Урок литературного чтения в 3 классе «М.М.Пришвин. Старый гриб»

Урок литературного чтения в 3 классе

«М.М.Пришвин. Старый гриб»

Цели:

-продолжить знакомство с творчеством М. Пришвина;

-развивать навыки чтения;

-обучать работе с текстом;

-учить детей рассказывать о своих впечатлениях и делиться мыслями с товарищами;

-воспитывать чувство доброты, уважения к людям, бережное отношение к природе.


Оборудование: портрет писателя, выставка его книг, аудиозапись «Звуки леса», картина леса, карточки для рисования гриба, восковые карандаши, пословицы на доске.

На доске цитата: «Я нашёл себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой» (М.М. Пришвин)


1) Вступительное слово учителя:

- Итак, урок чтения.

Представьте: по улицам Москвы в самый ранний час неторопливо проезжает маленький голубой «Москвич». За его рулём сидит старый шофёр в очках, шляпа сдвинута на затылок, открывает высокий лоб и крутые завитки седых волос. Рядом, справа от шофёра, сидит молодая, но тоже седая охотничья собака- Жалька.

Писатель М. Пришвин был старейшим шофёром Москвы. Он до восьмидесяти с лишним лет сам водил машину, сам её осматривал и мыл, и обращался в этом деле за помощью только в крайних случаях. Михаил Михайлович относился к своей машине как к живому существу и называл её ласково: «Маша».

Машина ему нужна была исключительно для его писательской работы. Ведь с ростом городов нетронутая природа всё отдалялась, а вышагивать по многу километров для свидания с ней, уже был не в силах. Вот почему М. Пришвин называл свой ключик от машины «ключом счастья и свободы» (он носил его всегда с собой).


- Вы, ребята, уже читали, слушали много произведений М. Пришвина. Как вы думаете, что объединяет все эти произведения?

- Сегодня мы поговорим ещё об одном рассказе этого замечательного писателя-«Старый гриб».Вы его читали дома. Поделитесь своими мыслями, впечатлениями. (Ответы детей).


2) М.М. Пришвин был очень старым, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера то с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой, и уж непременно со своей записной книжкой.

- А как вы думаете, зачем с книжкой?


- Ребята, давайте представим, что М. Пришвин взял нас за руку и повёл за собой в лес.

Эта картина пусть поможет нам лучше представить.

(Звучит музыка. Под музыку ученик читает два первых абзаца.)

-Какие мысли, чувства возникли у вас сейчас?



3) Выборочное чтение.

- Ребята, от чьего имени написано произведение?

Просмотрите рассказ. В каких отрывках мы видим, что автор очень хорошо понимает природу, что она ему близка? (разговор птичек, приметы, грибы)

-Как относится М. Пришвин к птичкам, грибам?

- Ребята, давайте найдём описание старого гриба.

- Какая от него польза? (если бы была молодая сыроежка, то вода бы не скопилась)

- Я думаю, автор относится к грибу с уважением. А как вы думаете?

- Кого подразумевает М. Пришвин под старым грибом? (старых людей)

- Думая о себе, о своём благополучии, старайся думать и понимать от кого ты пошёл, кто тебе это дал, кому ты обязан своей жизнью и всем, что имеешь.

- Какими художественными средствами пользовался автор, чтобы произведение было красивым, интересным, эмоциональным? (сравнения, метафора)

- Можно ли назвать Пришвина –мастером слова? (отметить карандашом и зачитать)

- Как Пришвин относится к природе?



4) Физминутка.

- Ребята, давайте отдохнём.

Мы входим в лес.

Сколько здесь чудес!

Посмотрели вправо, влево,

Наклонились и присели,

Заниматься тихо сели.



5)- Мне кажется чего-то на картине не хватает?

-Давайте нарисуем сыроежки.

(Дети рисуют под музыку и выставляют у доски карточки. Одну прикрепляем к картине.)

-Ребята, давайте прочитаем, какими словами заканчивается рассказ.( два последних абзаца)

-Как вы это понимаете? О каких чудесах говорит писатель? Почему вода оказалась чудесной? (призыв быть внимательнее ко всему живому, что нас окружает)

-Как вы думаете, почему рассказ М. Пришвина поместили в наш учебник?


«Я нашёл себе любимое дело: искать и открывать в природе прекрасные стороны души человеческой»- писал М. Пришвин.

Можно ли всё рассказать о лесе? Ведь о нём так много написано. Великий знаток природы Пришвин, однако, считал, что до конца его всё равно не опишешь. Это целый богатейший мир. И такому художнику, как М. Пришвин своим образом леса удаётся вызвать у читателя понимание природы и заставить его переживать и ценить природу.



6) Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы. Как вы думаете, какая пословица больше всего подходит к рассказу «Старый гриб»?

«Жизнь дана на добрые дела»

«Без старых не проживёшь»

«Бережливость дороже богатства»

«Учись доброму- худое на ум не пойдёт»



7) Обзор книг М. Пришвина.

Когда вы будете читать рассказы М. Пришвина, вы увидите, словно перед глазами, всё, о чём в них написано, научитесь ещё лучше понимать и любить родную природу. Она станет вашим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее.


8) Оценивание работы детей.


9)Дом. задание: Краткий пересказ.



3


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ