карая вместе, с равным удовольствием, и заслуги и преступления; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать перед ним на колена,и жестоко наказывая бедных царедворцев, которые смели играть лучше державного в шашки или в карты; хвалился наконец глубокою мудростию государственною, по системе, по эпохам, с каким-то хладнокровным размером истребляя знаменитые роды, будто опасные для царской власти. «…» И если иго Батыево унизило россиян, то, без сомнения, не возвысило его и царствование Иоанново.

Но отдадим справедливость и тирану. Иоанн в самых крайностях зла является как бы призраком великого монарха, ревностный, неутомимый, часто проницательный в государственной деятельности; «…» в политике внешней неуклонно следовал великим намерениям своего деда ( Василия III); любил правду в судах, сам нередко разбирал тяжбы, выслушивал жалобы, читал всякую бумагу, решал немедленно; казнил утеснителей народа, сановников бессовестных, лихоимцев, телесно и стыдом; «…» не терпел гнусного пьянства. «…» Не любя смелой укоризны, Иоанн не любил иногда и грубой лести. «…»

Задание № 2. Словесное рисование: если бы вам пришлось написать портрет Ивана Грозного, каким бы вы его изобразили?

Задание № 3. Давайте посмотрим, как это сделал В. М. Васнецов (реализация индивидуального домашнего задания – презентация «В. М. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный») Приложение 1.

Материалы для выполнения задания № 3.

В. М. Васнецов. Картина «Царь Иван Васильевич Грозный»

Виктор Михайлович Васнецов - один из самых знаменитых русских художников XIX века. Он говорил, что «всегда был убежден, что [...] в сказках, песне, былине, драме сказывается весь цельный облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть, и будущим». В силу этого его называли "истинным богатырем русской живописи", так как именно этот Васнецов - автор "Алёнушки", "Богатырей", "Ивана-Царевича на Сером Волке" - первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам.

«Я только Русью и жил» - эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества. Имя Виктора Михайловича Васнецова — одно из самых известных и любимых среди имен русских художников. Его твopчeское наследие интересно и многогранно. Талант живописца проявился во всех областях изобразительного искусства. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты — таков творческий диапазон художника.







Кисти В. М. Васнецова принадлежит и картина «Царь Иван Васильевич Грозный», которая была написана вскоре после окончания работы во Владимирском соборе в Киеве. По словам Васнецова, образ Ивана Грозного завладел им еще в 1878 году. Как вспоминала его жена, когда они перебрались в Москву, художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!». Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картину «Царь Иван Васильевич Грозный», задуманную на рубеже 1880-х гг., а исполненную в 1897 г.

«Не знаю отчего, - рассказывал он, - но при осмотрах памятников старины, которой мы, художники, поселясь в древней столице интересовались, перед нами всегда вставала тень Ивана Грозного. Бродя по Кремлю, я как бы видел Грозного в узких лестничных переходах и коридорах храма Василия Блаженного, слыхал поступь его шагов, удары посоха, его властный гoлoc».

Царь у Васнецова - умный и коварный, грозный и мудрый, одинокий и величественный одновременно. Художник опирался в своей характеристике царя на суждения о нем современников и на психологический портрет Ивана Грозного историка Василия Ключевского. Им убедительно представлен крупный характер, сильная личность, что соответствовало как правде истории, так и поэтическим преданиям о грозном царе. «Он ступал медленно, мелким шагом, как-то размашисто, с громким стуком передвигая посох. В дверях остановился, хмуро и пристально вглядываясь в стоявшую перед ним на коленях толпу простолюдинов. Сам – высокий, слегка сутулый, сухой, с желтым морщинистым лицом. Большой крючковатый заостренный нос и жесткая молчаливость его стиснутых губ вместе со всей мрачной осанкой его фигуры приводили в сильный испуг впервые видевших его. Его взгляд пытлив и проницателен, он как бы пронизывает все насквозь, в глазах читается острый ум и напряженная мысль. На нем надет опашень из тисненного бархата, украшенный серебряными пуговицами с самоцветными каменьями. Из-под ворота выступает меховой стоячий воротник. На ногах – расшитые сапожки, на голове - круглая шапочка, тафья, которую носили дома. В левой руке царя – разукрашенный посох с набалдашником из слоновой кости и с острым наконечником, в правой – четки».

На портрете, слева, художник изобразил окно в царских палатах, из узкого закругленного проема которого видна слободская улица Москвы с шатровой колоколенкой и островерхими крышами деревянных домов. Эмоционально-лирическая нота, звучащая в этом пейзаже, оживляет общее гретущее настроение картины. «Окно в реальный мир» переносит наше воображение в точно обозначенное историческое время, служит дополнительным фактором для его характеристики.

Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, oдeтый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах, спускался по крутой лестнице. Его облик был величественен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев. Строго выдержанная цветовая гамма картины создавала впечатление монументальности.

  1. Знакомство с текстами художественных произведений.

О том, какие нравы царили и насаждались в XVI веке, свидетельствует «Домострой» - литературный памятник того времени, содержащий наставления, поучения и правила, которыми должен был руководствоваться благочестивый человек.

В книге можно было прочитать: «Царя бойся и служи ему верою и всегда о нем Бога моли и ложно отнюдь не глаголи (не говори) пред ним; но с покорением истину отвещай ему, яко самому Богу, и во всем повинуйся ему. Обидим (обиженный) не мсти; хулим (обвиненный) моли; зла на зло не воздавай; согрешающая (грешащих) не осуждай… Подобает поучити мужем (мужьям) жен своих с любовию и благорассудным наказанием; жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии – како душу спасти, Богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всем ему покорятися; и что муж накажет, то с любовию принимати и со страхом внимати, и творити по его наказанию (т.е. по указанию мужа)».

А теперь обратимся к творчеству писателей, силой своего воображения восстановивших для нас XVI век.

А. К. Толстой «Василий Шибанов». Приложение 2.

Дм. Кедрин «Зодчие». Приложение 3.



  1. Подведение итогов (рефлексия).

- Какая тема, какие мысли объединяют рассмотренные на уроке произведения?

- Какие признаки эпохи царствования Ивана Грозного отражены в произведениях?

- Что, по-вашему, может быть интересно в этих произведениях нашему современнику?



  1. Домашнее задание.



Прочитать «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.







Приложение 2

Алексей Толстой

ВАСИЛИЙ ШИБАНОВ

В один из тяжелых периодов Ливонской войны, когда русские терпели поражения, на сторону врага перешел воевода князь Курбский. Поселившись в Литве, он отправил Ивану Грозному несколько посланий, в которых обвинял царя в деспотизме и неудачном ведении боевых действий. Он принял также участие в войне против России.

К этим историческим событиям обратился в своей балладе «Василий Щибанов» поэт А. К. Толстой. Как всякое художественное произведение, баллада А. Толстого не буквально воспроизводит факты жизни: передавая дух эпохи и особенности характеров исторических лиц, она разрабатывает вымышленный сюжет. В балладе, в частности, упоминаются опричники; на самом деле Курбский бежал из России еще до введения опричнины. Не установлено, был ли Василий Шибанов, слуга князя Курбского, пойман в Литве и привезен в Москву, или его послал с письмом к царю Курбский (источники сообщают об этом по-разному).



Князь Курбский от царского гнева бежал,

С ним Васька Шибанов, стремянный.

Дороден был князь, конь измученный пал —

Как быть среди ночи туманной?

Но рабскую верность Шибанов храня,

Свого отдает воеводе коня:

«Скачи, князь, до вражьего стану,

Авось я пешой не отстану!»



И князь доскакал. Под литовским шатром

Опальный сидит воевода;

Стоят в изумленье литовцы кругом,

Без шапок толпятся у входа,

Всяк русскому витязю честь воздает,

Недаром дивится литовский народ,

И ходят их головы кругом:

«Князь Курбский нам сделался другом!»



Но князя не радует новая честь,

Исполнен он желчи и злобы;

Готовится Курбский царю перечесть

Души оскорбленной зазнобы:

«Что долго в себе я таю и ношу,

То всё я пространно к царю напишу,

Скажу напрямик, без изгиба,

За все его ласки спасибо!»



И пишет боярин всю ночь напролет,

Перо его местию дышит;

Прочтет, улыбнется, и снова прочтет,

И снова без отдыха пишет,

И злыми словами язвит он царя,

И вот уж, когда залилася заря,

Поспело ему на отраду

Послание, полное яду.



Но кто ж дерзновенные князя слова

Отвезть Иоанну возьмется?

Кому не люба на плечах голова,

Чье сердце в груди не сожмется?

Невольно сомненья на князя нашли...

Вдруг входит Шибанов, в поту и в пыли:

«Князь, служба моя не нужна ли?

Вишь, наши меня не догнали!»



И в радости князь посылает раба,

Торопит его в нетерпенье:

«Ты телом здоров, и душа не слаба,

А вот и рубли в награжденье!»

Шибанов в ответ господину: «Добро!

Тебе здесь нужнее твое серебро,

А я передам и за муки

Письмо твое в царские руки!»



Звон медный несется, гудит над Москвой;

Царь в смирной одежде трезвонит;

Зовет ли обратно он прежний покой

Иль совесть навеки хоронит?

Но часто и мерно он в колокол бьет,

И звону внимает московский народ

И молится, полный боязни,

Чтоб день миновался без казни.



В ответ властелину гудят терема,

Звонит с ним и Вяземский лютый,

Звонит всей опрични кромешная тьма,

И Васька Грязной, и Малюта,

И тут же, гордяся своею красой,

С девичьей улыбкой, с змеиной душой,

Любимец звонит Иоаннов,

Отверженный Богом Басманов.



Царь кончил; на жезл опираясь, идет,

И с ним всех окольных собранье.

Вдруг едет гонец, раздвигает народ,

Над шапкою держит посланье.

И спрянул с коня он поспешно долой,

К царю Иоанну подходит пешой

И молвит ему, не бледнея:

«От Курбского, князя Андрея!»



И очи царя загорелися вдруг:

«Ко мне? От злодея лихого?

Читайте же, дьяки, читайте мне вслух

Посланье от слова до слова!

Подай сюда грамоту, дерзкий гонец!»

И в ногу Шибанова острый конец

Жезла своего он вонзает,

Налег на костыль — и внимает:



«Царю, прославляему древле от всех,

Но тонущу в сквернах обильных!

Ответствуй, безумный, каких ради грех

Побил еси добрых и сильных?

Ответствуй, не ими ль, средь тяжкой войны,

Без счета твердыни врагов сражены?

Не их ли ты мужеством славен?

И кто им бысть верностью равен?



Безумный! Иль мнишись бессмертнее нас,

В небытную ересь прельщенный?

Внимай же! Приидет возмездия час,

Писанием нам предреченный,

И аз, иже кровь в непрестанных боях

За тя, аки воду, лиях и лиях,

С тобой пред судьею предстану!»

Так Курбский писал Иоанну.



Шибанов молчал. Из пронзенной ноги

Кровь алым струилася током,

И царь на спокойное око слуги

Взирал испытующим оком.

Стоял неподвижно опричников ряд;

Был мрачен владыки загадочный взгляд,

Как будто исполнен печали,

И все в ожиданье молчали.



И молвил так царь: «Да, боярин твой прав,

И нет уж мне жизни отрадной!

Кровь добрых и сильных ногами поправ,

Я пес недостойный и смрадный!

Гонец, ты не раб, но товарищ и друг,

И много, знать, верных у Курбского слуг,

Что выдал тебя за бесценок!

Ступай же с Малютой в застенок!»



Пытают и мучат гонца палачи,

Друг к другу приходят на смену.

«Товарищей Курбского ты уличи,

Открой их собачью измену!»

И царь вопрошает: «Ну что же гонец?

Назвал ли он вора друзей наконец?»

«Царь, слово его всё едино:

Он славит свого господина!»



День меркнет, приходит ночная пора,

Скрипят у застенка ворота,

Заплечные входят опять мастера,

Опять зачалася работа.

«Ну, что же, назвал ли злодеев гонец?»

«Царь, близок ему уж приходит конец,

Но слово его все едино,

Он славит свого господина:



"О князь, ты, который предать меня мог

За сладостный миг укоризны,

О князь, я молю, да простит тебе бог

Измену твою пред отчизной!

Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,

Язык мой немеет, и взор мой угас,

Но в сердце любовь и прощенье —

Помилуй мои прегрешенья!



Услышь меня, боже, в предсмертный мой час,

Прости моего господина!

Язык мой немеет, и взор мой угас,

Но слово мое все едино:

За грозного, боже, царя я молюсь,

За нашу святую, великую Русь —

И твердо жду смерти желанной!”»

Так умер Шибанов, стремянный.

1840-е



























































Приложение 3

Дм. Кедрин

Зодчие

В 1938 году Дм. Кедрин написал самое свое знаменитое стихотворение «Зодчие», под влиянием которого Андрей Тарковский создал фильм «Андрей Рублев». «Страшная царская милость» - выколотые по приказу Ивана Грозного глаза творцов Василия Блаженного.

1Как побил государь

Золотую Орду под Казанью,

Указал на подворье своё

Приходить мастерам.

И велел благодетель, -

Гласит летописца сказанье, -

В память оной победы

Да выстроят каменный храм.

2

И к нему привели

Флорентийцев,

И немцев,

И прочих

Иноземных мужей,

Пивших чару вина в один дых.

И пришли к нему двое

Безвестных владимирских зодчих,

Двое русских строителей,

Статных,

Босых,

Молодых.

3

Лился свет в слюдяное оконце,

Был дух вельми спёртый.

Изразцовая печка.

Божница.

Угар и жара.

И в посконных рубахах

Перед Иоанном Четвёртым,

Крепко за руки взявшись,

Стояли сии мастера.

4

- Смерды!

Можете ль церкву сложить

Иноземных пригожей?

Чтоб была благолепней

Заморских церквей, говорю? -

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

- Можем!

Прикажи, государь! -

И ударились в ноги царю.

5

Государь приказал.

И в субботу на вербной неделе,

Покрестясь на восход,

Ремешками схватив волоса,

Государевы зодчие

Фартуки наспех надели,

На широких плечах

Кирпичи понесли на леса.





6

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И, работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровли крыли лазурью снаружи

И в свинцовые рамы

Вставляли чешуйки слюды.

7

И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху.

Переходы,

Балкончики,

Луковки да купола.

И дивились учёные люди,

Зане эта церковь

Краше вилл италийских

И пагод индийских была!

8

Был диковинный храм

Богомазами весь размалёван,

В алтаре, и при входах,

И в царском притворе самом.

Живописной артелью

Монаха Андрея Рублёва

Изукрашен зело

Византийским суровым письмом...

9

А в ногах у постройки

Торговая площадь жужжала,

Торовато кричала купцам:

- Покажи, чем живёшь! -

Ночью подлый народ

До креста пропивался в кружалах,

А утрами истошно вопил,

Становясь на правёж.

10

Тать, засеченный плетью,

У плахи лежал бездыханно,

Прямо в небо уставя

Очёсок седой бороды,

И в московской неволе

Томились татарские ханы,

Посланцы Золотой,

Перемётчики Чёрной Орды.

11

А над всем этим срамом

Та церковь была -

Как невеста!

И с рогожкой своей,

С бирюзовым колечком во рту, -

Непотребная девка

Стояла у Лобного места

И, дивясь,

Как на сказку,

Глядела на ту красоту...

12

А как храм освятили,

То с посохом,

В шапке монашьей,

Обошёл его царь -

От подвалов и служб до креста.

И, окинувши взором

Его узорчатые башни,

- Лепота! - молвил царь.

И ответили все: - Лепота!

13

И спросил благодетель:

- А можете ль сделать пригожей,

Благолепнее этого храма

Другой, говорю? -

И, тряхнув волосами,

Ответили зодчие:

- Можем!

Прикажи, государь! -

И ударились в ноги царю.

14

И тогда государь

Повелел ослепить этих зодчих,

Чтоб в земле его

Церковь

Стояла одна такова,

Чтобы в Суздальских землях

И в землях Рязанских

И прочих

Не поставили лучшего храма,

Чем храм Покрова!

15

Соколиные очи

Кололи им шилом железным,

Дабы белого света

Увидеть они не могли.

И клеймили клеймом,

Их секли батогами, болезных,

И кидали их,

Тёмных,

На стылое лоно земли.

16

И в Обжорном ряду,

Там, где заваль кабацкая пела,

Где сивухой разило,

Где было от пару темно,

Где кричали дьяки:

- Государево слово и дело! -

Мастера Христа ради

Просили на хлеб и вино.

17

И стояла их церковь

Такая,

Что словно приснилась.

И звонила она,

Будто их отпевала навзрыд,

И запретную песню

Про страшную царскую милость

Пели в тайных местах

По широкой Руси

Гусляры.

1938





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ