МАСТЕР-КЛАСС «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА АРИФМЕТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 1 г. Малмыжа Кировской области
Районный конкурс «Учитель года – 2009»
МАСТЕР-КЛАСС
«ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА АРИФМЕТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ»
Брюхачёва Алевтина Анатольевна
учитель начальных классов
Февраль 2009 года
Формирование вычислительных навыков – одна из главных задач, которая должна быть решена в ходе обучения детей в начальной школе. Поскольку вычислительные навыки необходимы как в практической жизни человека, так и в учении. Данная тема актуальна, так как математика является одной из важнейших наук на Земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Вычислительные навыки как составная часть математической культуры современного человека имеют большое прикладное значение в учебной и в дальнейшей трудовой деятельности, является тем запасом знаний, умений, который находит повсеместное применение.
Умение пользоваться микрокалькулятором стало неотъемлемой частью математической культуры современного человека. Конкретные числа и действия машине задаёт человек. В некоторых ситуациях машина может дать сбой либо задающий ей числа и операции допускает ошибку. Младший же школьник, используя микрокалькулятор, естественно не сомневается в истинности результатов, которые выдаёт машина. Поэтому для предупреждения ошибок в вычислении я считаю, что младших школьников надо учить давать предварительную оценку результатам на основании округления исходных данных и промежуточных результатов действий, то есть выполнять прикидку результатов (числа цифр результатов, его последней цифры с помощью предварительного округления, на основании зависимости между результатами и компонентами арифметических действий). Следовательно, одной из важных характеристик вычислительных навыков является умение прогнозировать результат и оценивать его истинность, которое необходимо в дальнейшем обучении при изучении целого ряда предметов среднего и старшего звена.
В толковом психологическом словаре «прогноз» - в общем смысле: предсказание хода и результата любого процесса. У Я.И.Грудёнова «прогнозирование – это предвидение тех результатов, к которым может привести поиск». В современной психологии считают, что человек ищет и находит решение любой задачи на основе непрерывного прогнозирования искомого, то есть некоторого предвидения, получаемого результата в процессе анализа, синтеза, обобщения. В школе же под прогнозированием понимается предварительное оценивание результатов арифметических действий, позволяющее избежать очевидных ошибок в вычислениях.
Из бесед с учителями математики я выявила, что многие дети, приходя в 5 класс, испытывают трудности в выборе действия при решении задач, допускают ошибки при делении многозначного числа на однозначное и двузначное, особенно когда в частном есть нули. Я пришла к выводу, что действительно приём прогнозирования должен формироваться в начальной школе. Приём прогнозирования является пропедевтикой для изучения математики в среднем и старшем звене, тем более когда школа имеет статус углублённого изучения математики. В начальном курсе математики такие задания особенно актуальны при изучении арифметических действий с многозначными числами, основу которых составляет также усвоение алгоритмов письменного умножения и деления.
Так как у меня четвёртый класс, поэтому использование приёма прогнозирования покажу на примере задания для 4 класса. Но как только становится возможным, по мере изучения тем я ввожу этот приём с первого класса.
На этапе актуализации знаний я использую следующие виды заданий:
Выбери число, которое может получиться при умножении двух других:
60, 15, 4
7, 98, 14
9, 144, 16
6, 18, 108
Какой цифрой может быть записано частное чисел? Назови верное частное.
420 : 96
302 : 39
3, 4, 5
7, 8, 9
109 : 13
256 : 27
7, 8, 9
7, 8, 9
Поставьте нужные знаки действий, чтобы равенства были верными?
4500 * 9 * 800 = 1300
6400 * 8 * 200 = 800
500 * 7 * 500 = 3000
300 * 6 * 200 = 2000
Не вычисляя, расположи выражения в порядке возрастания их значений:
а) 3009 х 4; 309 х 6; 4207 х 4; 352 х 6; 319 х 6
б) 2018 х 5; 218 х 7; 4057 х 5; 457 х 7; 208 х 7
Не производя вычислений, сравни и поставь знак:
38 х 7 + 38 х 3 … 38 х 11
76 х 5 х 7 … 76 х 12
3806 х (3 + 8) … 3806 х 3 + 3806
5060 х 6 … 5600 х 6
Применение приёма прогнозирования на этапе актуализации знаний помогает увеличить скорость и правильность устных вычислений. Это своего рода математическая разминка, гимнастика ума перед дальнейшей работой по теме.
На этапе изучения нового при делении и умножении многозначного числа на однозначное предлагаю задания следующего типа:
Подчеркни первое неполное делимое и определи количество цифр в частном:
3294 6 5392 4 254105 5 8320 8
Выполняя деление в следующих случаях:
9870 : 35
136576 : 64
95345 : 485
76171 : 19
720036 : 36
ученик в частном получил: 1) трёхзначное число; 2) четырёхзначное число; 3) двухзначное число; 4) четырёхзначное число; 5) трёхзначное число.
В каких случаях частное найдено неверно?
Не выполняя действия деления, укажи, какие из равенств неверны:
116174 : 58 = 20344
172 : 9 = 4908
21476 : 7 = 368
Найди ошибки, не производя вычислений, способом прикидки:
8004 х 9 = 7236
978 х 8 = 73484
4567 х 8 = 325536
8352 х 7 = 58464
Не вычисляя, определите, сколько цифр будет в записи значений выражений:
2395 х 3
2395 х 6
12395 х 5
22395 х 5
В ходе изучения нового использование приёма прогнозирования способствует более прочному усвоению нового материала, помогает предупредить ошибки в вычислениях.
На этапе закрепления нового предлагаю задания следующего вида:
Это задание повышенной трудности, рассчитанное на более высокий уровень интеллекта.
Умение решать задачи включает в себя овладение конкретными способами решения. Кроме того, большое значение имеет умение догадываться, подбирать ответ задачи. При решении задач геометрического характера предлагаю задания следующего содержания:
Периметр прямоугольника – 44см, его площадь – 72 см2. Какими могут быть длины сторон этого прямоугольника?
-
Длина
Ширина
9 см
24 см
20 см
21 см
18 см
8 см
3 см
2 см
1 см
4 см
Догадайся, какой единицей длины пользовались при измерении?
Длина кисточки – 19___
Ширина моста – 11___
Длина скрепки – 19___
Расстояние между городами – 19___
Площадь кухни – 8___
При составлении и подборе текстовых задач особое внимание уделяю содержанию задачи: включаю ситуации, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни.
Текстовые задачи:
Разность двух чисел 70. Одно число больше другого в 11 раз. Найдите эти числа.
У Кати было 324 рубля. Сможет ли она купить 6 килограммов апельсинов по цене 54 рубля за килограмм?
Можно ли 25 человек рассадить в два ряда поровну?
У отца 3000 рублей. Стоимость одного билета в аквапарк 600 рублей. Сможет ли он сводить четверых своих детей?
В столовую ложку вмещается 25 граммов муки, а в стакан – 130 граммов муки. Сколько примерно столовых ложек муки вмещается в стакан?
Таким образом, формирование умения прогнозировать, предвидеть результаты является важным компонентом развития логического мышления учащихся. Данное умение важно не только как одно из качеств осознанного вычислительного навыка, но и необходимо при решении любой задачи и в дальнейшей трудовой деятельности.
Уважаемые коллеги, ваше внимание обращаю на задание следующего содержания и предлагаю выполнить.
Прикиньте, можно ли указанный в таблице товар унести в сумке, выдерживающей не более двух килограммов?
-
Книги
Масса, г
Количество
Словарь
Учебник
Справочник
Стихи
240
350
120
50
2
3
1
5
Как можно облегчить усвоение материала, используя метод прогнозирования на ваших предметах?
А в каких жизненных ситуациях вы применяете умение прогнозировать результат?
А сейчас у меня вопрос к учителям математики. Как вы думаете, необходимо ли учить этому с начальной школы? Каким образом это облегчает процесс обучения в среднем звене?
Выполнение подобных заданий на прогнозирование результата в процессе формирования вычислительных навыков позволит сформировать у школьников умение оперировать учебным материалом: умение анализировать, сравнивать, выдвигать предположения, подтверждать или опровергать их, активно использовать ранее усвоенные знания, что будет способствовать становлению высокой математической культуры современного человека. Приём прогнозирования развивает саморефлексию учащихся и готовит к решению задач в жизненных ситуациях.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории математика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ